Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

PodporinovaПодпоринова Надежда Олеговна

Преподаватель МБОУ ДОД ДШИ «Овация» (эстрадно-джазовый вокал)

Подпоринова Людмила Николаевна                            

Руководитель Образцового художественного детского вокального коллектива «Bell canto»

«Психологическая адаптация ребенка к публичному выступлению»

Методический доклад, Краснодар, 2012


Цель данной работы:

Обобщить опыт психологической подготовки начинающего певца (артиста) для успешного решения проблемы сценического волнения.
Задачи:

  • выявить основные причины возникновения проблемы;
  • рассмотреть проблему, ориентируясь на основные психотипы;
  • обозначить пути решения.

 Возрастная ориентация: 

Широкий возрастной диапазон индивидуальной (групповой) формы обучения.


Успешное выступление артиста на сцене является результатом сочетания многих факторов, среди которых одним из важных является преодоление сценического волнения. Сценическое волнение – это одна из форм психического состояния личности до и во время концертного выступления. Как показывает практика, волнение в той или иной степени испытывает абсолютно каждый исполнитель.
У одних певцов волнение способствует эмоциональному подъёму, концентрации внимания, мобилизации творческого потенциала, что помогает сделать его выступление более ярким, неповторимым. Речь идёт об исполнителе-экстраверте. Экстраверты отличаются общительностью, открытостью и яркостью переживаемых эмоциональных состояний, обращенностью во внешний мир. Проблемы, с которыми сталкиваются исполнители-экстраверты, - излишняя импульсивность, склонность к спонтанным поступкам.
У других вокалистов сценическое волнение вызывает полное подавление каких либо творческих проявлений, эмоций. На этом фоне у них появляется скованность движений, что приводит к мышечной зажатости, в том числе и голосового аппарата. Такое психологическое состояние свойственно исполнителям-интровертам. Интроверты характеризуются обращенностью в свой собственный мир, замкнутостью, склонностью к уединению. «Раскрыться», выразить себя на публике - вот та  проблема, которая должна быть решена в первую очередь при работе с вокалистами склонными к интроверсии.
Цель работы преподавателя на начальном этапе – формирование устойчивости нервной системы к внешним раздражителям (депрессантам), воздействующим на юного певца, и достижение оптимального концертного состояния. Способность находиться в оптимальном концертном состоянии тесно связана с личностными качествами артиста. Как бы ни были велики психологические сложности публичного исполнения, они могут быть с успехом устранены, если артист будет владеть соответствующими приемами и способами их преодоления
Способы преодоления сценического волнения:
1. Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления.
За несколько дней до выступления артист должен представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своём воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление.
На первом этапе нужно максимально освободиться, расслабить все мышцы тела. На втором - мысленно проработать образную картину предстоящего концертного выступления, отчётливо представить зал, сцену, слушателей перед которыми предстоит выступление, как спокойно и уверенно артист выходит на сцену, прекрасно исполняет свою песню без волнения и страха перед аудиторией и т.д.
2. Пение перед воображаемой аудиторией.
На заключительных этапах работы над произведением, когда уже всё готово, песня пропевается целиком от начала до конца с представлением, что она исполняется перед очень взыскательной публикой. Надо быть готовым к любым неожиданностям и, не останавливаясь, идти дальше, как на реальном концерте.
Такие выступления нужно записывать на аудио- или видеоноситель – для самоанализа и, разумеется, самокритики.
Для обнаружения возможных ошибок можно усложнить упражнение следующим образом:
1. Завязать на глаза повязку.
Пение с помехами и отвлекающими факторами поможет концентрации внимания.
2. Артист должен выполнить50 прыжков или 30 приседаний до большого учащения пульса и спеть перед воображаемой аудиторией.
Несколько
похожее состояние бывает в момент выхода на сцену. Подобные упражнения требуют большого нервного напряжения, зато, если всё получается, на концерте вряд ли могут случиться неприятные неожиданности.
3. Генеральные прогоны. В этом приёме психологической подготовки исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от «самостоятельных» занятий и заканчивая в кругу друзей или родственников. Такие «прогоны» программы надо делать как можно чаще. Необходимо стараться достичь того, чтобы «трудное стало привычным, привычное – лёгким, а лёгкое – приятным». (К.С.Станиславский).
4. Ролевая подготовка. Исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо известного ему артиста, не боящегося публичных выступлений, и начинает петь, как бы в образе этого человека.
Смысл данного приема заключается в том, что артист, чрезмерно волнующийся перед выступлением, вопреки своему состоянию, начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не боится. Представить можно певца, на которого хотелось бы походить. Далее надо с максимально возможной точностью постараться вжиться в этот образ, копируя манеру исполнителя держаться на сцене. При этом неминуемо будет рождаться новое психическое состояние, в котором будут преобладать настроения уверенности и позитивного мироощущения.
Если робкий и застенчивый начинающий исполнитель будет достаточно долго и уверенно, а главное с большим убеждением говорить себе: «Я первоклассный исполнитель, у меня свободные и непринуждённые движения, прекрасный голос, мне нравится выступать при большом стечении публики, я получаю огромное наслаждение от своих выступлений», то он в значительной мере избавится от гнетущего чувства уязвимости во время публичного выступления.
Как правило, удачным выступлениям сопутствуют приподнятое настроение, желание хорошо выступить, особый боевой задор, отсутствие утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие. Неудачным выступлениям, предшествуют общее утомление и переутомление, плохое питание, отсутствие режима труда и отдыха, плохая физическая подготовка, подавленное настроение.
Признаки сценического волнения (условное разделение на группы):
1 группа «Вегето-сосудистые проявления» - покраснение или побледнение лица; усиление потовыделения; увеличение слюноотделения; сухость во рту; холодные руки.
2 группа «Мышечные проявления» - дрожь, каких-либо частей тела; поднятые плечи; зажатая челюсть; задранный подбородок: сдерживание дыхания; изменение пластики тела, мимики.
3 группа «Сенсорные проявления» - изменения ощущений времени – ускорение, «выпадение»; изменение самосознания – «забыл себя», «потерял контроль»; рассеянное внимание – «забыл текст» и т.д.
4 группа «Изменения звучания голоса» - по принципу «где тонко, там и рвётся» - снятие с дыхания; звук криклив или «завален»; нарушение в звучании регистров; вялая артикуляция; жёсткая атака звука и т.д. 
Подготовка к концертному выступлению, таким образом, превращается в наиважнейший этап формирования  музыканта-исполнителя, а успешность его выступления на сцене будет напрямую зависеть не только от качества и надежности выученных произведений, но и от  уровня его психологической готовности к общению с публикой.

Список использованной литературы:
1. Чистый голос. Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий. / Сост. А. Билль; М.: ООО «САМПО ПРИНТ», 2003. – 109 с.
2. Поляков А. Методика преподавания эстрадно-джазового пения: Экспресс-курс / РАМ им. Гнесиных. – М., 2008. – 44 с.
3. Исаева И. Как стать звездой: уроки эстрадного пения / И. Исаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 251 с.
4. Вицлавик Г. Оценка поведения и характера учащихся / Г. Вицлавик – М.: Просвещение, 1978. – 153 с.
5. Возрастная психология. Хрестоматия. Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – 380 с.

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар