Очередная IV городская научно-практическая конференция преподавателей детских школ искусств, эстетических центров и Краснодарского государственного университета культуры и искусств состоялась 12 декабря 2013 года в актовом зале МБОУ гимназия №44.
Инициатива проведения ее принадлежит краснодарской детской школе искусств «Овация» при поддержке КГУКИ. Тема конференции - «Элементы теоретического и исторического знания в учебно-воспитательном процессе детской школы искусств. Значение познавательного компонента».
В конференции приняли участие более 40 докладчиков, среди них преподаватели краснодарских ДШИ: №1, «Юбилейная», «Родник», «Овация», «Школы- интерната для одаренных детей им. В.Г. Захарченко», а также преподаватели КГУКИ: Павловская Е.И, профессор, преподаватель кафедры народных инструментов; Гаврюшенко Н.Н., доцент КГУКИ, методист МБОУ ДОД ДШИ «Овация»; Мелещенко В.В., преподаватель сольного пения КГУКИ, преподаватель вокально-хоровых дисциплин МБОУ ДОД ДШИ «Овация»; Голубева М.А., преподаватель вокально-хоровых дисциплин КГУКИ.
На конференции были представлены работы, в которых рассмотрены следующие вопросы:
1. Методологический аспект обучения искусству. Система ДОД и сфера методологических идей:
а) искусство в контексте культуры;
б) типы культур;
в) диалог как принцип коммуникации в культуре; обратная связь;
г) психологические аспекты: интуиция и мышление; фактор восприятия искусства и его фундаментальное значение для формирования мышления учащихся;
д) композитор, исполнитель, слушатель (а также художник, зритель, читатель) как субъекты культуры; различие их социальных ролей;
е) актуальность идей общей дидактики (проблемное обучение, теория развивающего обучения, «педагогика сотрудничества») для освоения познавательного компонента в ДШИ.
2. Понятие жанра – ключ к содержанию произведений искусства, понятие, указывающее на желательное единство теоретических и исторических знаний (на всех отделениях ДШИ).
3. Важность теоретической деятельности учащихся не только на музыкальных отделениях, но и на отделениях хореографии, изобразительного искусства, театра, народного искусства и др.
4. Методика формирования теоретических понятий – частных и общих (как пример, понятия гармонии, полифонии, ритма, формы музыкального произведения в музыкальном обучении):
- интересные аспекты, характеризующие смысл того или иного понятия;
- значение логики для формирования теоретического мышления учащегося; важность классификаций и систематизации для роста и упорядочивания знаний;
- элементы анализа искусства – «проба мысли» для учащихся; приемы приобщения к
- прикладные аспекты методики (наглядные средства, оформление и оснащение кабинета таблицами и пособиями, подкрепляющими теоретическую деятельность учащихся).
5. Познавательный компонент исторических дисциплин «Музыкальная литература», «Беседы по истории хореографического искусства», «Беседы по истории изобразительных искусств», «Беседы по истории театра» и др.
6. Доступные сведения о стилистическом многообразии и выразительных средствах искусства различных эпох.
7. Познавательный компонент исполнительских дисциплин:
- сведения о музыкальных инструментах;
- исторические экскурсы;
- элементы теории исполнительства, в том числе сведения о приемах игры на конкретном инструменте;
- жанры хореографического и театрального искусства, изобразительных искусств;
- специфические инструментальные жанры: фортепианные, скрипичные, гитарные и т.д.;
- выдающиеся исполнители и творческие коллективы.
8. Компьютерная музыка и современное направление в искусстве; возможности обучения на синтезаторе в ДШИ.
9. Творческие объединения учащихся (школьные музыкальные общества, клубы и кружки), а также познавательные факультативы – как стимулы роста интереса учащихся и как лаборатория формирования знаний и умений.
10. Искусствоведческие олимпиады – эффективное средство стимулирования деятельности учащихся и обобщения опыта.
11. Перспективы развития исследовательского подхода в деятельности учащихся. Новые формы и методы работы, направленные на это.
12. Доступность рассказа учителя на историческую и теоретическую тематику. Пути разработки адекватной методики.
13. Система ДОД в условиях компьютеризации и роста идей медиаобразования: вызов современной эпохи. Инновационность идей, связанных с возможностью подкрепления обучения средствами сети Интернет.
14. Специальные вопросы методики обучения в ДШИ.
Завершилась конференция «Круглым столом», в ходе которого состоялось обсуждение материалов, и все участники имели возможность обменяться своими мнениями.
Профессор КГУКИ Павловская Е.И., подытожив высказывания участников, выразила свое мнение о несомненной важности и практической пользе подобных научно-практических конференций в распространении и обобщении передового педагогического опыта.
Кроме того, преподавателями обсуждался вопрос о необходимости организации ученической научно-практической конференции для ДШИ г. Краснодара. Решено было разработать совместный проект: положение об ученической конференции, методическую базу, тесты, состав экспертной комиссии.
Всем участникам конференции вручены сертификаты, подтверждающие участие в конференции, а также благодарственные письма. Доклады участников будут опубликованы в сборнике научных статей, который выйдет в печать к сентябрю 2014 года.
Члены оргкомитета конференции 2013 года:
Председатель – О.А. Балуда (Заслуженный работник культуры Кубани, директор МБОУ ДОД ДШИ «Овация»);
Автор идеи, разработчик, рецензент материалов – Н.Н. Гаврюшенко (доцент КГУИКИ, методист МБОУ ДОД ДШИ «Овация»);
Ответственный за общие организационные вопросы, сбор заявок, докладов их классификацию, связь с авторами-участниками конференции – С.З. Белоусова (зам. директора МБОУ ДОД ДШИ «Овация» по УМР);
Ответственные за издание программы конференции - С.З. Белоусова, Н.Е. Доброскок (педагог-организатор МБОУ ДОД ДШИ «Овация»);
Музыкальное оформление конференции – С.А. Земляной (концертмейстер, педагог-организатор МБОУ ДОД ДШИ «Овация»);
Ведущая конференции – Н.М. Колесникова (Почетный работник общего образования РФ, преподаватель вокально-хоровых дисциплин МБОУ ДОД ДШИ «Овация» );
Ответственный за концертное и техническое сопровождение докладов, встречу гостей и прием коллективов, выступающих на конференции – Г.В. Лычёва (Почетный работник общего образования РФ, руководитель структурного подразделения МБОУ ДОД ДШИ «Овация» ).