Лычева Галина Викторовна
преподаватель вокально-хоровых дисциплин МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г.Краснодар
Работа над произведениями а-capella в школьном хоре
Работаю с детскими вокально-хоровыми коллективами с 1990 года. За это время я думаю, накопила значительный опыт и имею право им с вами поделиться. Сегодня я хотела бы остановиться на таком важном аспекте вокально-хоровой работы, как работа над произведениями без сопровождения. Когда нужно начинать петь а-capella? И только ли потому, что это является обязательным для участия в конкурсе. Конечно, нет. Пение без сопровождения формирует красивый, правильный звук, учит детей слушать и слышать себя.
Заниматься этим необходимо целенаправленно, с первого дня занятий. Другое дело, как сделать так, чтобы то, что нужно Вам, было интересно детям. Предположим, это начинающие, малыши. Конечно, им хочется сразу интересных песен, под фонограмму. Как же начать?
Все мы знаем как важна роль распевания в хоре. Детям совсем не обязательно говорить: необходимо распеваться. Для них это может быть весёлая игра, сочинение музыкальной сказки. По возможности старайтесь это делать или вообще без сопровождения, или давая на инструменте новый тон (тональность), а сама распевка - а-capella. Я в этом году взяла малышей, причем тех, кто не занимается музыкой, это обычный общеобразовательный класс 44 гимназии г.Краснодара, на базе которой мы работаем. Так совпало, что гудошников мало, в основном интонация чистая, но крикливая. И пение а?capella как ничто другое помогает исправить эту проблему, т.к. заставляет слушать себя.
Хочу привести совсем небольшой пример: начинаем урок с приветствия. Я пою а-capella: «Здравствуйте, ребята» (1-2-3-4-5-5), дети также отвечают: «Добрый день, добрый день, песни петь нам не лень» (5-3-1, 4-4-3-2-2-1, 4-4-3-2-2-1), можно показывать направление мелодии рукой, это очень помогает.
Дальше – распевка. Но непростая. «Мы идем и поём», далее «Дудочка» (1-2-1-2-1) – мы не только поём, но и взяли в руки инструмент дудочку (имитация), причем «играем на дудочке» а?capella, а следующий тон даём на инструменте. Идти мы можем по тропинке как вверх, так и вниз. Учатся определять направление движения мелодии. Видите, сколько задач мы сразу решаем.
А дальше наша фантазия… На звуки дудочки например может прилететь птичка-воробей. Как поёт воробей? Чик-чирик. А мотив каждый ребёнок предлагает свой: (1-2-1, 1-3-5, 5-3-1 и др). Воробей может перелетать с ветки на ветку: вверх, вниз (выше, ниже), другие птицы: ворона (дикция, произношение «Р», сова, кукушка. Я сама предлагаю песенку кукушки: «Ку-ку, ку-ку, кукушечка поёт» (по возможности без сопровождения). Это упражнение можно использовать и с ребятами постарше. На этой попевке хорошо вырабатывается и элементарный навык 2-х голосия (перекличка, затем - кукушечка поёт - с 5 к 1вверх и с 5 к 1 вниз). На следующем занятии мы сочиняет другую прогулку, например к домашним птицам: курочка, цыплята, петушок («Кукареку» - 1-3-5-8) – развитие диапазона. Дома дети сами придумывают встречу с другими животными.
Конечно, же в наши сочинения я вплетаю известные попевки: «Уж как шла лиса» - мы её инсценируем, «Ходит зайка», «Барашеньки» и другие. Причем, если мы начинаем с попевок на одном звуке, затем постепенно расширяем диапазон.
Для пения а-capella как нельзя лучше подходят народные песни: «Со вьюном я хожу», «Во поле берёза стояла», «На горе-то калина» и другие.
Сегодня я сделала небольшую подборку наиболее распространённых песен. Советую, достаньте из самых дальних полок шкафов старые сборники: «Пение в школе» и тому подобное. Там просто кладезь репертуара.
Далее – накопление концертного репертуара. Концертный репертуар без сопровождения – это в первую очередь каноны. Это доступно. Сначала выучите в унисон, чтобы было чисто, чтобы держались в тональности. Затем – можно каноном. Наиболее распространены для исполнения каноном конечно же народные песни: например «В сыром бору тропина», «Со вьюном я хожу» (можно в сочетании с подголоском) и конечно же «Во поле берёза стояла». Хороши также специально написанные для исполнения без сопровождения авторские произведения: «Дорожный канон» Ю.Литовко», «Слава солнцу, слава миру» В.Моцарта.
Ну и конечно, 2-3-х голосные обработки народных песен. А верх профессионализма – это духовная музыка. С хором общеобразовательной школы это конечно сделать трудно, но возможно. Ведь никто не запрещает Вам сделать свою обработку народной песни. Вы знаете возможности Ваших детей.