Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

9199Лычева Галина Викторовна
преподаватель вокально-хоровых дисциплин МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г.Краснодар

Дирижер школьного хора
Методическая разработка 


Как известно, хоровое пение – это коллективное творчество. В коллективном творчестве, как ни в каком другом нужен координатор, направляющий, одним словом тот, кто руководит всей работой, руководитель хора – дирижёр.
Я не буду читать лекцию кто такой дирижёр хора, основываясь на теоретических понятиях. Заумных слов не будет. Хочу поделиться своими мыслями, исходя из нашего, недавно прошедшего финала краевого конкурса хоров.

Присутствие дирижёра перед хором обязательно. Не с боку, не за хором, не в кулисах, а перед ним по центру. Необходимо обратить внимание на внешний вид: одежда, обувь, прическа.
Элементарные навыки, приобретённые в любом музыкальном учебном заведении: схема (2/4, 3/4, 4/4, сильная, слабая доля, ауфтакт-вступление, ауфтакт-снятие, дирижёрский жест (динамика). Кто то скажет: Я не учился на дирижерско-хоровом отделении, я пианист, вокалист, баянист.. а мне, работая учителем музыки в школе приходится руководить школьным хором. Но у всех в музыкальной школе было элементарно – сольфеджио, и все мы в детском возрасте умело тактировали, повзрослели – разучились.
На рабочих репетициях руководитель может пояснить, что же он хочет словами, собственным показом. На концерте дирижер не прибегает ни к словесным указаниям, ни к показу голосом. Главной воздействующей силой в этот период становится дирижерский жест, подкрепленный выразительным взглядом, общей подтянутостью дирижера.

Основным средством управления хором является так называемый дирижерский аппарат – руки, лицо дирижера, корпус. Главное в нем – это руки. Руки дирижера действуют в соответствии с характером хорового произведения , с его музыкальным содержанием и текстом.

Понимание певцами дирижерской руки, умение точно и четко выполнять требование дирижера являются показателем уровня исполнительской культуры хора. При исполнении хоровых произведений дирижерский аппарат является единственным средством управления, поэтому жесты дирижера должны быть предельно отчетливыми, ясными, понятными.
Дирижерский жест должен всегда что-нибудь заключать в себе, следовательно, он должен быть всегда оправдан, целесообразен и содержателен. Это значит, что каждое движение руки дирижера, при исполнении хорового произведения, всегда должно преследовать определенную цель, выражать и подтверждать конкретные требования дирижера. Приемы, способы, манера дирижирования во многом определяются уровнем музыкальной и общей культуры дирижера, его опытностью и профессиональностью, и поэтому они в какой-то мере индивидуальны. Но существует общепринятая система движения рук, владение основами которой для каждого дирижера является обязательным.

Руки дирижера являются центром управления исполнением. Первым и очень важным условием выразительной техники дирижирования является наличие свободной от мышечной связанности руки. Рука дирижера должна быть совершенно свободна от сковывающего ее движения мышечного напряжения, свободна как по всей длине, так и в отдельных частях. Кисть руки – главная, наиболее выразительная часть дирижерского аппарата, – заключает в себе наибольшие возможности и средства технического исполнения. Кисть обладает возможностями передать и устанавливает все виды исполнения: острое, упругое, мягкое, сухое, резкое. Основная, общепринятая исходная позиция кисти руки – ее горизонтальное положение, на уровне середины груди с направлением открытой ладони вниз. Иные положения, как например, ребром ладони к горизонтальной плоскости, или открытое положение кисти в направлении от дирижера – не допустимы, и следует считать их частными случаями отдельных моментов исполнения.

Пальцы руки в основной позиции должны находиться в слегка согнутом состоянии, немного врозь друг от друга, но не настолько, чтобы производить впечатление растопыренных, но и не должны быть плотно сложены вместе, так как ладонь, сложенная дощечкой, производит тяжелое, скованное впечатление, мало подвижна и совсем не выразительна. Указательный палец должен быть несколько выпрямлен и приподнят немного более других. Кисть должна, в основном, лежать на горизонтальной плоскости, и необходимо следить, чтобы ни кисть в целом, ни пальцы в отдельности не проваливались ниже этой плоскости. Проваливающаяся кисть является опасным дефектом – вихляющейся, развинченной, лишенной собранности, кисти. Мышечное напряжение пальцев должно соответствовать напряжению всей руки. В концах пальцев дирижер должен ощущать ту звуковую массу, которую он держит в руках. Это одно из важных условий выразительности рук дирижера.
Исходное положение кисти руки должно быть примерно таковым, как если бы она готовилась захватить горсть. Дирижер должен приготовиться как бы брать звуковую массу руками, кистью руки, пальцами. Кисть руки бывает не всегда подвижна, но она должна быть всегда, при любом напряжении руки и остроте движения свободна. Кисть руки сохраняет ведущее значение почти в любом виде – характере движения. Самое важное в дирижировании – это полная освобожденность кисти, способность ее к мгновенной реакции, к любому движению, независимо от характера движения всей руки.
Предплечье и плечо
Предплечье – вторая, по степени участия в движении руки, ее часть, и плечо – третья. Три части руки – кисть, предплечье и плечо должны быть связаны друг с другом, так как в любом характере дирижирования, в большей или меньшей степени участвуют все части, вся рука. Предплечье и плечо в дирижировании определяют видимый объем движения, его остроту и внутреннюю напряженность. По объему движения плечо, будучи связано с неподвижной частью дирижерского аппарата – плечевым суставом, менее подвижно, чем предплечье. Совершенно необходима согласованность действий плеча и предплечья, хотя они и расчленены в составах локтя. Эта согласованность должна выражаться в пропорциональности объема движения плеча и предплечья, в соответствии с требованием исполнения. Недопустимо практикующееся нередко полное выключение движения плеча, при сохранении объемистого движения предплечья. Подобная манера дирижирования, являясь большим недостатком, придает крайне неприятную механичность жесту и негибкость движению рук. Выразительность, гибкость и понятность дирижерского жеста возможны только при условии полной мышечной свободы и независимых действий частей руки дирижера при ощущении их единства.
Локоть
Высокое положение локтя создает условия, благоприятные для резких и сильных ударов руки, и вместе с тем выражает динамическую напряженность. Локоть, опускаясь вниз и приближаясь к корпусу дирижера, выражает ниспадание динамической звучности. Локоть не должен составлять острый угол между плечом и предплечьем. Рука должна округло переходить в локте из одной части в другую. Локти не должны быть поджаты к туловищу, так как этим создается неудобное положение для любого вида движения. Локоть выявляет гибкость взаимодействия частей руки, владеющих независимо друг от друга своими движениями, подчиненными ведущим движением кисти руки, при непременном условии – развязанности и свободе руки в локтевом суставе.

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар