Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

9199Лычева Галина Викторовна
преподаватель вокально-хоровых дисциплин МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодар

Интерес на вокально-хоровых занятиях – важнейший фактор воспитания музыканта в школе искусств

Приложение к программам «Вокальный ансамбль» и «Сольное пение» для музыкального (7 лет обучения) и эстетического (4 года обучения) отделений школ искусств

У многих преподавателей детских школ искусств часто возникает вопрос: «Почему иногда дети бросают учебу в школе, утрачивают интерес к занятиям музыкой?» Даже по окончании школы бывшие ученики часто избегают занятий на инструменте и, становясь взрослым, не занимаются музицированием, редко, стесняясь, играют и поют посторонним людям.

Нет детей, которые, поступая в школу, не имели бы желание заниматься музыкой. Почти все «рвутся» в школу, горько плачут, если не поступают? Мы видим блеск в глазах, надежду, радость, жажду знаний на первых уроках, и куда исчезает этот блеск дальше? Почему все-таки дети бросают школу по причине утраты интереса к занятиям музыкой?
Конечно, это не закономерно. Интерес к занятиям музыкой сохраняется и развивается у ребят на протяжении многих лет. Как же добиться того, чтобы такое стремление оставалось на всю жизнь у каждого ученика? Ведь если преподаватель сумел заинтересовать музыкой, построить урок так интересно, чтобы после занятий хотелось бежать домой и добиваться всего того, что еще не получилось на уроке, если ребенок ждет каждого урока, как подарок, как счастье, у такого преподавателя отсев равен нулю.
Когда детям интересно - они «мягкий податливый материал» для воспитания. Когда им интересно - они послушны, активны, умны и серьезны. Если им интересно - они могут работать напряженно и долго. Так что никакие педагогические усилия не заменят столь важного двигателя детской деятельности, как интерес.

Каждому педагогу в своей работе необходимо обозначить круг проблем, связанных с потерей интереса у учащихся в процессе обучения музыке; выявить причины потери интереса к предмету; сформулировать приемы и методы развития интереса к предмету; определить роль репертуара в развитии интереса к занятиям; продемонстрировать значение внеклассной работу с учащимися как составной части воспитания ученика-музыканта и развития его интеллекта.

Компонентом любого обучения, а тем более музыке, должна быть увлеченность, радость, новые открытия. Педагог, умеющий прививать интерес, часто удивляет непосвященного тем, что требования его к детям чрезвычайно высоки, а дети подчиняются его требованиям без сопротивления и охотно. И следует говорить не столько о том, как вызвать интерес у детей к занятию музыкой, а сколько о том, как его сохранить, развить, не затушевать. От интересного урока у детей обостряется восприятие, будится мысль. В природе каждого ребенка впереди познания всегда идет интерес. Разберемся, каковы же причины потери интереса к занятиям? Первая причина - подмена интереса занимательностью: одна веселая игра сменила другую, а обучающего эффекта нет. Вторая причина - формализация обучения, т.е. набор упражнений без точной цели в исполнении, преподаватель даёт упражнения для выполнения той или иной задачи без объяснения, для чего оно выбрано, во что выльется приобретенное умение. Третья причина – скучно на уроке, медленное ведение урока, ученикам неинтересно, они не загружены занятием, а время пауз превышает время работы.

Когда дети увлечены, они забывают о времени, не ждут окончания урока. Одна из причин скуки - легкий материал, с которым дети справляются сразу. Учитель не должен забывать о необходимости усложнять материал, но не требовать от детей сиюминутного идеального выполнения задания, что может погасить интерес. В старшем возрасте учащиеся видят успех не в отметках, а в умении решать сложные задачи, решение которых приносит им удовлетворение, а удовлетворение потребностей в определенных знаниях формирует потребности в новых знаниях, но не могут объяснить, почему, им не дано понять методических тонкостей, которыми владеет педагог. Проблема интереса к предмету прежде всего педагогическая, а потом методическая. Необходимо искусство планирования и ведения урока. Это сложное искусство, овладеть которым необходимо, иначе пропадет интерес у учащихся, и такой преподаватель не сможет сделать ничего, пусть он будет прекрасный специалист-музыкант, но на педагогическом поприще он не добьется успеха.

Приемы и методы развития интереса на уроке. В помощь преподавателю в развитии интереса к предмету может прийти игра. Игра стимулирует активность, но если игра перестает занимать, ребенка, он бросает ее, как только действия наводят скуку, эффект ее падает до нуля. Д.Б.Кабалевский говорил: «Игра может служить разным целям: только лишь развлечь - тогда ее место скорее на перемене, чем на уроке. Если ж увлечь чем-либо важным и нужным, тогда она (игра) становится ценнейшим элементом урока, особенно в младших классах». На уроке должна присутствовать атмосфера творческой заинтересованности, в которой процесс обучения будет процессом не только логическим, понятным, но и эмоционально увлеченным. Игровые моменты не должны быть отдельными приемами, они не должны подменять другие приемы, они должны подчиняться главной цели - воспитанию и обучению ученика. Чем же хорош прием игры на уроке? Играя, дети работают не просто с интересом, а с удовольствием. Они, шутя, не подозревая о поставленной учителем цели в данной игре, добиваются решения очень трудных задач.

Примеры игры в вокальной работе над дыханием. Развитие дыхания и укрепление диафрагмы. Нюхаем цветок - ребра раздвигаются, как будто надуваем мяч в животе, т.е. в нижней части легких. Выдох - медленно выдыхаем, дуем на свечку. Или короткий выдох (тушим свечку), или выдыхаем очень осторожно, чтобы ее не потушить. Можно использовать соревновательный прием: кто дольше может выдыхать воздух, у кого хватит дыхания на очень длинный звук или фразу. Соревнование на ровность звука на цепном дыхании, играет группа учащихся, слушая друг друга. Важно с первого урока вызвать у детей не только интерес к созданию звука, но и желание выразить звуком что-то определенное. Тогда в помощь ребенку может прийти образ. По образу ребенок может воспроизвести любой звук или раскрыть эмоциональное содержание любой песни. Музыкальная выразительность прежде всего свидетельствует о том, что у ребенка есть что выразить. Освоение выразительных средств не цель, а средство для достижения цели. Для поддержания интереса и освоения вокальных приемов есть множество песен, а преподавателю нужно продумать последовательность их изучения и включить в репертуар. Важно выбрать для детей такой репертуар, который будет им интересен, а также поможет в усвоении определенных навыков пения. У детей богатое воображение, их неудержимая фантазия нигде не воплощается так полно и объемно, как в музыке. Поэтому мир звуков детям понятен и близок. Необходимо только суметь открыть его для ребят.

Музицирование - один из перспективных методов обучения. В классе вокального ансамбля - это задача подстроить второй голос либо подголосок. Сначала этот прием применятся как упражнение, а затем можно использовать его и в песнях. Метод музицирования, импровизации и сочинения можно использовать на уроке. Это подбор аккомпанемента к песне, самостоятельное изучение многоголосных песен, дуэты, трио, пение под аккомпанемент другого ученика или под свой собственный. Можно проводить конкурсы среди учащихся, используя методы музицирования, сочинения, импровизации.

Метод соединения двух или нескольких видов искусства. Хороших результатов по стимулированию детского музыкального творчества и развития интереса можно добиться в соединении 2-х или нескольких видов искусства – музыки и живописи, музыки и поэзии. Подбор поэтических строчек, которые помогают вникнуть в эмоциональную атмосферу песни. Подбор репродукций картин по настроению вокального произведения. При сравнении картины и песни реализуется важный принцип сходства и различия. Иногда мы забываем, что важное свойство искусства во взаимообогащении его жанров. Комплексное воздействие разных видов и жанров искусства дает поразительные результаты. Сочетая на занятиях музыку со словом, движением, рисунком, мы получаем от своих детей большую творческую отдачу. Для развития образного мышления в план уроков вводятся основы понимания искусства, их связь между собой и различия. Использование иллюстраций помогает детям сосредоточить внимание, войти в образ песни. Преподавателю нужно уметь вызвать у учеников ассоциации, развить познавательный интерес.
Метод использования движения на уроке. Музыка связана с движением, она временной вид искусства. Интересно, что не только музыка придает движениям определенный характер, но и движения помогают лучше воспринимать музыкальное произведение. Работа над произведением - это творческий процесс, в котором должны присутствовать шутка, игровые моменты: маршировка, танец, хлопки. Можно использовать исполнительские краски: соло - группа; изобразительные средства голосом (в младшем возрасте): собачка – «гав, гав», гуси – «га-га», кошка – «мяу». С малышами также иногда полезно иллюстрировать песенки. Очень полезно использовать на уроке элементарное дирижирование для акцентирования внимания на ритме, фразировке, жест должен способствовать слуховому восприятию, а также эмоциональному настроению. Движения руки как бы помогают создать образ или графично показать развитие, кульминацию фразы, громкость ее исполнения, сопровождая исполнение жестами, которые показывают форте - широкий жест и пиано - маленькая амплитуда жеста.

Работа над репертуаром. Репертуар - одно из основных условий формирования певческой деятельности и развития интереса к занятиям в вокальном ансамбле. Правильно подобранный материал способствует проявлению интереса, он развивает и стимулирует способности учащихся. Преподаватель с первых дней должен строить свою работу в младшем хоре так, чтобы в процессе занятий не только отрабатывались вокальные приемы и навыки, но и развивались способности учеников, воспитывался устойчивый интерес к музыке и пению. При подборе репертуара важно выяснить, насколько данное произведение усилит интерес детей к вокальной деятельности, расширит кругозор и знания с учетом возрастных особенностей детей и степенью развития диапазона голоса, удобна ли тесситура, а также последовательность в усвоении знаний.

Нужно стремиться к тому, чтобы новые понятия дети открывали самостоятельно, это стимулирует любознательность и в итоге развивает интерес к предмету. При работе со старшими учениками особенно важно первое знакомство с сочинением. Представляя произведение, необходимо несколько слов сказать о характере, настроении произведения, о композиторе, авторе слов, эпохе, в которой они жили. А само произведение надо представит эмоционально, увлеченно, артистично, чтобы вызвать у детей интерес. Атмосфера влюбленности в произведение во время работы над ним– стимул для достижения наилучшего качества исполнения произведения. Любовь исполнителя к произведению, стремление как можно скорее услышать его в живом звучании способствует установлению напряженного темпа в работе.

Важно при подборе репертуара выбирать не только несложные песни, но и песни, в которых необходимо проявить трудолюбие, настойчивость, волю. Такие произведения чаше всего сложны для изучения, но когда выучены и детьми преодолены определенные трудности, такие произведения дают еще большую радость от полученных знаний.
Очень важно для развития интереса, чтобы репертуар был познавательным, эмоциональным, образным. Преподавателю рекомендуется постепенно включать в репертуар трудные вокальные произведения, но очень яркие и доступные для исполнения детей. Большое значение для развития интереса имеют концертные выступления. Концерты создают эмоциональный настрой, мобилизуют детей для проявления лучших качеств. Увлеченность музыкой, радость совместного творчества - вот что объединяет и движет вокальным коллективом. Музыкальное воспитание - это не только воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания.

В.Сухомлинский - великий учитель, неоднократно подчеркивал, что учебный процесс и особенно музыкальные занятия надо строить на интересе, на возбуждении желания учиться. Важнейшим средством пробуждения интереса учащихся к учению он считает творческий характер преподавания, активные методы на уроке и во внеклассной работе. Г.Струве - великолепный детский педагог-хормейстер говорил: «Когда ребята воспринимают спокойно, то есть не жаждут, не ищут встреч с музыкой, мы считаем, что сделали только полдела, что пока на пути к успеху. А вот когда ребята сами хотят встретиться с музыкой, а потом желание перерастет в потребность и музыка действительно становится частью жизни, вот тогда на нашей улице праздник».

Внеклассные мероприятия в школе искусств - одни из самых важных видов работы по развитию интереса к предмету. В нашей школе искусств ежегодно проводится множество мероприятий, в которых ребята принимают самое активное участие. Подготовительная работа к этим мероприятиям занимает довольно много времени, но дети не утрачивают интерес к этому процессу, а напротив – их интерес возрастает. Ведь нет для ребенка большего счастья, чем чувствовать свою причастность к этому действию, и не важно, какую роль он играет, главную или вспомогательную. В атмосфере взаимной дружбы ученики разных классов объединяются в единое творческое целое.

Интерес развивает трудолюбие у учеников, способствует развитию интеллекта, творческих способностей. Без этих качеств нет настоящего музыканта. Художественная одаренность педагога, его общая культура, тонкость восприятия искусства, фантазия, воображение, вкус, а также эмоциональность – все эти качества преподавателя служат основой для развития и сохранению интереса учеников к вокальному искусству. Такими качествами должен обладать каждый преподаватель.

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар