Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

babich NU

Бабич Наталья Юрьевна
преподаватель фортепиано МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодара


Воспитатель и воспитанник в педагогической технологии
Методическое сообщение


О воспитательном процессе пишут и говорят уже десятки столетий. Единство взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении процессов становления, формирования и социализации личности. Но опять-таки единых подходов к определению этих понятий нет. Одни исследователи считают, что понятие «формирование» шире, чем понятие «воспитание», другие считают, что оно уже, т.к. формирование – это внутренняя сторона воспитания. Если рассматривать соотношение понятий «формирование личности», «воспитание», «социализация», то это можно представить следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоение и присвоение общественных отношений, продолжающихся всю жизнь и имеющих определенные стадии: становления и развития личности. Отсюда следует, что процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

Следует отметить, что воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Сущность воспитания можно обнаружить там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании – это именно процесс эффективного взаимодействия (сотрудничества), воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Процесс воспитания имеет многофакторный характер. В нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы. Известно, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний как положительного, так и отрицательного характера соответственной корректировки. Воспитательный процесс обусловлен тем, что он динамичен, подвижен и изменчив.

Воспитательный процесс отличается длительностью. В школьном возрасте нервная система отличается высокой пластичностью и восприимчивостью, поэтому воспитание в эти годы оставляет наиболее глубокий след в сознании человека. Но для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Это проявление в процессе обучения и во внеклассной, и внешкольной работе. Наивно полагать, что «яркое мероприятие» способно изменить поведение учеников, нужна непрерывная, кропотливая работа педагогов, чтобы выработать устойчивые привычки.
Процесс воспитания – процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь), и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление воспитательным процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, что поступает от воспитанников. Чем больше такой информации у воспитателей, тем целесообразней воспитательное воздействие.
Таким образом, назначение воспитателя – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.

Детям нужны воспитатели – это известно всем. Одно из принявших на себя эту роль (воспитателя, классного руководителя, классного воспитателя) не все понимают, почему и зачем нужен в такой роли педагог. Они неплохо относятся к детям послушным и спокойным, легко обучаемым. Но если ребенок проявляет признаки своего возраста в формах, требующих именно профессионального участия, это зачастую вызывает у воспитателя обиду на ребенка, возмущение, гнев, ожесточение. Ребенок объявляется «нарушителем дисциплины», ему ставят в вину то, что он просто-напросто является ребенком. Подростку инкриминируют все трудности его возраста, юности – отсутствие жизненного опыта, которого еще и в помине и в помине нет; ученику – отсутствие тех качеств, которые надлежит выработать в нем.

Условиями педагогического мастерства учителей являются:
1. Культурологическая подготовка педагога. Восхождение с ребенком к высотам культуры означает каждый раз воспроизводство и воссоздание достижений человеческой культуры.
2. Философская подготовка в профессиональной компетентности воспитателя. Способного воспринимать окружающий мир в духе общечеловеческих ценностей и идеалов, олицетворять и одухотворять вещи; владея этим приемом, он сможет научить этому детей.
3. Овладение педагогической технологией – искусством прикосновения к личности ребенка. Это умение тонко инструментировать воздействие, варьировать его как психологически обоснованный акт, благодаря ему корректировать отношения ребенка к миру, своим влиянием активизировать энергетику воспитанника, а в итоге максимально реализовать воспитательный потенциал планируемого сотрудничества с ребенком и составляет содержание педагогической технологии воспитателя.

Искусство влиять на этот процесс обусловлен еле уловимыми элементами (по времени они порой занимают доли секунды), которые трудно фиксируются, еще труднее выделить самостоятельный отдельный элемент, который, тем не менее, является началом будущего сотрудничества.

Воздействие придает черты искусства отношениям педагога с детьми: здесь играют важную роль мимика и жесты, пластика, лексический строй и интонация, внешний облик и содержание действий темпо-ритм, мелодика голоса. Палитра индивидуальных красок педагогической техники беспредельна и не подвластна методической номенклатуре. Существует некое таинство общения двух субъектов (педагог – дети, педагог – ученик), двух личностных миров. Вероятно, это и позволило К.Д.Ушинскому характеризовать педагогику как искусство.

И не менее важным условием педагогической технологии для коммуникации необходимы терпимость и сдержанность, умение видеть, но далеко не на все реагировать.
По определению М.И.Станжина сильный педагог – улыбающийся педагог.

Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование. Твердо высказанная просьба выполняется охотнее, чем приказание. Чтобы молодой человек не грубил, не кривлялся, обращайтесь с ним как с уважаемым взрослым человеком.

Не менторского тона, уничтожающей иронии, бестактности. Демонстрируйте уважение к учащимся, не реагируйте бурно на хамство, которое тем сильнее, чем больше мы раздражаемся и делаем замечания. Окрики, призывы к высокой дисциплине, нравоучения не учат правильному поведению, не воспитывают положительные черты характера. Умение старшего держать себя в руках, его уважительный тон в самых сложных ситуациях – хороший образец для невольного, а нередко и для сознательного подражания.

Воспитателю не следует забывать азбучную истину: фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов закладывается в умении считаться с интересами других людей, вести себя так, чтобы рядом с тобой было удобно и приятно учиться, работать, отдыхать другим людям, в умении относиться к окружающим с тем вниманием, которого сам ждешь от них. Взаимная помощь, высокая требовательность и глубокое уважение друг к другу – правила поведения воспитанного человека.

Отсюда следует, что педагогическая технология – это система профессионально значимых умений, обеспечивающих реализацию научно обоснованных для данного момента развития воспитанника воздействий в контексте организуемого взаимодействия воспитания на воспитанника или группу воспитанников.

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар