Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

babich NU

Бабич Наталья Юрьевна
преподаватель фортепиано МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодара


Воспитательная деятельность педагога в современных условиях
Методическое сообщение

 

О воспитательном процессе пишут и говорят уже десятки столетий. Единство взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении процессов становления, формирования и социализации личности. Но опять-таки единых подходов к определению этих понятий нет. Одни исследователи считают, что понятие «формирование» шире, чем понятие «воспитание», другие считают, что оно уже, т.к. формирование – это внутренняя сторона воспитания. Если рассматривать соотношение понятий «формирование личности», «воспитание», «социализация», то это можно представить следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоение и присвоение общественных отношений, продолжающихся всю жизнь и имеющих определенные стадии: становления и развития личности. Отсюда следует, что процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

Цели воспитательной деятельности педагога.
Следует отметить, что воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Сущность воспитания можно обнаружить там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании – это именно процесс эффективного взаимодействия (сотрудничества), воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Процесс воспитания имеет многофакторный характер. В нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы. Известно, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний как положительного, так и отрицательного характера соответственной корректировки. Воспитательный процесс обусловлен тем, что он динамичен, подвижен и изменчив.

Воспитательный процесс отличается длительностью. «...Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание» (Гельвецкий К.А.) в школьном возрасте нервная система отличается высокой пластичностью и восприимчивостью, поэтому воспитание в эти годы оставляет наиболее глубокий след в сознании человека. Но для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Это проявление в процессе обучения и во внеклассной, и внешкольной работе. Наивно полагать, что «яркое мероприятие» способно изменить поведение учеников, нужна непрерывная, кропотливая работа педагогов, чтобы выработать устойчивые привычки.
Процесс воспитания – процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь), и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление воспитательным процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, что поступает от воспитанников. Чем больше такой информации у воспитателей, тем целесообразней воспитательное воздействие.
Таким образом, назначение воспитателя – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.

Воспитатель и воспитанник в педагогической технологии.
Детям нужны воспитатели – это известно всем. Одно из принявших на себя эту роль (воспитателя, классного руководителя, классного воспитателя) не все понимают, почему и зачем нужен в такой роли педагог. Они неплохо относятся к детям послушным и спокойным, легко обучаемым. Но если ребенок проявляет признаки своего возраста в формах, требующих именно профессионального участия, это зачастую вызывает у воспитателя обиду на ребенка, возмущение, гнев, ожесточение. Ребенок объявляется «нарушителем дисциплины», ему ставят в вину то, что он просто-напросто является ребенком. Подростку инкриминируют все трудности его возраста, юности – отсутствие жизненного опыта, которого еще и в помине и в помине нет; ученику – отсутствие тех качеств, которые надлежит выработать в нем.

Ступени развития, которые проходит ребенок в своем личностном становлении.
Преддошкольное детство, которое включает в себя овладение своим телом и движениями, появление речи, которая станет средством общения с другими людьми и средством познания мира.
Дошкольное детство, когда ребенок получает множество сведений об окружающем мире, пытается выяснить причины явлений, происходящих вокруг, задает взрослым тысячи «почему?» и требует ответа. Появляются первые «моральные ориентиры» знание того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Первый этап школьного обучения, когда знания об окружающем мире начинают приходить в систему, когда появляется множество обязанностей и в жизнь младшего школьника прочно входят понятия «долг», и «должен». Вместе с тем, понятие долга во многом сводится к тому, чтобы слушаться учительницу, выполнять ее указания, многие знания и нормы поведения усваиваются под влиянием взрослых и недостаточно осмысливаются. Это создает трудности на следующем этапе развития.

Подростковый возраст. Его часто называют «переходным»: ребенок как бы отплывает от берега, где прошло его детство, чтобы приплыть к другому берегу, который называется юность. Но путь этот труден и противоречив. В подростке причудливо сочетаются проявления и «детскости» и «взрослости». Причаливая к «взрослому» берегу, приходится мучительно отказываться от «детских» мыслей, «детских» привычек, «детских» убеждений. Подросток все больше задумывается об окружающем мире, приобретенный ранее опыт и развивающееся мышление позволяет ему многое переоценить в своих представлениях. Усвоенные раньше под влиянием авторитета взрослых нормы и правила поведения не устраивают подростка, и он пытается от них отказаться. Он уже не хочет жить как прежде, но еще не может по-новому: «взрослая» система ориентировки еще не выработана. Это самый «незащищенный» возраст. Поэтому в этом возрасте так часты конфликты. Как справиться с ними подросток? От этого многое будет зависеть в его дальнейшей жизни, когда он ступит «на землю» юности.

Юность. Пора, когда человек все больше обращается к самому себе: каков я? Что я знаю я этом мире? Каковы мои достоинства и недостатки? Он еще живет жизнью ученика школы, но, вместе с тем, приближается к тому моменту. Когда реальной станет самостоятельная жизнь в «большом мире». Он устремлен в будущее. Психологи очень точно сформулировали разницу между подростком и юношей: подросток к завтрашнему дню относится с позиции сегодняшнего, а юноша – к сегодняшнему дню – с позиции завтрашнего. Юность обращена в будущее. Ожидание будущего окрашивает всю жизнь молодого человека, побуждает планировать перспективу своей жизни, думать о том, каким он будет через 5, 10, 15 лет, готовить себя к этому будущему.

В школе функции воспитательной стратегии, по определению Н.Е.Шурковой, возлагаются на директора и его заместителей, которые разрабатывают содержание, формы, методы и средства воспитательного процесса. Педагог-воспитатель производит индивидуальную аранжировку всей системы воспитательных влияний школы, наблюдая за тем, как протекает индивидуальное развитие учащихся, формируется коллектив.

Современная литература подробно описывает все составные элементы педагогического профессионализма в разнообразных моделях мастерства учителей.

Условия педагогического мастерства учителей
1. Культурологическая подготовка педагога. Восхождение с ребенком к высотам культуры означает каждый раз воспроизводство и воссоздание достижений человеческой культуры.
2. Философская подготовка в профессиональной компетентности воспитателя. Способного воспринимать окружающий мир в духе общечеловеческих ценностей и идеалов, олицетворять и одухотворять вещи; владея этим приемом, он сможет научить этому детей.
3. Овладение педагогической технологией – искусством прикосновения к личности ребенка. Это умение тонко инструментировать воздействие, варьировать его как психологически обоснованный акт, благодаря ему корректировать отношения ребенка к миру, своим влиянием активизировать энергетику воспитанника, а в итоге максимально реализовать воспитательный потенциал планируемого сотрудничества с ребенком и составляет содержание педагогической технологии воспитателя.

Искусство влиять на этот процесс обусловлен еле уловимыми элементами (по времени они порой занимают доли секунды), которые трудно фиксируются, еще труднее выделить самостоятельный отдельный элемент, который, тем не менее, является началом будущего сотрудничества.

Воздействие придает черты искусства отношениям педагога с детьми: здесь играют важную роль мимика и жесты, пластика, лексический строй и интонация, внешний облик и содержание действий темпо-ритм, мелодика голоса. Палитра индивидуальных красок педагогической техники беспредельна и не подвластна методической номенклатуре. Существует некое таинство общения двух субъектов (педагог – дети, педагог – ученик), двух личностных миров. Вероятно, это и позволило К.Д.Ушинскому характеризовать педагогику как искусство.

И не менее важным условием педагогической технологии для коммуникации необходимы терпимость и сдержанность, умение видеть, но далеко не на все реагировать.
По определению М.И.Станжина сильный педагог – улыбающийся педагог.
Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование. Твердо высказанная просьба выполняется охотнее, чем приказание. Чтобы молодой человек не грубил, не кривлялся, обращайтесь с ним как с уважаемым взрослым человеком.

Не менторского тона, уничтожающей иронии, бестактности. Демонстрируйте уважение к учащимся, не реагируйте бурно на хамство, которое тем сильнее, чем больше мы раздражаемся и делаем замечания. Окрики, призывы к высокой дисциплине, нравоучения не учат правильному поведению, не воспитывают положительные черты характера. Умение старшего держать себя в руках, его уважительный тон в самых сложных ситуациях – хороший образец для невольного, а нередко и для сознательного подражания.
Воспитателю не следует забывать азбучную истину: фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов закладывается в умении считаться с интересами других людей, вести себя так, чтобы рядом с тобой было удобно и приятно учиться, работать, отдыхать другим людям, в умении относиться к окружающим с тем вниманием, которого сам ждешь от них. Взаимная помощь, высокая требовательность и глубокое уважение друг к другу – правила поведения воспитанного человека.

Отсюда следует, что педагогическая технология – это система профессионально значимых умений, обеспечивающих реализацию научно обоснованных для данного момента развития воспитанника воздействий в контексте организуемого взаимодействия воспитания на воспитанника или группу воспитанников

Приоритеты воспитательной деятельности педагога
Проблема приоритетов в теории воспитания исследована мало, поэтому так ценны идеи К.Роджерса о том, что личность ребенка для педагога должна быть всегда важнее любой педагогической проблемы, что настоящее ребенка должно быть более важным для учителя, чем его прошлое и будущее, что чувства и переживания ребенка важнее, чем его мысли и знания, что понимание важнее, чем объяснение, а принятие намного важнее исправления.

Приоритетным в воспитательной деятельности в условиях обновившегося общества и его новой системы образования становится самоопределения педагога не только по социальной константе, сколько по личностно-межличностной, что связано с новизной отношения педагога к себе как целостной системе. Сегодня педагог осознает, что успешной его профессиональная деятельность может быть только через личностные контакты с воспитанниками, а не через их «пригибание под нормы». Следствием этого понимания становится осознание педагогом того, чтоценным является влияние на детей его индивидуальности; что в современных условиях вербальное «воздействие» практически незначимо, если оно не подкрепляется высокими духовно-нравственными качествами педагога, его духовной зрелостью.

Освоение фасилитаторской деятельности как приоритетной – непростая задача для педагога. Она вступает в соревнование с другими задачами, которые также называются приоритетными: ценность конкурентоспособности, идеи религиозности личности, самоценности технической подготовленности, оснащенности новыми информационными технологиями как условия адаптации в современном мире.
Ученые отмечают, что подлинным стержнем жизнеспособности человека в гуманизирующем обществе может быть только его способность к саморазвитию, непрерывному достраиванию себя в изменяющихся условиях, духовному самоукреплению на этой основе.
Исходя из самоценности человеческой жизни, главной в его личной иерархии ценностей, педагог-гуманист развивает и у себя, и у своих воспитанников неприятие насилия, жестокости по отношению к человеку и ко всему живому, тонкое осознание экзистенциальной неповторимости, способность принять на себя всю полноту ответственности за свою деятельность.
Учитель фасилитатор – это креативная личность, творческий потенциал которого постоянно растет. Психологи, исследовавшие креативность как личностное качество (Я.Понамарев, А.Лук, Д.Симпсон и др) считают, что креативные (творческие) личности более разносторонни, инициативно включаются в деятельность и преобразуют ее в творческую, даже если деятельность представляется при первом взгляде как не предполагающая творчества. У такого педагога, как правило, есть немало разнообразных умений, более богатый опыт творчества в смежных с профессиональной областях деятельности, содержательные увлечения, что так важно для понимания детского сотворчества, соединения с воспитанниками. С.Братченко пишет, что фасилитативная способность – это сочетание пяти искусств: искусства уважения, искусства понимания, искусства помощи и поддержки, искусства договора и искусства быть самим собой.

Функции воспитательной деятельности педагога.
1. Если элементы воспитательной работы частично реализуются в преподавании и обучении, в процессе классного руководства, организации жизнедеятельности детей в школе и в системе дополнительного образования, то воспитательная функция пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя его идеологию, стратегию, тактику;
2. Если воспитательная работа направлена на решение конкретных педагогических задач (проведение праздника, классного часа) и ее эффективность определяется качеством проведения мероприятия, то воспитательная деятельность является концептуальной основой системы педагогической деятельности, и ее эффективность определяется качественными изменениями в развитии детей, их личностном росте;
3. Если воспитательная работа вариативна, то воспитательная деятельность имеет инвариантные характеристики. Здесь вместо запретов – помощь; вместо прямого требования – совместный анализ ситуации и поиск самостоятельных решений; вместо недоверия и назидательных монологов – доверие и уважительный диалог; вместо борьбы с недостатками – духовная поддержка детей.
Организуя «внутреннюю» сторону жизни класса, школы, пробуждая коллективную рефлексию, премирование, вызывая рождение «внутреннего воспитательного пространства», как жизненной философии детей, педагог становится высокоавторитетным в глазах детей, эмоционально принятым, приобретает своеобразный ореол святости, получает высокое доверие и, таким образом, становится носителем особой силы внушения, подкрепления, т.е. харизматическим лидером.
Функции воспитательной деятельности педагога, как фактора гуманизации «пространства детства» - это помощь ребенку и его поддержка в процессе развития, защита интересов ребенка (педагог как адвокат в пространстве детства), культурное влияние, фасилитация, как облегчение процесса личностного роста, организация разнообразной деятельности детей.

Характеристики воспитательной деятельности.
В качестве основных психологических характеристик воспитательной деятельности, как фактора гуманизации рассматривается эмпатия, принятие, конгруэнтность, креативность, суггестивность, способность к рефлексии.

Педагогическая эмпатия – это чувствование педагога в ребенке без оценки и принятия любого его переживания, независимо от способа выражения. Эмпатичный педагог не стыдит ребенка, не сравнивает его с другим, более удачливым, не запрещает ему свободно выражать свои чувства, потому что хорошо понимает, что энергия эмоций, будучи неотреагированной, превратится в разрушительную для здоровья ребенка силу, станет источником его невротизации. Эмпатия педагога – это умение выразить себя и свое отношение к ребенку и способность быть понятым им.

Принятие (по идеи К.Роджерса) – это твердая уверенность в том, что любой человек, независимо от расы, национальности, политических убеждений, привычек поведения, имеет право жить на земле, и никто не имеет право его уничтожить.

Выпускник школы как главный результат воспитательной деятельности.
Специфичным для воспитательной деятельности является удаленность во времени результатов воспитания: многое из того, что дает школа, проявляется позже на этапе взросления бывших учеников, в процессе переоценки ценностей. С этих позиций в качестве важного результата школьного воспитания может быть рассмотрен выпускник – человек, который выбрал и интегрировал в себя результаты многолетник и разнообразных воспитательных воздействий, влияний, действий и взаимодействий.
Критериями успешной воспитательной деятельности школы является физическое здоровье, психическое равновесие выпускников, их личностная, нравственная и гражданская зрелость, межкультурная коммуникативная и социокультурная компетентность, высокая самооценка, развитое чувство собственного достоинства, ответственность и способность сочувствовать людям.

Параметры воспитанности современных школьников.
О результатах воспитания судить не просто: их трудно измерить, они удалены во времени и, что немаловажно, трудно установить, обязательно ли результаты, как положительные, так и отрицательные, берут начало именно в школе. Они могут быть следствием социальной ситуации: бедность-богатство, домашнее благополучие-неблагополучие, национальность, раса, культура, вероисповедание, семейные традиции.

Параметры воспитанности:

  • ориентации воспитанников на общечеловеческие ценности с самого раннего детства, независимо от их национальности, вероисповедания, установок в семье. Педагог должен помнить, что каждый ребенок – житель планеты, выходящей все более осознанно в космическое пространство; он член мирового сообщества, гражданин своей страны, член своей семьи, сам будущий семьянин;
  • интеллигентность;
  • креативность; одной из задач педагога является воспитание в детях исполнительности ответственности за порученное дело. Не стоит забывать, что ученики не роботы, не автоматы – они фантазеры, творцы, создатели нового во всем, чем бы ни занимались. Очень важно, чтобы педагог, угадав в ребенке творческое начало, помог ему развить в себе эту способность, ибо именно способность к творчеству поможет ребенку войти в мир будущей профессии или стать жизненным хобби;
  • адаптивность – умение приспособится к окружающему миру, многообразному и изменчивому, к определенной среде и при этом не потеряться;
  • чувство собственного достоинства. Среди основных свойств развивающейся личности должны быть независимость, свобода в суждениях, мнениях, свобода в поступках в сочетании с ответственностью за них.

В показатели воспитанности учащихся не включены: национальное самосознание, предприимчивость, гуманизм, лидерство и другие качества, которые востребованы временем и обществом. Ответ парадоксален и интересен, как всякий парадокс: многие свойства, которые могут оказаться необходимыми подрастающему человеку в его будущей жизни, нерационально культивировать с детства. В доказательство ставится несколько вопросов: целесообразно ли с малого возраста развивать предприимчивость? Каждый ли должен быть лидером? Все это спорные вопросы, зато бесспорен главный вывод – главный показатель, который характеризует интеллигентного человека – это гуманизм!

Педагог, который воспитывает детей, опираясь на вышеназванные параметры, должен и сам им следовать. Быть может, на этом непростом пути ему пригодятся строчки Б.Окуджавы:

«Совесть, благородство и достоинство
- вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен,
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек».


Список использованной литературы
1. Демакова И.Д. «Воспитательная деятельность педагога», М, 2004г.
2. Сергеева В.П. «Классный руководитель в современной школе», С-П, 2009г.
3. Горшкова В.В. «Межсубъектные отношения в педагогическом процессе», М, 2006г.

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар