Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

babich NU

Бабич Наталья Юрьевна
преподаватель фортепиано МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодара


Познавательный компонент внеклассной работы. Концертно-просветительская деятельность
Методическое сообщение


Как показала практика, во время внеучебной деятельности дети гораздо эффективнее получают знания и надпредметные компетенции, развивают свои способности, чем на классических уроках.

Большое значение в учебно-воспитательном процессе в ДШИ имеет концертно-просветительская работа. Она помогает решать такие воспитательные задачи: развивать у детей любовь к музыке, прививать музыкальный вкус, не быть равнодушным к прекрасному. Радость от общения с искусством – это не удовольствие веселья или отдыха, это радость совершенствования, радость от того, что ты стал лучше, чем был, может быть только на эти минуты, или радость от сознания, что ты можешь стать лучше. Слушатели должны приходить в зал не просто наслаждаться и отдыхать, а трудиться, преодолевая леность ума и чувств. Не потреблять, а соучаствовать.

Концерт – не приятное времяпрепровождение, а интеллектуальный труд.
Исполнителями могут быть преподаватели и учащиеся. Репертуар концерта должен состоять из высокохудожественных, но легких для восприятия сочинений. С особым удовольствием дети слушают в живом исполнении уже знакомые музыкальные произведения.
Особое требование предъявляется на таких концертах слову ведущего. Музыка и слово здесь почти равноправны, так как без слова музыка в этой аудитории прозвучала бы в значительной степени впустую, ее содержание могло бы остаться совершенно не воспринятым. Воздействие слова на слушателя – органичный компонент итогового эстетического впечатления. Ведущий, выступающий с таким словом, должен обладать большим тактом, уметь учить и воспитывать аудиторию, не унижая сидящих в зале замечаниями об их недостаточных знаниях или недостаточном опыте. Наряду с «музыкально-языковой» и «музыкально-содержательной» подготовкой важную роль играет и эмоциональная подготовка аудитории, ее настройка на «эмоциональную волну» музыки, которую предстоит услышать и пережить.

Асафьев писал: «Надо, чтобы речь о музыке всегда была столь живой и пламенеющей, что даже в беседе о прошлом, о произведениях пережитой эпохи, о сочинениях классиков взор был бы направлен только вперед, к будущему, и слышался зов к грядущему, а не усталое созерцание голосов минувшего».

Ведущий призван обладать и быстротой реакции, в совершенстве владеть искусством сценической импровизации. Ведение концерта требует способности немедленно реагировать на непредвиденную ситуацию в зале или на сцене. Характер беседы и ее течение неповторимы. Беседа – это творческий процесс. В ней сказывается вся эрудиция, жизненный и сценический опыт выступающего. Одна из форм «обратной связи» в концерте-беседе – вопросы, обращенные к аудитории.

Привлекая учащихся к участию в концертах, мы воспитываем в них активность, увлеченность искусством. Ребята осознают общественную значимость учебного труда, понимают его высокий смысл. Необходимо воспитывать у учащихся просветительский интерес. С самого начала своего творческого пути ребенок должен чувствовать потребность делиться теми частичками прекрасного, которые он получает сам, обучаясь в ДШИ. Концертная деятельность учащихся способствует активизации самого учебного процесса. Регулярные выступления полезны для учеников, они привыкают к сцене, с каждым разом все свободнее чувствуют себя на ней, воспитывается «исполнительская воля». Подготовка к концертам – прекрасный стимул для настойчивого совершенствования мастерства ребят. Концертные номера расширяют и обогащают учебный репертуар учащихся. Концерты – это большой стимул к работе, так как произведения на концерт всегда выучиваются быстрее и качественнее всеми учащимися.

Для проведения концертно-просветительской работы учащиеся делятся на творческие группы или концертные бригады (по классам преподавателей по специальному инструменту). Это способствует развитию чувства коллективизма, товарищества, сопереживания. Ребята радуются любому маленькому успеху исполнителя, поддерживают друг друга, если выступление оказалось не очень удачным. Объединяясь в группы, дети преображаются в совместном выражении чувств, становятся сильными, уверенными, творчески окрыленными. Каждый концерт оставляет и у слушателей, и у исполнителей ощущение музыкального праздника творчества, огромной радости от прикосновения к бесконечно богатому миру музыки.

Прежде, чем проводить цикл концертов-бесед, необходимо ознакомить учащихся с общепринятыми правилами поведения людей на концертах. Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шептания, обмен мнениями, шелест бумажками, страничками. Все это не только отвлекает самого слушателя, но и мешает окружающим и артистам. Нельзя опаздывать на концерт. В случае опоздания запрещается входить в зал во время исполнения, следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями.

Беседы о музыке с прослушиванием музыкальных произведений могут проводиться систематически или эпизодически (в связи с различными памятными музыкальными датами). Но все они должны быть спланированы, давать определенную систему знаний и навыков.

Познавательный компонент концертно-просветительской работы имеет огромное значение и для слушателей, и для исполнителей. Главная ее особенность – в преемственности целей и задач музыкального воспитания на уроках и на внеклассных музыкальных занятиях. Эта преемственность заключается в последовательном и целенаправленном формировании музыкальной культуры учащихся как важной составной части всей их духовной культуры.

Список использованной литературы:
1. Баренбойм Л.А., Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А. Баренбойм. — Л., 1974.
2. Блинова М.П., «Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников» -М. Л.: Просвещение, 1964.
3. Торшилова Е.М., «Эстетическое воспитание в семье» Изд- во: М.: Искусство, 1989 г.
4. Апраксина О. А., Методика музыкального воспитания в школе: Учебн. пособие. — М.: Просвещение, 1983.

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар