Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

babich NU

Бабич Наталья Юрьевна
преподаватель фортепиано МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодара


Развитие воображения и фантазии у учащихся в фортепианном классе
Методическое сообщение

 

Творческое мышление в реальной практике есть целостное человеческое проявление, поступок. Сам творческий акт более позднее явление, чем воображение и фантазия, которые входят в него. Поэтому выделить воображение и фантазию необходимо для исследования происхождения творческой деятельности - это первое. Второе - есть многое, что различает эти процессы.

Что же роднит воображение и фантазию?
То, что их объем по отношению к произведению искусства избыточен. Они как бы вычерпываются из бездонного резервуара, в то время как объем и состав материала произведения достаточно строго определен и ограничен.
В произведении искусства есть, конечно, текстовая, материальная сторона. Из психологии творчества известно, что один момент творчества (или материале - отдельный фрагмент, законченная структура) сопровождается -до, во время и после чего?- большим количеством образов:

И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем.
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленъем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей.
Знакомцы давние, плоды мечты моей...
«И тут ко мне идет незримый рой гостей» - много больше того, что осталось потом на бумаге в качестве стихотворения.

А если рассмотреть эти процессы порознь, — так ли принципиально они расходятся в музыке?

Если от греческого - phantasia, то это форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина. Фантом (греч. —phantasma) - причудливое явление, призрак. Причуда - каприз. Причуда - вымысел. Насколько фантазия связана с вымыслом?

Здесь уже напрашивается противопоставление воображению. Не вообразить, но вымыслить, то есть придумать, выдумать. Везде - дума, мысль. Выдумать можно не на основе познания, логически понятной мысли, но, как в искусстве и, в частности, в музыке - на основе такого развитого и сильного эстетического чувства, которое обладает обусловленностью, силой сцепления, определенной закономерностью.
Итак, фантазия — вымысел. Заведомая неправда, нереальность, небывальщина. Но, во-первых, вымысел создается на основе реальных представлений, деталей языка произведения искусства (хотя и логически с ним не совмещается), в отличие от воображения. А во-вторых, — понятое правильно воображение есть прежде всего видение целого раньше частей.

Однако воображение - это такое видение и такое целое, где части даны не в языке искусства; и еще - они никогда не будут увидены. Видение целого раньше частей - есть видение только целого, и никогда - частей. В этом и суть образа как «куска» воображения - он всегда общ, целостен и неделим. Хотя и различается по многим переменным, например, по яркости, мощности, масштабности. Моцарт в ранее упоминавшемся примере увидел симфонию «Юпитер» целиком в чем-то, заменяющем музыку, в чем-то целом, данном одномоментно.
Фантазия на основе реальных представлений элементов языка вылепливает нечто небывшее, небывалое... Мир, в котором создается произведение искусства, естествен. Он на момент воссоздания нового произведения находится в норме. Произведение же, создающееся на основе элементов его языка, являясь продуктом фантазии, выделяется из этого мира своей сверхъестественностью, чудесностью, то есть просто-напросто новизной.

Создание не бывшего в искусстве связано с удивлением. Психологическая сущность фантазии - потребность в удивлении и вызывание удивления. Как цель это зачастую и не осознается, но она есть - сформировать удивление. Создавать нечто знакомое, бывшее, или даже написать музыку с преобладанием знакомых интонаций, видимо, удел стилистов - недаровитых музыкантов. Повторить в произведении то, что было, очевидно, противоречит пафосу искусства - это же не продукты жизненной необходимости! Произведения искусства необходимы духовно. Дух в искусстве отзывается на своеобразие, уникальность.

Но есть же некая норма, интонационные и семантические достижения, скажем, музыки на определенный момент времени. Язык, в котором работают целые направления композиторов, очень схож, многое теперь в тональной музыке узнаваемо, и, слушая, мы знаем, что эта вот интонация уже была использована.

Нормой можно признать состояние «ландшафта искусства» на момент, когда создается новое произведение, то, в котором проявлена авторская фантазия. Язык искусства уже как-то использован, создан фонд. Произведения этого искусства представляют собою реальность. Сюда входят и произведения целиком, и отдельные структуры, и элементы структур. Фантазия чаще всего использует именно элементы художественной реальности. Но если это - фантазия настоящего даровитого художника, то плод фантазии никогда не совместим с той реальностью (вернее, с продуктами цельности), из которой он вышел. По отношению к ним продукт фантазии - вновь рожденное произведение, - очевидно, должен быть сверхъестественным, чудесным.
Нет ли в фантазии некоего обмана, намеренного неоправдывания ожиданий? Слушатель ждет от композитора приятной встречи с его новым произведением, чтобы это была «знакомая незнакомка». В фантазии — так, как она здесь разворачивается, — доминирует заведомая неправда...
Вымысел, заведомая неправда в контексте языка художественного замысла и вообще художественной деятельности не может считаться намеренной ложью, попыткой ввести потребителя в заблуждение. Но разговор об этом необходим, потому что остро стоят вопросы искренности в работе и композитора, и исполнителя, и музыковеда-критика. Но ведь это совсем другой аспект проблемы. Это как бы разбор по разным основаниям: искренность и правдивость, с одной стороны, и вымысел и художественная выдумка - с другой. В сущности, фантазия - внеморалъная ложь. Так что же отличает фантазию от воображения, в то время когда их сближает избыточность и полная ненужность в быту? Но ведь искусство и отличается от обыденных ситуаций... В раскрытом нами контексте можно достаточно ясно отличить фантазию от воображения. Воображение - создание образа явления, существующего хотя бы в форме целого (и этому можно научить). Фантазия - процесс создания некоего несуществующего явления (и потому научить фантазии нельзя, но можно сконструировать ситуацию, когда задача может быть решена только через выдумку).

Очевидно, фантазия - генетически более ранний процесс, чем воображение. Возможно, фантазия дает материал, а то и форму воображению. Воображение ничего не выдумывает. Оно дает образ того, что уже есть, что уже сделано, что существует в некотором материале. Воображать - не фантазировать. Выдумывает фантазия. Она пользуется языком деятельности, предмета искусства. Язык этот известен, но продукт фантазии нов. «Себя конем вообразив» - работа воображения: перевоплотиться в плане представления и действия в реально существующее явление опыта - в коня.

Несмотря на то, что вся работа над произведением и его исполнением содержит в себе элемент творчества, развивать воображение и фантазию у учащихся необходимо специально. Работа в этом направлении в фортепианных классах существенно отличается от занятий по композиции, так как должна проходить с каждым учеником независимо от его данных, а занятия по композиции требуют определенных способностей и специального руководства композитора. Работа по развитию воображения и фантазии помогает приобщить начинающего к музыке. Особое преимущество занятий состоит в том, что их можно проводить раньше обычного срока обучения игре на фортепиано.
К упражнениям, развивающим творческую активность, можно отнести, как известно, игру произвольных мелодий, иногда поочередно с педагогом (музыкальный диалог) и другие упражнения. Для того чтобы включить в эти занятия ученика, не имеющего никакой подготовки, ему можно разрешить играть любые звуки, в любой последовательности, но не больше трех звуков подряд, продолжать будет педагог. В таких случаях всегда необходимо повторить с учеником то, что сыграно, для того чтобы он мог прослушать и, по мере возможности, охватить пример в целом.

Для совместной игры произвольной мелодии ученик может предложить размер и характер музыки.
Если бы развитие воображения и фантазии считалось обязательным и подготовительная работа в этом направлении начиналась одним или двумя годами раньше обычного срока обучения на музыкальном инструменте, результаты были бы значительно большими.
Доступна для начинающего игра вопросов и ответов, так как любые один-два, а в большинстве случаев и три звука можно посредством ответа превратить в вопрос.

Музыкальный диалог представляет интерес в том случае, когда силы участвующих равны и каждый может продолжать развивающуюся мелодическую линию. Упрощенный диалог, в котором ученик будет каждый раз повторять один и тот же мотив, применим во всех классах.

Любую нисходящую минорную гамму от VI ступени ученик может сыграть совместно с педагогом.

Приблизительно в третьем классе можно начинать игру произвольных мелодий от любой ступени тональности (каждый пример нужно заканчивать на устойчивом звуке — I, III, V ступени).

Значительно труднее игра произвольных мелодий от одного и того же звука, но в разных тональностях, в которых этот звук содержится (упражнение для седьмого класса). Сложность состоит в том, что каждую новую тонику нужно сначала определить, затем услышать, проинтонировать и только после этого сыграть мотив в соответствующей тональности.

В среднем, любое упражнение (больше одного на уроке не нужно) может занять одну-две минуты, но считать это время потерянным ни в коем случае не следует, так как оно безусловно полностью окупится.

Самостоятельное или совместное с педагогом исполнение примера всегда требует от ученика сосредоточенности и не менее бережного отношения к звуку, чем в работе над произведением.

Одна из самых больших радостей для педагога — проявление учеником творческого начала во время работы над произведением и его исполнения. Наиболее часто это имеет место, разумеется, у одаренных учащихся. Порой, однако, и у самых средних по музыкальным данным детей вспыхивает творческая искорка, озаряя живым огнем искусства их скромную, малоприметную индивидуальность.

Для успешного развития воображения и фантазии, в известной мере свойственных каждому ребенку, необходимы определенные условия. Важнейшее значение имеют факторы, благоприятствующие музыкальному обучению в целом, — умение заинтересовывать ученика музыкой, воспитывать у него слуховые представления, способность осознавать и эмоционально переживать содержание произведения.

1

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар