Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

babich NU

Бабич Наталья Юрьевна
преподаватель фортепиано МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодара


Развитие творческих навыков у учащихся младших классов детских школ искусств
Методическое сообщение

 

Основными видами творчества у детей на уроках специальности (фортепиано) являются импровизация и композиция. Именно они воспитывают личность, способную творить и радоваться творчеству. Умения импровизировать и сочинять гарантируют учащимся умение изъясняться на языке музыкальных звуков в течение всей жизни.

Волнующий вопрос: можно ли и нужно ли всех учить импровизировать. Импровизировать можно научить любого, но до известной степени овладения навыком импровизации: одного научить импровизации фуг и других сложных форм, другого - лишь импровизации небольших пьес с несложной гармонией и фактурой, третьих окажется возможным научить лишь мелодической импровизации с примитивной гармонизацией, наконец, четвертый научится лишь одноголосной и ритмической импровизации.

Умение - умению рознь! Но во всех случаях обучение импровизации должно благотворно сказываться на развитии слуха и музыкального мышления ученика. Поэтому учить импровизации надо как подсобному умению, которое развивает слух ученика и помогает ему находить музыкальный материал для собственных попыток сочинять музыку, либо просто музицировать для себя в свободное время. Учить же импровизации соло как отдельному концертному номеру можно лишь самых способных детей. Ставить такую задачу перед ребенком со средними данными - безусловный просчет.

Необходимо иметь в виду, что импровизация и композиция в детских творческих опытах тесно связаны и взаимообусловлены: без умения сочинять невозможно импровизировать и, наоборот, без умения импровизировать невозможно сочинять. В детском творчестве импровизация обычно «поставляет материал» для композиции, который затем отбирается и обобщается. И если смысл композиции состоит в отборе и обобщении имеющегося музыкального материала, то смысл импровизации в ее сиюминутности, в способности чутко передавать настроение момента, в неподготовленности и неожиданности. На деле большинство детских композиций по сути являются записанными и в определенной степени обработанными импровизациями.

Но в импровизации далеко не все придумывается в самый момент ее протекания. Любая импровизация всегда опирается на огромную предварительную подготовку и изучение музыкального материала. Теоретически в импровизации всегда присутствует момент заданного, подготовленного заранее и момент спонтанного.

Важной основой, на которой должно строиться воспитание через творчество, - и в плане занятий композицией и в обучении импровизации - является раннее систематическое обучение детей практической гармонии. Это - узловая проблема, решение которой способно помочь сокращению в обучении разрыва между практикой и теорией, между «исполнительским» и «сочинительским» началами.

Практика показывает, что для того, чтобы ученику начать изучать гармонию, ему не обязательно знать все интервалы, все типы аккордов и их обращения, все тональности. Отдельные сведения об аккордах и их связях, в принципе, могут и опережать изучение сложных тональностей или даже изучение некоторых интервалов. Так, например, первоначальное представление о доминанте у учащихся может быть только лишь как о сексте, либо о трезвучии в тесном расположении, либо о доминантовом секстаккорде или доминантовом квинтсекстаккорде в тесном расположении. Дети осваивают стереотипную гармонизацию.

Большое значение при освоении ребенком гармонии имеет активность его слуха. Аккорды и их соединения изучаются обязательно слуховым методом, сольфеджированием (пение гармонической вертикали снизу вверх, сверху вниз, челноком и т.д.), практически на фортепиано, путем транспонирования.
Познакомив ребенка с основами гармонии и научив его гармонизовать песни, уже нет необходимости специально заставлять его сочинять или импровизировать - ребенок охотно делает это сам без всякого принуждения. Однако такие попытки лучше не пускать на самотек, а осторожно руководить ими, развивая у ребенка вкус и постепенно знакомя его с различными средствами музыкальной выразительности.

При этом необходимо руководствоваться принципом: в творчестве не должно быть случайного, абсолютно свободного, того, что может быть названо «как вздумается» или, точнее, «как рука пойдет». Обязательно необходимо четко наметить ограничительные условия. Именно в ограничениях и воспитывается умение.

Для выполнения творческих заданий у ученика должна быть нотная тетрадь и карандаш, чтобы он мог делать исправления, придумывать разные варианты. На первых порах лучше выполнять творческие задания на уроках вместе с учеником, а по мере приобретения им опыта больше доверять ему их самостоятельное выполнение.

Очень важно доброжелательное, внимательное, бережное отношение педагога к творческим начинаниям учащегося. Дети очень ранимы. Одно необдуманное слово или даже интонация преподавателя может привести к тому, что ребенок замкнется, и контакт с ним будет нарушен. Необходимо представить ученику больше возможности для проявления своей индивидуальности.

Поэтому все, даже самые смелые и необычные его сочинения следует внимательно послушать, поддержать оригинальные решения, а то, что не совсем удалось, помочь исправить, улучшить, ни в коем случае не навязывая своей воли, не требуя, чтобы малыш сочинял только так, как считает правильным педагог.

От учебных заданий учащиеся переходят к первым творческим опытам («переход» этот подчас определить невозможно). Вначале творчество учащихся носит интуитивный характер, а затем «произведения» запоминаются, подбираются на фортепиано, учащиеся могут записать их в тетрадь самостоятельно.

Некоторые педагоги опасаются, что такое планомерное обучение может убить у детей оригинальность и свежесть изобретения в собственной музыке. Но это не так. Например, при подборе аккомпанемента ребенок знакомится не с несколькими гармоническими штампами, а с множеством постепенно все усложняющихся гармонических оборотов. Способному ребенку стандартные гармонические схемы быстро начинают приедаться, и он с интересом знакомится с элементами романтической и современной гармонии, используя их в собственных творческих опытах. А для ребенка со средними музыкальными данными сочинять неоригинально не страшно, поскольку при ином обучении он не сочинял бы ничего вовсе.

Развитие творческих навыков является важным компонентом процесса обучения. Оно способствует эмоциональному и вместе с тем более осмысленному отношению ребенка к музыке, интенсивному развитию слуха, повышает качество запоминания изучаемых пьес, раскрывает индивидуальные творческие возможности, вызывает стойкий интерес к занятиям, что является важной предпосылкой для успешного преодоления трудностей в обучении. Критерием такой работы считается не только подготовка отдельных учащихся с хорошими профессиональными данными к продолжению музыкального образования, но и усвоение основной массой учащихся, не ориентируемых профессионально, комплекса знаний и навыков для участия в любительском музицировании.

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар