Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Guloyanc-1

Гулоянц Лариса Викторовна
преподаватель фортепиано МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодара

Игра в ансамбле как метод развития музыкальных способностей учащихся в классе фортепиано
Методическое сообщение

 


Всеобщее музыкальное образование имеет большое значение в эстетическом воспитании школьников. Цель массового музыкального образования заключается в воспитании грамотных любителей музыки, формировании творческих способностей, музыкально-художественного вкуса, а при индивидуальных занятиях - приобретение профессиональных навыков, возрождение различных форм музицирования: игры в ансамбле, подбор по слуху, чтение с листа, сочинение.

Занятия фортепиано, как одно из средств музыкального воспитания, приобретает развивающий характер. Одной из форм развивающего обучения является ансамблевое музицирование, которе обладает большими возможностями: самое важное и прекрасное – это включение в музицирущий коллектив. Выразительное исполнение каждой отдельной партии объединяется с другими в объективную общность в отношении динамики, агогики, темпа, трактовки, что способно повысить развивающий эффект фортепианного обучения и позволит реализовать идеи педагогики сотрудничества.

Основная идея педагогики сотрудничества заключается в изменении характера межличностных отношений учителя и ученика. Для неё типична установка на открытое доверительное общение с учащимися, принятие любого из них таким как он есть, понимание и сочуст-вие. В атмосфере любви, доброжелательства, доверия, сопереживания, уважения школьник легко и охотно принимает учебно-познавательную задачу. Взаимоотношения по типу сотрудничества создают возможности для возникновения психологического контакта педагога и ученика. В музыкальной педагогике сотрудничество понимается как сотворчество. Ансамблевое музицирование – наилучшая форма сотрудничества между педагогом и учеником, которая даёт развивающий эффект.

Игра на фортепиано в четыре руки - это вид совместного музцирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, занимаются и поныне. Педагогическая ценность этого вида совместного музицирования недостаточно познана, хотя о пользе ансамблевой игры для развития учащихся известно с давних пор. Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей исторических эпох. Заметим, что ансамблист находится при этом в особо выгодных условиях - наряду с репертуаром, адресованным собственно роялю, он может пользоваться также оперными клавирами, аранжировками симфонических камерно - инструментальных и вокальных опусов. Иными словами ансамблевая игра - постоянная и быстрая смена новых восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Значение ансамблевой игры: расширяя горизонты познанного учащимися в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж специфических сведений, оно способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания.

Ансамблевое музицирование создает максимально благоприятные условия для формирования музыкально-интеллектуальных качеств учащегося. Прежде всего потому, что ансамблевая игра - внутриклассная форма работы, в основном она не доводится до эстрады. Учащийся имеет дело с материалом, говоря словами В.А. Сухомлинского «не для запоминания не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться». Потому-то и особый психологический настрой при занятиях в ансамбле. Музыкальное мышление заметно улучшается, восприятие становится более ярким, живым, обострённым, цепким.

Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений, переживаний, ансамблевое музицирование способствует развитию «центра музыкальности» - эмоциональной отзывчивости на музыку. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует формирование музыкального слуха художественного воображения. С расширением объема постигаемой и анализируемой музыки увеличиваются и возможности музыкального мышления (обобщение существенных признаков большого количества музыкальных фактов стимулирует образование системы понятий). На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально интеллектуальных действий. Из этого следует, что занятия ансамблевой игрой способствуют качественному улучшению процессов музыкального мышления. Именно в процессе ансамблевой игры со всей полнотой и отчётливостью выявляются основные дидактические принципы развивающего обучения, а) увеличение объема исполняемого в учении музыкального материала и б) ускорение темпов его прохождения. Таким образом, ансамблевая игра - есть не что иное, как усвоение максимума информации в минимум времени.

Развитие профессионального музыкального интеллекта получает полный просмотр только в том случае, если оно основывается на способности учиться активно, самостоятельно добывать необходимые знания и умения, без посторонней помощи ориентироваться во всем многообразии явлений музыкального искусства. В процессах формирования музыкального мышления не только то играет роль, что и сколько приобретено учащимися-исполнителями в ходе занятий на инструменте, но и как, каким образом совершались эти приобретения, какими путями были достигнуты результаты. В требовании инициативности и самостоятельности мыслительных действий ученика находит отражение четвёртый из принципов развивающего обучения вообще. Особо яркое звучание приобрела проблема формирования активности и самостоятельности мышления учащегося в наши дни, её актуальность тесно связана с задачей интенсификации обучения, усиления его развивающего эффекта. Самостоятельность мыслительных операций - фактор, обеспечивающий стабильное развитие интеллекта обучающегося.

Развивающий эффект ансамблевого музицирования проявляется тогда, когда оно базируется на рациональной методической основе. Сюда входят подбор репертуара, соответствующая организация работы над произведением и продуманные способы педагогического руководства.

Подбора репертуара необходимо проводить на основе сходства произведений по ряду важнейших признаков своеобразными блоками, но обязательно учитывать музыкальные интересы учащегося. По трудности каждое произведение должно соответствовать дальнейшему развитию его пианистических навыков, с учётом их обязательной разносторонности.
Игра в ансамбле является одним из способов развития специфических способностей учащегося - музыканта: музыкальный слух ритмическое чувство, память, двигательно-моторные («технические») способности, музыкальное мышление.

Формирование звуковысотных представлений - первоочередной этап в слуховом воспитании учащегося. Обучение игре на фортепиано начинается с так называемого донотного периода. Его цель - развитие звуковысотного слуха ученика - основного вида музыкального слуха. С этой целью большинство педагогов начинают донотный период с подбора мелодий. Этот процесс должен проходить на материале детских и народных песен, которые должны будут располагаться в порядке увеличения сложности. Они запоминаются ребёнком и подбираются по слуху от разных клавиш. Некоторые мелодии песен лучше исполнять в ансамбле с педагогом. За счёт насыщенного богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым. Как показывает практика дети с удовольствием и радостью принимают участие в подобной форме занятий и среди обилия решаемых в этот период задач, как посадка, постановка рук, изучение клавиатуры и других, решается основная: не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям.

Нередко гармонический слух отстаёт от мелодического. Наиболее действенным средством развития гармонического слуха является подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям. Но длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением преимущественно одноголосых мелодий не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. В этом случае целесообразно исполнять пьесы в ансамбле, где гармоническое сопровождение будет исполнять учитель или другой ученик. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, т.к. ребёнок будет воспринимать полностью вертикаль.

Даже при подборе по слуху ребёнок вряд ли сможет усвоить какие-либо сложные созвучия, богатые гармоническим содержанием. Он сможет овладеть только простыми гармониями - TSD. Педагог должен стремиться к тому, чтобы гармонический слух ребёнка не воспитывался на аккордовом примитиве. Таким образом, исполнение второй партии даёт возможность усвоения навыков гармонического анализа: представление тонального плана произведения, знакомство с необычными аккордовыми созвучиями, ощущение тоники.

Воспитание полифонического слуха - один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. На начальном этапе обучения игре на фортепиано ребёнок не имеет достаточных навыков для исполнения полифонических произведений, не владеет достаточным умением слышания нескольких мелодических линий и исполнения сложной полифонической ткани. Наиболее эффективным приёмом, который можно применить в ансамблевой практике - совместное проигрывание на одном или на двух инструментах полифонического произведения по голосам. Таким образом, ансамблевая игра развивает умение слышать полифонию. Дифференцированная игра в ансамбле не допускает выделения лишь одного (как правило) верхнего голоса, не даёт «слипнуться», «спутаться» нитям, из которых соткана музыкальная ткань.

Фортепиано – инструмент с колоссальными ресурсами громкостной динамики, диапазоном педали, позволяющей создавать разнообразные колористические эффекты. Ансамблевая игра предоставляет возможность развития тембро-динамического слуха, благодаря обогащением фактуры, позволяющей услышать воображаемое оркестровое звучание, а также положительно сказывается на воспитании образного мышления ученика. Наиболее доступным для восприятия являются введение в музыкальную ткань программно- изобразительных моментов: сигнал трубы, трели соловья и другие звукоподражания.

Ритм - один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важная задача в музыкальной педагогике. Ритм в музыке - категория не только время - измерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Существуют некоторые способы формирования чувства ритма, которые непосредственно взаимодействуют с ансамблевой игрой. Уже исполнение самых простых ансамблей содержит выработку ряда игровых приёмов и навыков, которые относятся к процессам развития чувства ритма. Важнейший из этих навыков - воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей. Играя вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более органичным. Такой ритмике способствует и разучивание примеров с текстом.

Прочно освоенный учащимся навык воспроизведения мерной пульсации выстраивает «материальную» основу для развития чувства темпа. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп в каждом конкретном случае, но и формирует у ученика верное темпоощущение.

Существует несколько более сложных специфических качеств, требующих рассмотрения:
Темпо-ритм (музыкальная пульсация) - категория качественная.
При ансамблевой игре партнёры должны определить темп ещё не начав собственного исполнения. В ансамбле темпо-ритм должен быть коллективным,а в условиях совместных занятий возникают некоторые благоприятные возможности для исправления индивидуальных погрешностей исполнения.

Свобода музыкально-ритмического (рубато, агогика) исполнения.
Игру рубато нельзя механически перенять, она познаётся в личном художественном опыте. Самое главное в союзе преподаватель-ученик является интуитивное влияние. Многие динамические и агогические трудности легче преодолеваются по примеру учителя, который непосредственно вовлекает в ускорение и замедление музыкального движения.

Пауза. 
Особо нужно следить, чтобы паузы воспринимались учениками в виде естественного компонента музыкальной структуры, а не как механическая или внезапная остановка. Простой и эффективный способ при этом - поиграть звучащую у партнёра музыку.

Память.
Память ансамблиста формируется более интенсивно.Процессы понимания выступают в качестве приёмов запоминания. Ансамблевое исполнение будет способствовать не механическому запоминанию, а откроет пути для развития аналитической, логической, рациональной памяти (с опорой на фактический анализ). Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть партнёры должны понять музыкальную форму в целом, осознать её как некое структурное единство, затем переходить к дифференцированному усвоению составляющих её частей, к работе над фразировкой, динамическим планам и т.д. Знание этого особенно необходимо исполнителю второй партии, так как она обычно представлена либо аккордовой фактурой, либо разложенной (арпеджио) и не имея представления о первой партии, не каждый ученик сможет для себя выстроить произведение структурно. Исполнителю второй партии необходимо также заострить внимание на гармоническом анализе и, опираясь на гармонию, нужно учиться мысленно слышать всю музыкальную ткань произведения.

Игра в ансамбле позволяет расширить круг музыкальных знаний и понятий, интенсифицировать процесс их усвоения.
Играя песню и следя при этом за её записью, вы должны запомнить, как записывается каждый звук песни и вы очень быстро выучите нотную азбуку.

Игровые способности.
Всем известна склонность детей к подражанию. Эта склонность может принести большую пользу и ученику и педагогу в налаживании необходимых удобных игровых движений в выработке правильной посадки за инструментом в умении достичь певучести звука и многого другого, то есть в формировании целого комплекса знаний, умений и навыков будущего музыканта. Ансамблевая игра даст большой простор для овладения разнообразными приёмами артикуляции звуковыми красками. Вторая партия (аккомпанирующая), где происходит варьирование сопровождения, имеет этюдный характер - одна и та же формула повторяется долго в разных тональностях, что способствует формированию прочного пианистического навыка.

Чтение с листа.
Одной из наиболее эффективных форм, развивающей весь комплекс музыкальных способностей, является игра с листа. У хороших чтецов с листа - гибкий аппарат,а ансамблевое музицирование является одной из форм развития этого навыка. Партнёрами при чтении с листа в четыре руки выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. И поскольку каждому из них не хочется скомпрометировать себя перед другими, то тут возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. Необходимо нацелить исполнителей на охват сочинения в целом, то есть обратить внимание на самое существенное.
Итак, игра в четыре руки - один из кратчайших, наиболее перспективных путей общемузыкального развития учащихся.

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар