Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Guloyanc-1

Гулоянц Лариса Викторовна
преподаватель фортепиано МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодара

Особенности работы над звуком в фортепианных произведениях кантиленного характера с учащимися ДШИ

Методическое сообщение

 

Одним из важнейших условий достижения успеха в фортепианном исполнительстве является владение искусством интонирования, поскольку только выразительная, певучая игра способна найти настоящий отклик в душе у слушателя. В переводе с итальянского «кантилена –канта–пение». Пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки
( К.Игумнов).

Работая над кантиленой, мы прежде всего работаем над мелодией, над звуком. При работе над мелодией очень важно, чтобы ученик слышал интонации музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер. Очень важно разбираться в градации звучания: если опустить руки на клавишу слишком медленно и тихо – это еще не звук, а опустить руки на клавишу резко, слишком сильно – получится стук, это уже не звук. Между этими пределами лежат все градации звука.

Необходимо заострить внимание ученика на игре самостоятельными пальцами, приготовленными, научиться диктовать ощущать в руке ту силу звука, которая необходима. Если, например, требуется теплый, проникновенный звук, то надо играть близко к клавишам, а для яркого, открытого звука надо использовать всю амплитуду размаха пальцев. Если кантилена звучит в октавном исполнении пятый палец берется смелей и активней, первый палец – аккуратней. Важно уметь слышать звук не только в момент извлечения, но и его продолжение или переход на другую высоту. Не просто взять септиму, сексту или любой другой широкий интервал – а преодолеть пространство, «дотянуться до нее». Следует уберегать учеников от «ударных приемов» и от давления на клавишу . Основным принципом соприкосновения с клавиатурой является «слияние» пальцев с клавиатурой.

Преподавателю необходимо следить, чтобы руки ученика не фиксировали жесткую форму, а стремились к тому, чтобы движения рук были пластичными, согласно внутреннему содержанию произведения, естественными и свободными. Все движения юного пианиста должны быть подчинены слуховому контролю. Певучесть-главное из качеств звука. Ф.Э.Бах рекомендовал «посещать концерты хороших искусных певцов», говорил что «полезно для правильного исполнения фразы пропеть ее самому». Известно, что многие знаменитые музыканты ( Глюк, В.Моцарт, Й.Гайдн) в юности пели. Как же добиться извлечения певучего звука на рояле?

К.Игумнов пишет об одном из способов: «При исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к клавишам и стараться по возможности больше играть «подушечкой», то есть стремиться к максимальному слиянию пальцев с клавиатурой».

Очень важно звучание сопровождения, соотношение мелодии и аккомпанемента, глубины баса, педализации. Педаль имеет большое значение в работе над кантиленой. Умело пользуясь педалью, пианист находит тембр, колорит звучания, создает гармонический фон мелодии. Фортепианный звук быстро угасает. Если мы нажмем на правую педаль – мы вдохнем в звук «жизнь». В этом основное значение запаздывающей педали. «Подхватывающий» и «поддерживающий» прием не дает звуку угаснуть. Поэтому важно сначала услышать звук, а затем его подхватить. На первом этапе обучения необходима точная педализация, осмысление и ограничение ее, умение добиваться певучести без педали.

Остановимся на самом раннем этапе обучения приемов интонирования legato с начинающими пианистами.
Все ученики в фортепианном классе должны проучить упражнения на двухзвучное legato:
1).Первый звук играется на «выдохе»– второй на «вдохе» (ма-ма, па-па, Да-ша). Пальцы 1-2, 2-3, 3-4, 4-5).
2).После освоения двухзвучных интонаций legato можно перейти к трехзвучному: (ру-че-ек – играется на «вдохе», Ан-нуш-ка– играется на «выдохе», бе-рез-ка– начинается на «выдохе», затем «вдохе»и опять на «выдохе».
Отрабатывать эти попевки необходимо в нетрудных пьесах.

После закрепления коротких интонаций переходим к работе над фразой. Говоря о кантилене нельзя не затронуть работу над фразировкой. Нужно искать фразы, одновременно определять интонационные центры. Придумывать подтекстовки, чтобы ученику было понятно.

Например: из репертуара младшего класса пьеса Д.Штейбельт «Адажио». Нужно сыграть произведение самим преподавателем, найти совместно с учеником образ и характер исполняемого, настроение, которое передает композитор. Обсудить, какими выразительными средствами передается это настроение. Показать на руке ученика, что мы будем играть мягко поставленными пальцами, как будто погружаем пальцы в поролон.

Обратим внимание на исполнение точной аппликатуры (к интонационному центру идет сильный палец, так как у детей слабые пальцы). Написанная аппликатура не всегда соответствует детским пальцам. Но в нашем случае все удобно.

Обращаю внимание ученика на мелодию произведения, придумываем подтекстовку:
«Осень наступает,
Все листья пожелтели,
И дождь стучит в окно,
И птички улетают».

Играем мелодию правой рукой, мягко подчеркивая интонационные центры и одновременно пропеваем подтекстовку. Когда мелодия хорошо проучена нужно работать над объединяющими движения кисти. Важно, чтобы ученик осмысливал эту работу, а не играл формально. Добиваясь певучего звука на примере данного произведения мы говорим о глубоком legato, о хорошем и качественном перенесении веса руки из клавиши в клавишу и своевременное отпускание предыдущего звука, стараясь вести звук по самому донышку клавиши.

В репертуаре старшего класса есть произведение Г.Балаева «Элегическая пьеса» – ансамбль для двух фортепиано. В первой партии в мелодии необходимо ощутить пальцами гармонию, как бы прорасти «длинными» пальцами внутрь ее и добиться продолжения звучания, почти не отрывая пальцев от клавиш. С ученицей поговорить о длинных пологих подушечках пальцев, погружающихся во что-то мягкое, глубокое, вязкое, добиваясь более связного звучания, не отрываясь от клавиш. Этого же надо добиваться и при подключении педали. Особенно быть внимательным при смене гармонии, чтобы это не происходило рывком, не изменяло основного штриха исполнения.

При исполнении мелодии в аккордами (в средней части пьесы), важно слышать мелодическую линию верхнего голоса, более ясно ее выделять. Имеет смысл пропеть ее, проучить ее как самостоятельную мелодию, учитывая все ее изгибы и повороты. При кантилене изложенной аккордами велика роль точной педализации. Только с помощью педали мы можем добиться певучего и выразительного звучания такой фактуры. При этом важно слышать основные гармонические структуры и находить принадлежность проходящих звуков в мелодии к той или иной гармонии, чтобы сделать звучание полнозвучным и осмысленным.

Часто в педагогической практике можно отметить, что некоторые ученики, играя legato, как будто подталкивают звуки мелодии. Линии плавного legato вообще нелегко достигаются детьми. Ребенок видит в тексте ноту за нотой, берет клавишу за клавишей, и в результате исполняет звук за звуком. Восприятие линии, а тем более ее исполнение, даже музыкальным ученикам дается не сразу. Из чего делается вывод – работа над кантиленой – кропотливый, продолжительный, но в тоже время увлекательный и творческий процесс в обучении юного пианиста.

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар