5 ноября 2014 года в большом зале Краснодарского молодёжного центра (ул. Сормовская № 11/12) состоялась V зональная научно-практическая конференция «Исполнительство как творческая деятельность в детских школах искусств и эстетических центрах».
Подготовку и проведение осуществлял оргкомитет в составе: МКУ «Краснодарский научно-методический центр»; Краснодарский государственный университет культуры и искусств; МБОУ ДОД ДШИ «Овация».
Цель конференции – стимулировать педагогов к осмыслению актуальных педагогических проблем воспитания личности средствами искусства в эпоху формирования информационного общества.
Задачи конференции:
- демонстрация практических достижений в области музыкальной педагогики;
- распространение педагогического опыта;
- поддержка и развитие научно-методической работы преподавателей и педагогов дополнительного образования детей;
- пропаганда современных форм и методов организации образовательного процесса.
Доклады были классифицированы по тематике. На конференции были рассмотрены следующие вопросы:
1. Исполнительское искусство и публика.
2. Импровизация как специфическая форма деятельности (создание искусства в ходе исполнения, с опорой на традиционную модель).
3. Критерии исполнительской деятельности: проявление творческой индивидуальности, вдохновение, темперамент, артистизм.
4. Исполнительство в сфере искусств – самостоятельный вид творческой деятельности.
5. Социальная значимость исполнительского искусства.
6. Жанр как ключ к содержанию произведения искусства.
7. Выразительные средства искусства и художественный образ.
8. Особенности вокального и инструментального исполнительства.
9. Стиль в искусстве (стиль эпохи). Исторические эпохи – процесс эволюции искусства.
10. Индивидуальный исполнительский стиль.
11. Отечественная школа исполнительства: принципы, традиции, достижения. Выдающиеся исполнители.
12. Требование «правды», «откровения» в исполнительском искусстве. Служение красоте. Просветительская направленность деятельности выдающихся артистов исполнителей.
13. Творческая работа исполнителя с авторским текстом. Раскрытие авторского замысла в ходе анализа – залог верной интерпретации.
14. Педагогика исполнительских искусств: традиции и современность.
15. Выдающиеся педагоги, их заветы. Отечественные традиции музыкальной, хореографической и театральной педагогики.
16. Основные принципы отечественной исполнительской педагогики.
17. Польза и вред эстрадного волнения. Пути преодоления негативных ситуаций.
18. Педагогическое значение «Жизненных правил и советов молодым музыкантам» Р. Шумана. Уникальное пособие И. Браудо – «Как работать на рояле» (для самостоятельной работы учащихся ДМШ, в форме бесед с учеником).
19. Детский оркестр и дирижер: специфика коллективного музицирования и управления процессом. Дирижер-художник.
20. Инструментальный ансамбль – дуэт, трио, квартет, квинтет. Проблемы синхронности и выразительности исполнения.
21. Вопросы хорового исполнительства. «Вечная» проблема детского хора – плохая дикция, недостаточное внимание слову, препятствующее воплощению художественного содержания произведения….
22. Особенности работы над хореографическими композициями.
23. Учебные дисциплины «Элементарное музицирование» (по К.Орфу), «Музицирование» как формы приобщения к основам исполнительской деятельности.
24. Творческая инициатива ученика. Ее значение для воспитания творческой личности.
На отделении изобразительного искусства предлагались доклады на родственную тематику:
1. Изобразительное искусство в музыке. «Жанровая изобразительность» в бытовой и обрядовой музыке; «жанровая картинность». Педагогические условия по применению «жанровой изобразительности» в музыке.
2. Музыкальные мотивы – сюжеты – в изобразительных искусствах. Педагогические условия по вовлечению этих мотивов в учебный процесс.
3. Зарисовки хореографических ситуаций в живописи. Педагогические условия вовлечения таких зарисовок в учебный процесс.
Организаторами было оговорено, что круг вопросов, рассматриваемый на конференции, может быть расширен по желанию участников.
В оргкомитет поступило 46 заявок на участие в конференции.
В работе приняли участие преподаватели и педагоги сферы дополнительного образования детей (детских школ искусств и эстетических центров), профессора и доценты Краснодарского государственного университета культуры и искусств и иных образовательных учреждений, имеющих отношение к дополнительному образованию детей.
По окончании выступлений докладчиков был проведен круглый стол, в ходе которого в формате дискуссии преподаватели детских учебных учреждений, ВУЗов и представители административных органов управления образования обсудили насущные проблемы детского дополнительного образования.
Материалы конференции будут публиковаться в методическом сборнике в 2015 году.
Проведение следующей VI зональной научно-практическая конференции запланировано на ноябрь 2015 года. Её тема - «Детское творчество в школе искусств». Эта тема особенно трудная, поскольку предстоит подготовить детей к осмыслению и публикации своих музыкальных сочинений, рисунков и докладов о музыке.