Захарова Марина Вадимовна
Концертмейстер, фортепиано, МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодара
Редактор и администратор сайта МБОУ ДОД ДШИ «Овация»
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» Факультет журналистики
Преподаватель кафедры издательского дела, рекламы и медиатехнологий
«Сайт образовательного учреждения как дидактическая составляющая учебного процесса»
(Тезисы магистерской диссертации «Дидактическая составляющая электронного образовательного ресурса» Краснодар, КубГУ, факультет журналистики, июнь, 2013г)
В данном диссертационном исследовании представлен анализ общей системы образования на современном этапе, дается обзор классических его моделей, в контексте инновационных подходов к формированию его дидактической и методической составляющих, связанных с развитием информационо-коммуникационных технологий и возможностями, предоставляемыми глобальной сетью Интернет.
Актуальность данного исследования, заключается в том, что современный этап развития образования во всем мире тесно связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса. Ведь сетевые технологии - важнейший многоуровневый ресурс, который позволяет активно взаимодействовать преподавателю и учащемуся, а также предоставляет базы накопленных ресурсов для успешного их использования. Большой набор средств коммуникации также позволяет организовывать обмен информацией и опытом, реализовывать образовательные проекты с применением самых современных педагогических технологий.
Но именно процесс использования электронных образовательных ресурсов ставит ряд проблем, которые невозможно решить без тщательной подготовки дидактической их составляющей, формирования их содержания и методически обоснованной классификации, что и привело автора данного исследования к выбору именно этой темы.
В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса и практику управления образовательными учреждениями1.
Сегодня применение информационных технологий в учебном процессе, формирование ИКТ-компетентности учащихся является обязательным требованием ФГОС общего образования. Условием для реализации ФГОС является формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения, включающей комплекс электронных образовательных ресурсов.
Работа ставит своей целью подробно рассмотреть классификацию, типологию, методическую и дидактическую составляющую электронных ресурсов, а также дать объективную картину развивающейся инфраструктуры единого образовательного информационного пространства и моделирования процесса обучения посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Моделирование процесса обучения в электронных образовательных средах является, по сути дела, моделированием взаимодействия преподавателя и учащегося. Правильный выбор уровня моделирования при реализации того или иного образовательного процесса является важным методологическим моментом, позволяющим обеспечить адекватность и эффективность использования ресурсов.
Необходимо время и очень значительные интеллектуальные, трудовые и финансовые инвестиции, чтобы эта область стабилизировалась, обогатилась достаточным количеством идей, опыта, дидактических и технологических достижений.
Объектом исследования данной работы являются медиаобразование в России на современном этапе и дидактическая обоснованность функциональных моделей электронных образовательных ресурсов, таких как образовательный портал, сайт образовательного уреждения (ОУ), подкастинг и педагогический блог.
Предметом исследования являются моделирование и автоматизация учебного процесса через разработку электронных образовательных ресурсов как одно из приоритетных направлений в образовании, а также механизмы реализации программ медиаобразования такие, как Федеральный проект «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения» и каталог «Образовательные ресурсы сети интернет». Также в поле зрения данного исследования попадают сайт МБОУ ДОД ДШИ «Овация» города Краснодара и проект «Блогосфера» МКУ КМЦИКТ «Старт».
Целью исследования данной работы является анализ форм и методов использования интернет-технологий в образовании, классификация и дидактическая структурированность единого образовательного медиапространства
Научно-практическое значение данной работы заключается в том, что она может быть использована в курсе преподавания специальных дисциплин на факультете журналистики Кубанского государсвенного университета по направлениям «Электронные образовательные ресурсы» и «Медиапедагогика» и «Медиаобразование».
Задачи:
1) дать характеристику основных моделей образования, сформулировать принципы формирования содержания образования
2) определить основные дидактические категории, задачи, проблемы и принципы педагогических технологий
3) обосновать необходимость медиаобразования в современной информационной среде, обозначить его основные проблемы
4) определить основные составляющие электронного учебного ресурса как компонента образовательного процесса
5) классифицировать основные дидактические требования, предъявляемые к образовательным электронным изданиям и ресурсам.
6) обозначить основные механизмы реализации программ медиаобразования на современном этапе в РФ и Краснодарском крае.
Методологической базой исследования послужили фундаментальные теории, концепции, положения, лежащие в основе трудов по педагогике, образовательным технологиям, дидактике, медиаобразованию и оптимизации процесса обучения. В процессе работы изучены Указы президента России и документы, разработанные в рамках «Приоритетного национального проекта «Образование», материалы Совещания по модернизации региональных систем общего образования от 7 ноября 2012 года, размещенные на сайте Президента России2. Изучены материалы по основным проблемам компьютеризации учебного процесса и новым технологиям в системе образования, как в России так и за рубежом.
Методы, использованные в данном исследовании: анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, методы сравнения и обобщения, метод классификации, аспектный анализ и метод сравнительно-сопоставительного анализа.
В первой главе исследования дается обзор существующих классических моделей образования, рассматривается в целом образование как процесс и дается характеристика основных принципов формирования его содержания (параграф 1.1). Ведь появление новых способов и форм передачи информации ни в коем случае не должно нарушать существующую целостность, сформированной к настоящему времени системы образования, а всячески расширять и дополнять ее новыми дидактическими приемами и технологиями обучения. Основные категории, задачи, проблемы, принципы дидактической составляющей образовательного процесса также освещены в первой части данного исследования (параграф 1.2, рисунок 1 Приложение А). Характерные черты учебного процесса как системы рассматриваются в параграфе 1.3 данной работы (смотреть таблицу1 Приложения Б), а также его функции, которые наглядно представлены на рисунке 2 (Приложение А).
Во второй главе данного исследования приводятся основные понятия и проблемы, связанные с такими явлениями современности как «медиакультура» и «медиаобразование» (параграф 2.1). Опираясь на материалы исследователей и медиапедагогов, занимающихся проблемой новых форм и методов образования, как в России, так и в мировом сообществе в целом, автор дает характеристику (параграф 2.2) основных составляющих электронного учебного ресурса как компонента образовательного процесса или «медиаобразования». Компонентный состав и классификация образовательных электронных ресурсов, бесспорно, напрямую связаны с их дидактической обоснованностью и целесообразностью. В этой связи, в параграфе 2.4 были рассмотрены основные дидактические требования, предъявляемые к образовательным электронным изданиям и ресурсам.
Механизмы реализации программ «медиаобразования» и модернизации образовательного процесса в РФ и Краснодарском крае на современном этапе рассмотрены в третьей главе данного исследования.
В 2006 году в РФ стартовал проект «Информатизация системы образования» (проект ИСО), реализуемый Национальным фондом подготовки кадров - некоммерческой организацией, созданной по решению Правительства Российской Федерации для выполнения масштабных проектов в сфере образования. Цель этого проекта - создание условий для информатизации школ, системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство. Данный проект был рассчитан на пять лет и успешно осуществлялся по трем основным направлениям - «Учебные материалы нового поколения», «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» и «Создание системы межшкольных методических центров»3.
Вопросам информатизации образования уделяется первостепенное внимание и Федеральной целевой программой развития образования. В рамках этой программы выполняется ряд проектов по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования. Удаленный доступ к этим ресурсам, размещенным в сети Интернет Федеральным центром информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), будет предоставлен всем образовательным учреждениям страны. Параграф 3.1 настоящего исследования посвящен обзору Федерального проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения» (см. Приложение В).
Существенной проблемой стала интеграция интернет-ресурсов, размещенных на образовательных порталах, на сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках и коллекциях. Для решения этой проблемы создана новая информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», нацеленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов сети Интернет, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования, а также к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. В данной работе отдельный параграф (3.2) посвящен анализу разработки концепции каталога «Образовательные ресурсы сети интернет».
Параграф 3.3 настоящей работы рассматривает технологию подкастинга, которая в России стала развиваться совсем недавно. Как своеобразный синтез интернета и радио (а иногда – телевидения), сегодня подкасты набирают популярность во всем мире. Благодаря широкому распространению гаджетов iPod touch и iPhone, подкасты успешно применяются для активного обучения во всем мире. В ближайшем будущем подкастинг может рассматриваться как одна из форм образовательных ресурсов и в России. (см. Приложение Г).
Мощный импульс внедрению информационных и коммуникационных технологий в систему общего образования придал приоритетный национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 году. «По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования».
В рамках этого проекта решается задача подключения к сети Интернет более 50 тысяч учреждений общего образования во всех регионах России. Планомерно ведется работа по созданию сайта каждого образовательного учреждения, этой теме уделено внимание в параграфе 3.4. Здесь подробно дается описание особенностей разработки и реализации концепции сайта ОУ на примере сайта МБОУ ДОД ДШИ «Овация» города Краснодара, в работе над которым автор данного исследования принимал непосредственное участие. (см приложение Д)
В процессе реализации новых интерактивных форм обучения сформировалось такое понятие, как педагогический блог, (см. Приложение Ж) который можно рассматривать как одну из форм электронных образовательных ресурсов. В последнем параграфе третьей главы (3.5) рассматривается это явление в современной медиакультуре на примере проекта «Блогосфера» МКУ «Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий «Старт».