Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Zaharova-MV-1Захарова Марина Вадимовна

Концертмейстер, фортепиано, МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодара

Редактор и администратор  сайта школы

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» Факультет журналистики
Преподаватель кафедры издательского дела, рекламы и медиатехнологий

«Медиаобразование в условиях современной школы искусств»

материалы II городской научно-практической конференции преподавателей ДШИ,ЭЦ и краснодарского государственногоуниверситета культуры и искусств "Региональный компонент учебно-воспитательного процесса"

XX век вошел в историю как век «информационного взрыва», как век формирования мировой информационной структуры. Появление новых средств массовой информации позволило соединить между собой разные виды человеческой деятельности, разделенные пространством и временем. Мы настолько привыкли к потоку разнообразной информации, объем которой в начале XXI века все увеличивается, что не представляем себе жизни без газет и журналов, радио, кино и телевидения, компьютерной сети.
В этой связи особое значение в обществе приобретает медиакультура, роль которой трудно переоценить. Вообще «медиа» (от латинского «medium» — средство, посредник) — достаточно широкое, неоднозначное понятие, суть которого еще в 1950-е — 1960-е годы попробовал передать знаменитый канадский ученый и публицист Герберт Маршалл Маклюэн. Его книга «Понимание медиа: внешние расширения человека», написанная почти сорок лет назад, вышла в издательстве «КАНОН-пресс-Ц» (Москва — Жуковский, 2003).

В последние десять лет проблемы «медиа» в центре внимания российской общественности, науки и образования. В нашем языке в качестве синонима слова «медиа» широко используются термины «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК), в которых содержится идея связи между разными структурами общества и мира в целом. Существует множество точек зрения относительно проблемы медиа. Так, одни в нем видят источник знаний, другие — помеху в образовании и воспитании; медиа является и средством всестороннего развития личности, и фактором разрушительным.

Одно из главных условий становления гражданского общества - формирование диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Без диалога не может быть согласия, не может быть успешного развития государства. В условиях политической, социокультурной, экономической модернизации потребность в диалоге становится особенно значимой. Без него все реформы обречены на провал. Люди должны иметь как можно более полную и объективную информацию о действиях и намерениях власти, возможность высказывать свое мнение по поводу директивных решений и вносить свои предложения; власти тоже жизненно необходимо поддерживать постоянный контакт с обществом, разъяснять суть проводимой политики, узнавать о реакции граждан и т.д.

Ведущая роль в успешном осуществлении такого диалога принадлежит масс-медиа, которые выступают в данном случае посредником между обществом и властью. Именно они генерируют и направляют основные потоки информации. Именно они способны наиболее эффективно удовлетворять информационные потребности граждан, согласовывать интересы личности, общества и государства. Но успех такого диалога возможен только при условии готовности к нему каждой из сторон. Вот почему сегодня на первый план выходит как медиакультура общества, так и медиакультура каждой отдельной личности.

Признавая важную роль СМИ в процессе образования подрастающего поколения, необходимо системно и грамотно выстроить отношения юных потребителей информации с огромными ресурсами газет, журналов, кино, сети Интернет. Потреблению информации надо учить так же терпеливо и продуманно, как музыке и живописи. Нужна комплексная Программа медиаобразования, охватывающая разные категории детей, подростков, студенческой молодежи, учитывающая разные условия их обучения и воспитания. В ряде европейских стран есть центры по работе со СМИ при Министерствах национального образования. Эта проблема возведена в ранг государственной образовательной политики. Попытки создания подобных программ предпринимаются и в России.
В материалах ЮНЕСКО за 1984 г. этому направлению в педагогике дается следующее определение: «Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:
* анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;
* определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;
* интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;
* отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;
* получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

То есть, в основе «медиаобразования» лежит: «Обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике.

Его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний».
«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование как направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, ТВ, радио, кино, видео и др.).
Представитель современной учащейся молодежи встречается с мультимедиа практически ежедневно, играя в компьютерные игры самых разных направлений и уровней сложности, работая с обучающими и развивающими программами, входя в Интернет и т.д.

За необходимой информацией учащиеся и студенты обращаются к «Всемирной паутине» едва ли не чаще, чем к обычным книгам и учебным пособиям.
Мультимедийные средства в молодежной и школьной среде чаще всего выступают как:
* источник информации (чтение научной и художественной литературы, изучение интерактивных каталогов и т.д.);
* средство общения (знакомство, переписка с помощью электронной почты и т.д.);
* форма отдыха и развлечения (компьютерные игры, прослушивание компакт-дисков, просмотр кинофильмов и т.д.);
* техническое средство обучения (изучение таблиц, справочников, географических карт и т.д.).
Основные задачи медиаобразования:
* подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;
* научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику;
* овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

В наши дни также распространено более широкое понимание медиаобразования - не только как определенного компонента школьного или вузовского образования, но и как долговременной общественно-просветительской деятельности, распространяемой на детей и взрослых. Его сторонники понимают под медиаобразованием прежде всего непрерывное развитие личности в обществе. Важность воспитания активных и информированных граждан, формирования новой культуры общения со СМИ, которая способствовала бы органичному вхождению россиян в «информационное общество», возрастает по мере распространения новейших компьютерно-сетевых коммуникаций.

На базе консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусств ведется работа по интеграции медиапедагогики с музыкальным образованием и созданию системы дополнительного обучения для музыкантов на основе новых специальностей, появление которых диктуется современным состоянием музыкальной культуры и музыкального дела в России. Накоплен значительный опыт по созданию творческих студенческих работ с акцентом на музыкальной составляющей (рекламные ролики, анонсы, видеоклипы, авторские музыкальные передачи и т.д.) Активную работу в этом направлении ведет Шак Татьяна Федоровна, кандидат искусствоведения, доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств, руководитель Центра Музыкально-информационных технологий при данном университете, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, автор ряда разработок медиаобразовательной тематики.

В своей статье «Медиаобразование для музыкантов, каким ему быть?» Шак Татьяна Федоровна пишет: «Применительно к музыке, нам видится необходимость введения на уровне государственного образовательного стандарта новых специальностей, потребность в которых диктуется современным состоянием музыкальной культуры и музыкального дела в России и позволяющих решить проблему кадрового обеспечения в сферах культурно-досуговой деятельности, средств массовой информации, новых информационных технологий в музыке (например, «Музыкальное редактирование на радио и телевидения», «Аранжировка музыки на компьютере», «Преподаватель клавишных электронных инструментов»). Нельзя забывать также и о педагогах музыкальных школ и преподавателях музыки общеобразовательных школ, которым также необходима медиаграмотность и традиционные дисциплины («Слушание музыки», «Музыкальная литература», «Музыка») должны преподаваться с учетом технологий медиа. Не исключено, что в недалеком будущем возникнет потребность в специальности «Музыкальный медиапедагог».

Особого внимания заслуживает развитие такого направления как музыкальная медиакритика, одной из составляющих медиаобразования для музыкантов. Ее состояние оставляет желать лучшего, поскольку музыкальная критика и музыкальная журналистика концентрирует свое внимание преимущественно на академических жанрах и творчестве композиторов академистов (за хорошим исключением профессиональных джазовых критиков). Вне поля зрения музыкальных критиков остаются проблемы:
* популярной (массовой) музыкальной культуры (о ней пишут преимущественно журналисты, не имеющие музыкального образования);
* функционирования музыки а структуре медиатекста (видеоклип, музыка в рекламе, музыка в телепередаче, музыка в художественном или документальном фильме);
* восприятия музыки в медиатексте;
* творчество кинокомпозиторов;
* использование классической музыки в медиатекстах и т.д.

Появляются расширенные возможности медиаобразования на материале прессы в связи с увеличением числа вузов, средних специальных учебных заведений творческого профиля, готовящих журналистов, в том числе и телевизионных. Медиаобразование требует привлечения современных цифровых и информационных технологий, создание условий реализации социокультурных региональных проектов, инициатив по созданию заповедных зон в рамках экологии экранной культуры, кино/телецентров ретроспективного характера.

В подготовке специалистов в области рекламного бизнеса творчество в экранной сфере занимает особое место, опираясь на совокупность методов создания образов прагматического характера. Однако здесь есть проблемы в некоторой «обездушенности» рекламной продукции, ее отстранения от творческого потенциала клиента.
В интегрированном медиаобразовании намечаются возможности реализации интерактивных сетевых технологий в интеллектуальном, эстетическом и художественном направлениях. Есть тенденции сдвига в отношении внедрения интерактивных компьютерных программ в традиционные системы знаний.
Нуждается в дальнейшем развитии и фототворчество учащихся в центрах организации досуговой деятельности, на станциях юных техников. Низкопробность, пошлость и вульгарность теле/радиопродукции ставит вопрос об ответственности создателей медийных структур перед молодежью. При этом телевидение все чаще становится коллективным творческим занятием в медиапедагогике - например, в рамках отражения учащимися событий микросреды досуга и образования в школе, в клубах по месту жительства. Детская тележурналистка формирует систему восприятия и новый способ мышления, помогая стимулировать культуротворчество, интегрировать технологии медиа в сторону развивающих занятий.

Российский теоретик медиаобразования Федоров Александр Викторович, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института, член Союза кинематографистов России, Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, автор многих книг, учебных пособий, программ и статей по проблемам медиаобразования выделяет следующие этапы реализации основных подходов в медиаобразовании:
* получение знаний об истории, структуре, языке и теории масс-медиа;
* развитие восприятия медиатекстов, «чтения» их языка, активизации воображения, зрительной памяти, развитие различных видов мышления (в том числе - критико-логического, творческого, образного, интуитивного), умений, необходимых для понимания изложенных в медиатекстах идей и образов, которые формируются в сознании аудитории под воздействием масс-медиа;
* развитие творческих практических умений на материале масс-медиа, а также способностей к самостоятельному созданию медиатекстов и в целом медиаматериалов

* Медиаобразование в ближайшем будущем неизбежно займет свое место в сфере дополнительного образования подрастающего поколения. Поэтому целесообразно разрабатывать программы организовывать факультативы по предметам и направлениям этой области, которые будут предлагаться к изучению в детских школах искусств. 

Как пример, можно привести работу Отделения инновационных арт-технологий Московской детской школы искусств им. М.А. Балакирева. Здесь созданы все необходимые условия для подготовки и организации творческого поиска и эксперимента в новейшей области современного общекультурного и художественного образования подростков - Медиа-арт. 

* Успешно работают творческие мастерские:
* 1. «Компьютерная музыка», где происходит знакомство подростков с такими предметами как:
* современная музыка
* компьютерная нотография
* синтезатор
* музыкально-компьютерное моделирование
* компьютерная аранжировка
* основы звукотехники и компьютерная музыка
* инструментоведение и инструментовка
* сочинение на базе цифровых технологий
На обучение принимаются дети в возрасте 11-12 лет, прошедшие соответствующую музыкальную подготовку и проявившие способности к обучению в данной области. Срок обучения - 3 года.
По окончании обучения в творческой мастерской ее выпускники могут сами, основываясь на личном учебно-творческом опыте и подготовленном творческом портфолио, определиться с перспективами своего профессионального образования в вузах, в самостоятельном выборе пути дальнейшего творческого развития и профессиональной карьеры, в том числе — в области музыки (сочинения, аранжировки, исполнительства, теории и истории музыки и др.), а также звукорежиссуры и звукотехники.

2. «Компьютерный дизайн», здесь наряду с основами изобразительного искусства предложены такие предметы как
* основы дизайна;
* основы композиционно-художественного формообразования;
* информационные технологии в дизайне;
* По окончании обучения в творческой мастерской ее выпускники могут сами, основываясь на личном учебно-творческом опыте и подготовленном творческом портфолио, определиться с перспективами своего профессионального образования в вузах, в самостоятельном выборе пути дальнейшего творческого развития и профессиональной карьеры, в том числе – в области дизайна (моды, промышленных изделий, интерьера, художественного оформления и др.) и архитектуры.
На обучение принимаются дети в возрасте от 11-12 лет, проявившие соответствующую художественную подготовку и способности к обучению в данной области. Время обучения - 3 года.
Выпускникам выдаётся свидетельство установленного школой образца, которое дает право первоочередного зачисления на обучение в лабораторию арт-синтеза третьей ступени обучения.

 3. «Художественная фотография». В данной творческой лаборатории преподаются следующие предметы:
* история фотографии
* фотокомпозиция
* техника фотосъемки
* основы композиционно-художественного формообразования
* сценаристика и монтаж слайдфильма
* основы компьютерной грамотности и компьютерная обработка фотографии
* компьютерная графика
На обучение принимаются дети в возрасте 11-12 лет, прошедшие соответствующую художественную подготовку и проявившие способности к обучению в данной области. Срок обучения - 3 года.
По окончании обучения в творческой мастерской ее выпускники могут сами, основываясь на личном учебно-творческом опыте и подготовленном творческом портфолио, определиться с перспективами своего профессионального образования в вузах, в самостоятельном выборе пути дальнейшего творческого развития и профессиональной карьеры, в том числе — в области фотографии (фотохудожник, фоторепортер, фотожурналист, фотогалерист, фотооформитель, организатор тематических и персональных выставок, и др.).

* Одной из важных и актуальных общественных задач является сегодня преодоление сугубо потребительского отношения публики к средствам массовой информации, формирующегося в условиях информационного рынка. Восприятие аудиторией информации непосредственно зависит от способности к активному творческому освоению содержания СМИ, его логической переработке. Потребление медийного содержания, лишенное активного интеллектуально-творческого начала, существенно сужает познавательные возможности аудитории, обедняет ее восприятие.
В конечном счете медиаобразование призвано расширить число людей, обладающих качествами сознательных участников коммуникационных процессов, способных оказывать реальное влияние на СМИ, активно и творчески участвовать в формировании гражданского общества в России.

Используемая литература:

1. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. – Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002.
2. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития: Изд-во Моск. ун-та, 1999 г
3. Материалы Первой Всероссийской интернет-конференции Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России , 2004
4. Реснянская Л. Двусторонняя – коммуникация: общественный диалог. М. 2001.
5. Федоров А.В. Медиапедагогика Ю.Н.Усова//Искусство и образование. 2003. - №№ 3, 4.
6. Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 33-38.

1

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар