Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Filobok GV130Филобок Галина Валентиновна
преподаватель класса фортепиано МБОУ ДО ДШИ «Овация», г. Краснодар

Обзор сборника «Школа игры на фортепиано» А.Николаева


В работе над «Школой» составители исходили из общих принципов современной педагогики, как науки о воспитании, образовании и обучении подрастающего поколения.

Педагог должен воспитывать в ученике любовь к музыке и отношение к ней как к искусству, способному передавать в художественных образах различные чувства, настроения и переживания, связанные с явлениями жизненной действительности. Занятия музыкой должны в то же время способствовать общепедагогическим задачам воспитания, развивая в ученике чувство дисциплины, сознательное и добросовестное отношение к своим обязанностям, умение работать и преодолевать возникающие трудности.

Огромную роль в формировании музыкальных вкусов начинающего ученика играет приобщение его к народному музыкальному творчеству, которое является могучим источником развития профессионального музыкального искусства. Поэтому в сборнике уделено значительное место фортепианным переложениям народных песен.
Для обогащения детского фортепианного репертуара в сборник включен также ряд произведений советских композиторов и подходящие по содержанию и степени трудности сочинения русских и западноевропейских авторов.

В подборе и расположении материала «Школы» составители стремились обеспечить органическую связь между развитием музыкально-художественного мышления ученика, его музыкального слуха, памяти, чувства ритма и задачами овладения исполнительскими навыками, ознакомления с музыкальной грамотой и элементами строения музыкального произведения. С этой целью пьесы, занимающие основное место в «Школе», чередуются с ансамблями, этюдами и упражнениями, помогающими совершенствовать различные исполнительские навыки.
Упражнения, помещенные в «Школе», рассматриваются составителями как образцы, ориентирующие педагога в такого рода заданиях. В практических занятиях педагогу следует применять различные варианты подобных упражнений, систематически и последовательно развивая разнообразные стороны технического мастерства своих учеников, связывая эту работу с исполнительскими задачами и приучая учащихся сознательно работать над овладением исполнительской техникой.

Пьесы и этюды расположены в «Школе» в порядке постепенного усложнения различных музыкально-исполнительских задач, начиная от простейших примеров, рассчитанных на пение мелодий со словами и на подбор по слуху.

Последовательность изучения пьес и этюдов может видоизменяться педагогом в зависимости от конкретных условий работы с тем или иным учеником. Однако при всей условности установления порядка прохождения репертуара «Школы», составители придерживались именно данного расположения материала, исходя из следующих соображений: в подборе этюдов и пьес необходимо обеспечить разнообразие материала как в смысле его музыкального содержания и вытекающих отсюда исполнительских задач, так и в отношении технических навыков. Поэтому пьесы и этюды подобраны по принципу контрастного чередования (певучие, медленные и подвижные, лирические и веселые, задорные, построенные на плавном движении legato и на скачкообразном движении staccato, и т. п.).
Большое место в сборнике уделено пьесам полифонического типа с постепенным усложнением заданий.

Некоторые примеры повторяют в различных вариантах то или иное задание. В тех случаях, когда ученик не нуждается в подобном закреплении усвоенного навыка, педагог может пропускать отдельные номера. В дальнейшем эти примеры могут быть использованы для чтения с листа.

Большинство четырехручных пьес, помещенных в «Школе», намеренно написаны с максимально легким изложением партии, исполняемой учеником (по сравнению с соседними по номерам пьесами в две руки) с тем, чтобы учащийся мог направить свое внимание главным образом на задачи ансамблевого исполнения. Эти пьесы также целесообразно использовать для чтения с листа. Некоторые из ансамблей рассчитаны на совместное исполнение самими учениками.

Учитывая, что учащиеся 1 года обучения приступают (примерно со второй половины учебного года) к ознакомлению с гаммами, аккордами и короткими арпеджио на тоническом трезвучии, в «Школе» даются подготовительные упражнения к этим видам техники. В первой половине «Школы» (первый год обучения) вводятся также пьесы и этюды, в которых применяются гаммообразное движение и аккордовые построения, подготавливающие учащегося к более трудным примерам, данным во II части. К тому времени, когда учащийся теоретически уже ознакомится с гаммами, научится строить мажорную и минорную гамму в разных тональностям и усвоит подготовительные упражнения к гаммам, педагог должен приступить к систематической работе над разучиванием гамм, аккордов и арпеджио. Методические указания к усвоению этих видов техники и таблица гамм, аккордов и арпеджио даются в приложении к «Школе».

Краткие методические пояснения к работе с учащимися на первом и втором году обучения даны в предисловиях к I и II части «Школы».

В тексте «Школы» самые необходимые для ученика сведения и правила из области музыкальной грамоты даны крупным шрифтом. Эти сведения, разумеется, не исчерпывают теоретических и методических указаний, которые педагогу необходимо давать ученику в процессе практических занятий. Попутные методические пояснения и примечания для педагогов помещены в тексте мелким шрифтом.

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар