Филобок Галина Валентиновна
преподаватель класса фортепиано МБОУ ДО ДШИ «Овация», г. Краснодар
Обзор сборника «Школа игры на фортепиано» А.Николаева
В работе над «Школой» составители исходили из общих принципов современной педагогики, как науки о воспитании, образовании и обучении подрастающего поколения.
Педагог должен воспитывать в ученике любовь к музыке и отношение к ней как к искусству, способному передавать в художественных образах различные чувства, настроения и переживания, связанные с явлениями жизненной действительности. Занятия музыкой должны в то же время способствовать общепедагогическим задачам воспитания, развивая в ученике чувство дисциплины, сознательное и добросовестное отношение к своим обязанностям, умение работать и преодолевать возникающие трудности.
Огромную роль в формировании музыкальных вкусов начинающего ученика играет приобщение его к народному музыкальному творчеству, которое является могучим источником развития профессионального музыкального искусства. Поэтому в сборнике уделено значительное место фортепианным переложениям народных песен.
Для обогащения детского фортепианного репертуара в сборник включен также ряд произведений советских композиторов и подходящие по содержанию и степени трудности сочинения русских и западноевропейских авторов.
В подборе и расположении материала «Школы» составители стремились обеспечить органическую связь между развитием музыкально-художественного мышления ученика, его музыкального слуха, памяти, чувства ритма и задачами овладения исполнительскими навыками, ознакомления с музыкальной грамотой и элементами строения музыкального произведения. С этой целью пьесы, занимающие основное место в «Школе», чередуются с ансамблями, этюдами и упражнениями, помогающими совершенствовать различные исполнительские навыки.
Упражнения, помещенные в «Школе», рассматриваются составителями как образцы, ориентирующие педагога в такого рода заданиях. В практических занятиях педагогу следует применять различные варианты подобных упражнений, систематически и последовательно развивая разнообразные стороны технического мастерства своих учеников, связывая эту работу с исполнительскими задачами и приучая учащихся сознательно работать над овладением исполнительской техникой.
Пьесы и этюды расположены в «Школе» в порядке постепенного усложнения различных музыкально-исполнительских задач, начиная от простейших примеров, рассчитанных на пение мелодий со словами и на подбор по слуху.
Последовательность изучения пьес и этюдов может видоизменяться педагогом в зависимости от конкретных условий работы с тем или иным учеником. Однако при всей условности установления порядка прохождения репертуара «Школы», составители придерживались именно данного расположения материала, исходя из следующих соображений: в подборе этюдов и пьес необходимо обеспечить разнообразие материала как в смысле его музыкального содержания и вытекающих отсюда исполнительских задач, так и в отношении технических навыков. Поэтому пьесы и этюды подобраны по принципу контрастного чередования (певучие, медленные и подвижные, лирические и веселые, задорные, построенные на плавном движении legato и на скачкообразном движении staccato, и т. п.).
Большое место в сборнике уделено пьесам полифонического типа с постепенным усложнением заданий.
Некоторые примеры повторяют в различных вариантах то или иное задание. В тех случаях, когда ученик не нуждается в подобном закреплении усвоенного навыка, педагог может пропускать отдельные номера. В дальнейшем эти примеры могут быть использованы для чтения с листа.
Большинство четырехручных пьес, помещенных в «Школе», намеренно написаны с максимально легким изложением партии, исполняемой учеником (по сравнению с соседними по номерам пьесами в две руки) с тем, чтобы учащийся мог направить свое внимание главным образом на задачи ансамблевого исполнения. Эти пьесы также целесообразно использовать для чтения с листа. Некоторые из ансамблей рассчитаны на совместное исполнение самими учениками.
Учитывая, что учащиеся 1 года обучения приступают (примерно со второй половины учебного года) к ознакомлению с гаммами, аккордами и короткими арпеджио на тоническом трезвучии, в «Школе» даются подготовительные упражнения к этим видам техники. В первой половине «Школы» (первый год обучения) вводятся также пьесы и этюды, в которых применяются гаммообразное движение и аккордовые построения, подготавливающие учащегося к более трудным примерам, данным во II части. К тому времени, когда учащийся теоретически уже ознакомится с гаммами, научится строить мажорную и минорную гамму в разных тональностям и усвоит подготовительные упражнения к гаммам, педагог должен приступить к систематической работе над разучиванием гамм, аккордов и арпеджио. Методические указания к усвоению этих видов техники и таблица гамм, аккордов и арпеджио даются в приложении к «Школе».
Краткие методические пояснения к работе с учащимися на первом и втором году обучения даны в предисловиях к I и II части «Школы».
В тексте «Школы» самые необходимые для ученика сведения и правила из области музыкальной грамоты даны крупным шрифтом. Эти сведения, разумеется, не исчерпывают теоретических и методических указаний, которые педагогу необходимо давать ученику в процессе практических занятий. Попутные методические пояснения и примечания для педагогов помещены в тексте мелким шрифтом.