Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Dubovskaya NДубовская Надежда Николаевна

преподаватель класса гитары МБОУ ДО ДШИ «Овация», г. Краснодар

«Методика обучения игре на гитаре: работа над произведением в ходе урока»

Методическое сообщение

Исполнитель – музыкант, который точно выполняет все, что написано автором. Для этого надо знать как можно больше о композиторе и его творчестве, в какую эпоху он жил. Необходимо осмыслить название и форму произведения, разобрать текст (ноты, ритм и т.д.) точно перевести все музыкальные термины и многое, многое другое.

Разговор об образном строе можно начать с небольшой исторической справки.

Менуэт – танец конца XVII века. Его исполняли во время торжественных дворцовых церемоний. В XVIII веке он стал модным аристократическим танцем, которым увлекались чопорные придворные аристократы в белых напудренных париках с буклями. Танцевали Менуэт с большой торжественностью, приседаниями и реверансами. В соответствии с этим музыка отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов.

И.С.Бах – ярчайший представитель художественного стиля «барокко» (в переводе с итальянского – «странный», «причудливый», «вычурный») в европейской музыке XVII в. – середины XVIII вв. В музыке тесно, порой противоречиво соседствовали традиционное и новаторское. Своей вершины достигла полифония и одновременно развивался и укреплялся гомофонный характер изложения, усиливался интерес к человеку и богатству его внутреннего мира.

Однако важнейшей отличительной чертой барокко оставалась, граничащая порой с импровизационностью, внутренняя свобода в толковании того или иного жанра.
Тема в баховскую эпоху играла несколько иную роль, чем в произведениях более поздних музыкальных стилей. В центре внимания композиторов XVII – XVIII вв. были не только благозвучие и красота темы, но ее «разработка» в пьесе, богатство ее преобразований, разнообразие полифонических и контрапунктических приемов развития, то есть те «события», которые с ней происходят на протяжении всего сочинения.

В теме Менуэта И.С. Бах выбирает самый активный мотив темы и строит на его основе развитие всей пьесы. В результате возникает типичный баховский «диалог» между мотивами, скрытый в текучем безостановочном движении восьмых, надо обратить внимание на диалогическую связь мотивов, на богатство, гибкость и разнообразие их интонаций. Важно закрепить в сознании ребёнка «границы» мотивов.

В итоге в самых длинных мелодических построениях, в стройном звуковом потоке можно различить отдельные мотивы и фразы разной протяженности, содержательности и эмоциональности. Таким путем преодолевается одна из трудностей музыки – ее непрерывная текучесть.

Первым делом необходимо понять характер пьесы. Лирическое и несколько задумчивое настроение пьесы диктует и соответствующий характер исполнения – певучий, плавный, мягкий, в спокойном, ровном движении. Определив это настроение, направляем внимание ученика на то, как отличны мелодии верхнего и нижнего голосов.

Далее переходим к показу фразировки и связанной с ней артикуляции каждого голоса отдельно.
Начальное настроение верхнего голоса распадаются на две двухтактовые фразы. Каждой из них свойственно внутреннее движение к сильным долям вторых тактов. Однако, интонационная направленность их различна: в первой фразе они звучат более значительно и настойчиво, во второй – имеют более спокойный характер (как бы ответ).

Для более точного осознания и эмоционального восприятия вопросно-ответного соотношения фраз рекомендуется прием исполнения в «лицах». «Спрашивающий исполнитель» играет чуть звучнее, «отвечающий» – чуть тише.

Очень скоро ученик будет в состоянии самостоятельно передавать интонационное различие обеих фраз.
Второе предложение (следующие четыре такта) развиваются более активно, поднимаясь вверх к кульминации первой части, после которой мелодия переходит в гибкий, пластичный «менуэтный» каданс. Вместе с фразировкой определяется и неотделимые от нее артикуляция и аппликатура.

Форма этого Менуэта – двухчастная, с обязательными репризами, которые призваны закрепить тему и образ в сознании слушателя. Интересен тональный план пьесы: I часть (D-dur) – начинается очень яркой квартовой интонацией, а заканчивается модуляцией в A-dur – тональность доминанты; II часть – начинается с «достигнутого» Ля мажора проходит несколько ступеней секвенционного развития и возвращается к исходящей тональности.

На гитаре очень сложно играть певуче, связно, что обусловлено физикой струн, они «затухают» после «атаки», поэтому необходимо научить ребенка слышать «картошки» в басах и связывать их между собой.

Немаловажная составляющая в работе над данной пьесой – безупречная ровность звуковая и ритмическая, что является одной из исполнительских трудностей, присущей всем пьесам И.С.Баха, его стиль отличает необычайно точный, активный, чрезвычайно собранный ритм, обладающий огромной художественной силой. Можно прохлопать, простучать ритмический рисунок каждой фразы отдельно.
Необходимо также уделить внимание мелизмам. Сам термин «мелизм» произошел от древнегреческого «melos» – пение, мелодия. Чтобы мелизмы звучали безупречно, их надо слышать «про себя», а затем учить как самую выразительную мелодию в том темпе и характере, которые присущи данной пьесе. Надо помнить, что Бах рекомендовал исполнять мелизмы за счет длительности основного звука и начинать с верхней вспомогательной ноты.

Но, наверное, самая кропотливая работа в любой пьесе – это звукоизвлечение, «звуковедение», «звукозавершение» – звуки непродуманные ясно в своем завершении ставят последующие в «щекотливое» положение, непрошенности, но самое печальное – это исчезновение тяготений звуков, интонационной связи, и в итоге – отсутствие движения. В одних случаях решается задача соединения звуков, в других – завершение, окончание мотивов, фраз, предложений и тому подобное.

Двухчастная форма пьесы основана на контрастном сопоставлении частей. В начале 2-й части мы меняем тембр на теплый (положение правой руки ближе к грифу) как бы затемняя, утяжеляя образ. Мелодии свойственно динамическая напряженность, смелый волевой размах, широкие скачки в мелодии верхнего голоса, энергичный подъем к главной кульминации пьесы. Как и в первой части пьесы она почти сливается с заключительным кадансом – это отличительная особенность стиля И.С.Баха: кульминации находятся в конце каждой части, вливаясь непосредственно в каданс.
Чувство меры ко всем динамическим изменениям в любом произведении И.С.Баха – качество, без которого нельзя художественно убедительно и стильно передавать его музыку. Динамические излишества и преувеличения выражают эстетические вкусы иной, послебаховской эпохи, другого музыкального стиля – романтизма.

Лишь посредством глубокого аналитического изучения основных закономерностей баховского стиля можно в результате постичь исполнительские «указания» самого композитора. К этому и должны быть устремлены все усилия педагога.

Заметим, что, как бы уверенно не играл ученик полифоническую пьесу, тщательная работа над каждым голосом не должна прекращаться ни на один день. В противном случае голосоведение быстро «засоряется».

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар