Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

berejnaya-D-VБережная Дарья Владимировна

Концертмейстер, фортепиано, МБОУ ДО ДШИ «Овация, г. Краснодар


«Выдающиеся педагоги, их заветы. Отечественные традиции музыкальной педагогики»

Методическая разработка, представленная на V зональной научно-практической конференции преподавателей ДШИ, эстетических центров и КГУКИ «Методические аспекты исполнительства в детских школах искусств», 2015 г.

 

Музыкальное воспитание как грань эстетического воспитания предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, формирование эмоциональной отзывчивости, способности понимать и глубоко переживать содержание искусства. Важнейшим итогом музыкального воспитания является формирование общей культуры личности. Оно рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным, особо одаренным детям, а как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

Зарождение музыкального воспитания восходит корнями к истокам человеческой цивилизации. Музыка как определенный вид деятельности, основанный на присущем человеку музыкальном сознании, сопровождала человечество на всех этапах его развития. Соответственно этому, в течение всего периода становления человеческой культуры осуществлялся и процесс передачи музыкального опыта последующим поколениям.

Интерес к зарождению и развитию музыкального воспитания в педагогике вызван объективными причинами, так как сформировались научные школы, изучающие возникновение и развитие музыкального воспитания, которые, в отличие от музыковедческих школ, развивающихся на базе консерваторий, функционируют внутри педагогических вузов и, следовательно, имеют педагогическую базу.

Можно сказать что, на исходе ХХ века возрос интерес к историко-педагогическим исследованиям в целом, и осмысливая пройденный путь, человечество осознает, что история образования и педагогики дает возможность установить эффективность педагогических теорий, направлений, систем. В опыте предыдущих поколений, как положительном, так и отрицательном, мы черпаем ответы на вопросы, которые сегодня ставит перед нами педагогическая реальность.

В начале XX века теоретические разработки основ музыкального воспитания и образования учащейся молодёжи были в стадии своевременного развития. Параллельно осуществлялась активная работа по внедрению музыки в образовательную практику учебных заведений России не только на основе меценатства, но и при поддержке правительства. Не смотря на это, наблюдалась некоторая утрата достигнутого в конце XIX века уровня эстетического воспитания молодёжи, что объяснялось рационализацией всего процесса образования и вытеснением в конечном итоге классического образования. Государственная педагогическая концепция начала XX века представляла собой комплекс ценных идей выдвинутых государственными деятелями в области музыкального воспитания. Особое внимание заслуживала идея ориентации методов и приемов преподавания уроков музыки на духовные запросы и силы учащихся (Г.Э. Зенгер, В.Г. Глазов, И.И. Толстой, Ал.А. Миронов).

В развитии прогрессивной музыкально-просветительской педагогики важную роль сыграла Московская народная консерватория (1906), организованная по инициативе С.И. Танеева, Е.Э. Линёвой, Б.Л. Яворского, главной целью которой было содействие музыкальному воспитанию и образованию народа. В 1913 году М.М. Рубинштейн пишет о том, что эстетическое воспитание, хотя и не целиком, решает многие проблемы воспитания, а формирование эстетического сознания средствами музыки приведёт к воспитанию творческой личности.

В 1915-1916 годах правительство вынуждено было пойти на либерализацию школьных порядков, и под руководством министра общественного доверия П.И. Игнатьева был разработан проект реформы системы образования в соответствии с перспективами развития России. Создание новой школы начиналось с усовершенствования учебного плана, где музыке отводилась полноправная роль наравне с другими предметами. Луначарский А.В. считал что, Россия на пороге революционных событий, мечтала о человеке, способном распространять свои представления о красоте на всё то, что его окружает, действовать со своими высокими представлениями о жизни, должен выкидывать перед собой эстетически прекрасные цели.

В России в XX веке для решения задач музыкального воспитания стало необходимым развитие профессионального музыкального образования и обще-музыкального воспитания. Широко была организована работа с детьми: в школах были введены обязательные уроки музыки (основой этого предмета было хоровое пение и, рождённая опытным путём, форма образовательно-воспитательной работы - слушание музыки); при школах организовывались кружки хоров, оркестров, оперных и театральных представлений; в оперных театрах и филармониях в воскресные дни и в каникулы устраивались детские музыкальные программы.

Для взрослого населения в Петербурге, а, затем, в Москве открылись Народные школы музыкального просвещения, в которых преподавали такие музыканты, как: Л.В.Николаев, В.В. Софроницкий, В.Н. Цыбин, Г.И. Амосов, Б.В. Асафьев, В.Г. Каратыгин, Ф.М. Бронфин, И.В.Немцов. Требования к школе заключались в том, что музыка не должна замыкаться в стенах школы, а выходить за её пределы, нести музыкальную культуру в массы.

В свете решения этих задач историческое значение имела национализация Петербургской и Московской консерваторий, обучение в которых стало бесплатным. В ходе реформ музыкального образования учебные заведения были разделены на три типа: музыкальные школы, техникумы и консерватории. Большое место в их работе занимала просветительская деятельность. С огромным энтузиазмом педагоги и учащиеся вели систематическую концертную деятельность. Концерты эти являлись праздниками для исполнителей и слушателей. Посещаемость их, внимание и самый серьёзный интерес к исполняемым вещам указывали на то, что педагогические концерты заняли одно из видных мест в музыкальном просветительстве. Музыкальные учебные заведения стали очагами музыкального воспитания населения районов и городов.
Большое влияние на музыкальное воспитание оказывал Союз композиторов, участвующий в разработке плана музыкального радиовещания, в открытых городских концертах, в нотоиздательской деятельности, в разработке методики самодеятельной (в том числе и детской) работы. Период с 1930 по 1940 год был плодотворным для ленинградских музыковедов, когда вышли из печати работы Б.В. Асафьева, И.И. Соллертинского, М.С. Друскина, Ю. Кремлёва, С. Гинзбурга и других .

Появляются разнообразные формы музыкально-воспитательной деятельности: лекции-концерты, встречи с композиторами и музыкантами, клубы музыкантов. Последние ставили перед собой задачу воспитания просвещённых слушателей и будущих деятелей профессионального и самодеятельного искусства. Большое значение придавалось вступительному слову перед исполнением того или иного произведения. «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Я старался, чтобы слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным стимулом, который пробуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке» считал В.А.Сухомлинский.

Со временем музыкальное вещание стало многообразнее и содержательнее. Наряду с популярными и развлекательными концертами появились тематические концерты, литературно-музыкальные вечера и циклы передач, посвящённые творчеству композиторов (концерты-монографии) и творчеству народов мира (этнографические). В этих передачах появились первые музыкальные пояснения, прививавшие серьёзное и глубокое отношение к искусству и игравшие, таким образом, большую роль в музыкальном воспитании слушателя.

Замечательные достижения музыкально-воспитательной деятельности в СССР были подкошены войной. Бригады артистов и музыкантов поднимали боевой дух солдат и тружеников тыла, выступая на передовых линиях фронта, на заводах и фабриках. Педагоги-музыканты в голоде и холоде, продолжали заниматься с детьми музыкой: участвовали в создании музыкальных кружков, бригад детской художественной самодеятельности, выезжавших с концертами в воинские части и госпиталя.

Понадобились годы для возрождения славных традиций и появления новых форм музыкального воспитания. Так основные принципы работы с детьми, сформированные в молодой советской республике, были продолжены в 50-е годы деятельностью виднейших педагогов-музыкантов Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской. Их объединяло осознание того, что надо учить детей любить и понимать музыку. В поисках новых форм и методов просвещения большую роль сыграла деятельность Шацких Станислава Теофиловича и Валентины Николаевны, которые с группой единомышленников образовали колонию "Бодрая жизнь". Здесь в жизни детей большое место занимало искусство: музыка, живопись, театр. По субботам устраивались музыкальные вечера. Исполнение произведений предварялось рассказом о композиторах и их творчестве.

В 1961 г. при Союзе композиторов СССР была создана комиссия по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества, основными задачами которой стали - разработка форм массового музыкального воспитания, создание и популяризация детской музыки, музыкальное просвещение. Живую заинтересованность и участие в этой деятельности принимали композиторы С.С. Прокофьев и И.О. Дунаевский, сотрудничавшие с Центральным детским театром; Д.Д. Шостакович, редактировавший детский радиожурнал "Путешествие в страну музыки"; З.А. Левина и Н.Н. Раков, работавшие в тесном контакте с музыкальными школами и многие другие.

До наших дней сохранились традиции проведения "Всесоюзной недели музыки для детей", музыкальных вечеров, собраний, клубов. Программы этих музыкальных мероприятий отличались не столько развлекательным, сколько развивающим характером. Главное: познакомить детей с хорошей музыкой, научить слушать её, привлечь детей к активному музицированию. В концертах участвовали профессиональные музыканты и учащиеся музыкальных школ, хоровые и хореографические коллективы, оркестры и ансамбли. Проблеме музыкально-воспитательной работы с детьми посвящена книга Д.Б. Кабалевского «Как рассказывать детям о музыке», где он подчеркивает важность этой сверхзадачи: «заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их, заразить их своей любовью к музыке». Здесь же он даёт важные для лектора-музыковеда советы по форме проведения концерта, по построению его программы, тематики, сценария, по приёмам активизации внимания слушателей, по манере поведения музыковеда на сцене и составлении его речи .

В процессе музыкального воспитания большую роль играли музыкальные издательства. В 1956 году было организовано Всесоюзное издательство «Советский композитор», целью которого была пропаганда творчества современных советских композиторов. Музыкальное воспитание в Советской России обрело новый стимул к развитию и совершенствованию благодаря тому, что задачи воспитания были поставлены на уровень государственной политики. Для успешного претворения поставленных целей были организованы и привлечены к осуществлению музыкального воспитания - музыкальные концертные и учебные заведения, Народные школы музыкального просвещения, Союз композиторов, средства массовой информации. Появились новые направления музыкального просветительства: шефская работа по культурному обслуживанию рабочих, крестьян, армии и флота; организация университетов культуры для взрослых; работа по музыкальному просветительству среди детей и юношества; рождение и развитие художественной самодеятельности при поддержке профессиональных музыкантов.

Анализируя музыкально-просветительскую деятельность в России 50 - 80-х годов, следует отметить, что, направляемая государством, она стала неотъемлемой частью работы каждого музыкального заведения. Силами выдающихся музыкантов, педагогов, общественных деятелей рождались новые формы и методы её организации. Одним из больших достижений музыкального воспитания в России этого периода стало создание и реализация программ музыкального воспитания детей и молодёжи, игравших огромную роль в деле воспитания подрастающего поколения.

На рубеже XX-XXI веков в России наблюдается возрождение традиций музыкального воспитания. Этот процесс можно проследить на примере деятельности таких крупных центров музыкальной культуры, как: Московская государственная академическая филармония, журналы «Музыкальная жизнь» и «Музыкальное просвещение», телевизионный канал «Культура».

Новая российская действительность разбудила энергию концертных организаторов. Появились новые концертные площадки, музыкальные театры, концертные залы, благотворительные фонды. Самые известные из них созданы известнейшими музыкантами В.Т. Спиваковым, Ю.А. Башметом, В.В. Крайневым, Н.А. Петровым для поддержки молодых талантов и пропаганды классической музыки. Большую популярность в России приобрёл детский фонд «Новые имена», устраивающий ежегодные конкурсы юных музыкантов, концерты, а с 2000 года - и первые абонементы.

Сохранили лучшие традиции музыкального воспитания различные музыкальные общества. Так Всероссийское музыкальное общество содействует развитию современного музыкального искусства, анализирует тенденции его исторического развития. Мероприятия общероссийского масштаба ВМО: творческая мастерская «Русское хоровое пение», конкурс юных исполнителей на народных инструментах, конкурс джазовых исполнителей, праздники духовой музыки, фестивали-смотры, в том числе и детских коллективов, стали заметным явлением в музыкальной жизни России.

Музыка дает эмоционально-нравственный заряд человеческому сознанию, способствует его социализации и более эффективной отдаче в различных областях общественной жизни. Фактически музыкальное воспитание - наиболее универсальный стимулятор общественного сознания, его творческого характера. Музыка в этом плане выполняет особую роль как искусство, непосредственно воздействующее на чувственный мир личности.

Музыкальное воспитание этого периода выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Музыкальное искусство активизирует чувственную сферу человека, стимулируя одновременно мыслительную деятельность, способствуя появлению новых идей и проектов, увеличивая творческий потенциал сознания, его производительную отдачу в соответствии с объектом приложения умственных способностей человека.

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар