Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Gorobec VYUГоробец Владислава Юрьевна

Преподаватель вокально-хоровых дисциплин, 
руководитель Образцового художественного коллектива вокального ансамбля «Музыкальный экспресс»


«Творческое объединение учащихся, детский вокальный ансамбль, как стимул роста интереса учащихся, и как лаборатория формирования знаний и умений»

Методическая разработка, представленная на IV городской научно-практической конференции преподавателей ДШИ, эстетических центров и КГУКИ «Элементы теоретического и исторического знания в учебно-воспитательном процессе детской школы искусств (значение познавательного компонента)», Краснодар, 2013 г. 

 

Развитие творческих способностей и интереса учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в обучении. Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей, а именно возможностей и рассматривается как личностная характеристика.

Однако, на мой взгляд, творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Хотя творчество существует столько же, сколько и само человечество, этот феномен последние пять столетий относили к изящным искусствам, приписывали только гению, чему-то необыкновенному. Сейчас же с уверенностью можно сказать, что в основе любой деятельности лежат творческие способности. А нашей задачей является развитие этих способностей на базе обучения в ДШИ.

Ансамблевое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в нее как непосредственная и неотъемлемая ее часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывает их вкус и душу. Ансамблевое пение – это богатые возможности, надежные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию, движение к высотам духовности.
Основная направленность обучения в вокальном ансамбле - художественно-эстетическая.

Программа обучения состоит в соединении нескольких учебных дисциплин (сольное пение, ансамблевое пение, сценическое движение, эстрадный инструментальный ансамбль) в единое целое, что в конечном итоге позволяет добиваться целостной подачи музыкального материала.

Количество участников коллектива дает ему большие возможности в концертной деятельности. Вокальный ансамбль работает как мобильная концертная единица. Она является важным, неотъемлемым компонентом, способствующим привитию у детей навыков профессиональной концертной деятельности.

Основной целью предмета вокальный ансамбль является воспитание гармонически развитой творческой личности, приобщение школьников к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса на основе исполнения лучших образцов русской и зарубежной классики, обработок народных песен, произведений современных авторов.

Правильно организованная и тщательно продуманная работа в классе вокального ансамбля способствует подъему общей музыкальной культуры, развивает чувство коллективизма, ответственности, а также формирует нравственные и музыкально-эстетические взгляды, мировоззрение учащихся. Предмет вокальный ансамбль предполагает многостороннюю работу по развитию вокальных данных, выработке навыков ансамблевого пения, художественного воображения, умение передать содержание музыкального образа движением и пластикой, реализовать свои творческие способности.

Основными аспектами работы с вокальным ансамблем является индивидуальное оптимальное певческое развитие каждого певца, формирование его певческой культуры, а также через участие в творческом коллективе воспитание устойчивых потребностей в общении с народной, классической, современной музыкой разных стилей и жанров.

Задачей обучения в коллективе является единая манера формирования певческих звуков, развитие мелодического и гармонического слуха, воспитание единой фразировки в совокупности ансамблевого звучания; выработка безупречной дикции, художественной выразительности слова, развитие музыкальности, выразительности, правдивости и искренности в передаче музыкального образа, благородства манеры исполнения, понимание единства формы и содержания произведения; воспитание эстетики поведения на сцене, проявление вкуса во внешнем виде.

Очень важную роль играет развитие не только вокальных и сценических навыков, но и момент социальной адаптации: важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества и ценностных ориентации, составляющих культурное достояние общества. Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотрудничества, сотворчества. Разнообразие действий, задач и поступающих знаний не дают детям сидеть на месте. Они находятся в постоянном взаимодействии с преподавателем в обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений.

Взаимодействие в коллективе разворачивается, как сотрудничество детей и преподавателей в различных видах коллективной творческой деятельности, в разработке и практической реализации совместных проектов, например, совместная подготовка и проведение мероприятий (утренников, отчетных концертов, коллективных праздников). Воспитание чувства ответственности за общую работу, осознание каждого участника вокального ансамбля как неотъемлемой части коллектива, становление коллектива вокального ансамбля как «букета индивидуальностей».

Вследствие качественной работы по предмету вокальный ансамбль могут появиться творческие вокальные коллективы разных возрастных категорий, которые могут вести плодотворную концертную деятельность. Это является очень актуальной задачей, и имеет двоякое назначение: развитие вокальных, творческих, эмоциональных способностей учащихся, а также служит удобным механизмом удовлетворения нужд школы искусств в концертных, массовых мероприятий как внутри школьных так и городских.

Следует указать, что такой творческий коллектив, как детский вокальный ансамбль занимает важное место в системе образования и имеет тесные межпредметные связи с такими дисциплинами как сольфеджио, история музыки, композиция, музыкальная литература, музыкальный инструмент. И занятия с детьми, особенно концертного состава вокального ансамбля по вышеуказанным предметам могут проходить по углубленной программе для достижения более высокого качества исполнительского мастерства.

Интерес- форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Оценка повышения интереса к учению определяется его содержательностью - значимостью - ценностью для каждого участника вокально ансамбля, в дальнейшем зависит от усвоения видов деятельности и достижения далеко идущей цели. Для детей цель нужно преобразовать в мотив.
Итогом всей репетиционной и учебной деятельности вокального ансамбля является концерт. Концерт – это всегда праздник, приподнятость настроения, эмоциональная обостренность. К такому празднику нужно много и серьезно готовиться. На таких выступлениях проявляется все лучшее, что есть в ансамбле. Ведь каждый ребенок в этот момент ощущает себя артистом.

По мере развития детского коллектива педагог переходит на позицию равноправного участника совместной деятельности детей. Партнерская позиция преподавателя позволяет ему обсуждать и находить вместе с детьми варианты решения проблемы. Общение на равных помогает педагогу вовлечь в коллективную деятельность всех участников вокального ансамбля.

В коллективе детей, достигнувших высокого уровня сотрудничества, педагог преимущественно занимает позицию консультанта, советника. Предоставляя возможность для детского самоуправления, педагог помогает в разрешении спорных вопросов и стимулирует стремление детского сообщества к сотрудничеству и сотворчеству. Таким образом, организация детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Т. Овчинникова «Программа для внешкольных учреждений».
2. В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг».
3. В. Морозов «Вокальный слух и голос»
4. «Вопросы вокальной педагогики». Выпуск № 7
5. В.Бурылев «Вокальный ансамбль» учебное пособие для музыкальных заведений.

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар