Горобец Владислава Юрьевна
Преподаватель вокально-хоровых дисциплин,
руководитель Образцового художественного коллектива вокального ансамбля «Музыкальный экспресс»
«Творческая инициатива ученика. Её значение для воспитания творческой личности»
Методическая разработка, представленная на IV городской научно-практической конференции преподавателей ДШИ, эстетических центров и КГУКИ «Элементы теоретического и исторического знания в учебно-воспитательном процессе детской школы искусств (значение познавательного компонента)», 2013 г.
Проблема самореализации личности в процессе творческой деятельности учащихся сопряжена с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к самосовершенствованию. Стремительное развитие общества совершенствование технологий, информационная перезагруженность вызывают мотивационное и действенно-практическое выражение себя. Среди внутренних условий развития ребенка важное место занимает возможность самореализации личности.
«Творчество личности – это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому, изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает сегодня особую актуальность. Именно в творчестве находится источник самореализации личности, умеющие анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия, реализации таких решений и т.д.», - писал С.Л. Рубинштейн.
Проблема самореализации личности относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики. Ориентация современной школы на дифференцированное, профильное обучение так же требует создание условий, позволяющих ученику раскрыть и реализовать внутренний потенциал. Учебная деятельность играет значительную роль в жизни школьника и служит важной сферой его самовыражения.При этом не стоит забывать о времени, которое ребенок проводит вне школы, а именно дома, в семье. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.
Музыкальная школа должна заниматься поиском индивидуальности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще в раннем возрасте.
Возрастные особенности как предпосылки и условия самореализации учащихся.
В младшем школьном возрасте творческие дети способны к усвоению сложных, умственных навыков: счета, чтения, что свидетельствует о резерве детского интеллекта. Главной особенностью учащихся младшего возраста является то, что они не умеют рефлексировать, адекватно оценивать свои умения. Для них важно не то, как они поют, играют, рисуют, а важно, что они умеют это делать и как им кажется, очень хорошо. Это говорит о том, что младшим школьникам интересно не столько содержание изучаемого предмета и способ его преподавания, сколько свой личный результат в изучении этого предмета: отметка, похвала учителя, оценка его труда по данному предмету родителями. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем более интереса, удовольствия, любопытства и активности в его усвоении. Главными условиями умственного развития младших школьников является: повышенная впечатлительность и внушаемость, желание подражать взрослым, их действиям и высказываниям, стремление к повторению того, что вызвало интерес, любопытство, положительные эмоции.
Способствует проявлению творческой инициативы младшего школьника поощрение его успехов и достижений. Большое значение на развитие творческих возможностей младших школьников влияет сочетание теоретической и практической самостоятельной деятельности, когда ребенок получает возможность проверить свои знания на практике, попробовать себя в практической деятельности. Если при этом он получает поощрение, это является огромным стимулом в развитии творчества ребенка.
Проявлению творческих способностей младших школьников способствует наличие воображения, фантазии, возможность их проявления, создание таких ситуаций на уроке, когда ребенок за эти способности поощряется, а не наказывается взрослым. Именно способность малышей подражать дает возможность педагогу использовать это качество для развития творческих способностей. Демонстрация детям творческих способностей человека предполагает формирование их интереса к участию в музыкальной деятельности. Попробовав, младшие школьники увлекаются ею настолько, что впоследствии пробовать, творить становится привычкой.
Большое значение для формирования интереса к участию в творческой интеллектуальной деятельности учащихся младшего возраста имеет демонстрация примера людей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой деятельности. Понимая это, учитель должен максимально использовать эту потребность к подражательности младших школьников и направить ей в нужное русло. К примеру, однажды я провела урок для учащихся подготовительной группы хора и хора первого класса, на котором один коллектив исполнял выученное ими произведение, а другой коллектив выступал в роли «члена жюри». А после исполнения каждый учащийся высказывал свои впечатления: что понравилось, а что хотелось бы исправить или наоборот добавить. Это дало возможность каждому ребенку почувствовать и осознать, сколько они уже понимают, чему успели научиться. При этом я отметила, что больший интерес у учащихся вызывает именно живое исполнение, нежели видео-файлы, показанные на экране. Надо помнить, что именно этот возраст закладывает интерес, потребность и привычку к умственной деятельности, в подростковом возрасте сформировать привычку работать достаточно сложно, если она не была сформирована в младшем возрасте.
По мнению некоторых ученых, пик интеллектуального развития достигается учеником в двенадцать лет. Однако это не значит, что к двенадцати годам процесс творчества заканчивается. Именно в этом возрасте начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной деятельности, упорство в достижении умений, потребность в активной, творческой деятельности. Но здесь мы сталкиваемся с новой задачей. Следует помнить, что главным особенностями подросткового возраста являются эмоциональная неустойчивость, импульсивность, колебания настроения, несдержанность, нервозность.
Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей имеет признание их умений и достижений, поддержание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки. Это процесс довольно сложный, во многом его результативность зависит от взрослого, который является авторитетом для подростка.
Педагог, работающий с подростками, должен понимать, что чрезмерная критичность, недооценка знаний, умений, пренебрежительное отношение к его достижениям, может привести к тому, что способный и творчески одаренный инициативный ученик не только не перестает быть таковым, но и начинает себя вести совершенно противоположным образом. Учитывая эти особенности, необходимо создавать ученику не только возможные условия для проявления его творческого начала, но и поддерживать его стремление к творчеству постоянно, а не только от случая к случаю. Это возможно только в том случае, если учитель относится к ученику как к равному, как к партнеру по совместной деятельности, результат которой зависит в равной степени как от взрослого, так и от ученика.
Организация творческого и мыслительного процесса на занятиях в музыкальной школе.
При организации творческого и мыслительного процесса на занятиях в музыкальной школе, следует делать элементарный индуктивный вывод из сравнения двух несложных объектов вербального и невербального характера, несложных практических действий.
- Отвечать на ряд вопросов по общей теме.
- Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический показ определяемого предмета, указание, описание. Выделять внешне образную опору.
- Под руководством педагога учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе текстов песен, мелодических ритмических рисунков.
- Преподаватель должен чаще при постановке вопроса для анализа использовать такие обороты, как: «А как вы думаете?» «Как это можно сделать?» намечать последовательность действий, проверять результат разрешения.
- Следует давать возможность выбора учеником индивидуального способа выполнения творческих задач.
В целом, инициативность детей к творческому музыкальному совершенствованию, показывает систематическую и качественную работу по формированию у учащихся личностных качеств. Итоговым этапом творческого воспитания становится выпускники музыкальной школы.
Выпускник - личность, с его духовностью, универсальностью, творческим началом, в нем должны быть соединены интеллект с чувством, знание с верой, умение логически мыслить, со способностью понимать и ценить прекрасное, что в дальнейшем поможет адаптироваться в быстроизменяющемся современном мире.