Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Prihidko AN130Прихидько Анна Николаевна

Заслуженная артистка Кубани
Преподаватель вокально-хоровых дисциплин 
ДШИ «Овация» 

«Постановка народного голоса у детей»

Методический доклад

 

Народная песня, как и родной язык – основа этнической культуры нации. Они передают её дух, чувства и переживания, в них отражаются обычаи, история и вера народа.

Народное пение – это вид музыкального искусства, в котором соединились фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, бытовая хореография, фольклорный театр, декоративно-прикладное творчество, история, диалектология. Вот уже два столетия в России активно изучается и культивируется народная песня. Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной песенной культуры бережно сохраняют и приумножают приёмы и способы исполнения народных песен. Изучать народное пение – занятие увлекательное, полезное и чрезвычайно важное для подрастающего поколения.

Общеизвестно, что музыкальное образование детей благотворно влияет на здоровье (физическое, психическое, нравственное), а также на культурный уровень и интеллект детей. Пение – одно из самых доступных и понятных для ребёнка видов музыкального искусства. Именно поэтому обучение народному пению – самый короткий, самый эффективный и самый верный путь к приобщению детей к народным, национальным истокам и развитию полноценной здоровой личности.

Те музыкальные впечатления, которые получает ребёнок на своих первых занятиях, остаются с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно, чтобы они были яркими, запоминающимися, радостными и, что немаловажно, правильными по содержанию.

При обучении детей народному пению нужно учитывать всеобщие компоненты вокального искусства, такие как:
• певческое дыхание;
• высокая певческая позиция;
• округление звука;
• единая манера звукообразования;
• подвижность артикуляционного аппарата;
• мягкая атака звука;
• кантиленное звуковедение.

Необходимо также учитывать основные принципы и приёмы развития певческого голоса у детей:
• чёткое произношение слогов, утрирование твёрдых согласных (следует избегать крика – это может повредить хрупкому детскому голосу);
• формирование хорошей дикции (приобщать их к постоянной работе над техникой речи; многократное повторение звука или попевки формирует связь через уши);
• постепенное развитие и включение мышц, участвующих в пении, гарантирует правильное и гармоничное развитие детского голоса.

Для правильного, народного исполнения песни необходимо:
1) проговаривать фразу в разговорной манере;
2) проговаривать эту же фразу нараспев;
3) делать то же самое на одном звуке в ритме песни, без выталкивания звука горлом;
4) петь мелодию, прерываясь на разговорную речь.

Обучающихся необходимо тренировать при помощи специального подготовительного разминочного курса, цель которого – развитие голоса и навыков пения. Для этого необходим традиционный для каждого занятия подготовительный разминочный курс.
Речевая или дикционная разминка – специальный курс речевых, дикционных упражнений нацеленных на правильность в произношении гласных и согласных звуков, звуков – традиционных в народном пении, в диалектах и говорах.

Например:
Дыхательная гимнастика – формирует дыхание, необходимое при вокальной работе, укрепляет диафрагму. Организует разновидность дыхания: краткое, долгое, цепное.

Распевание – цикл упражнений для голосового аппарата. Способствует формированию правильного вокального звукоизвлечения, удобству исполнения, развивает внутренний слух, вырабатывает чистоту интонации.

В работе над кубанским плотным, ярким, насыщенным звуком важно добиваться не силы, которая ведёт до форсирования звука, а правильной позиции для всех звукообразующих факторов. Необходимо учить детей технически уметь направить и упереть звук в правильную певческую позицию, то есть в резонансный пункт, голос всегда будет стойким, уверенным, а главное – звонким, плотным, полётным. Вот почему в корне неверно суждение многих начинающих руководителей фольклорных ансамблей, что народное пение – это горловое, открытое пение.

Существует два вида пения: бытовое и сценическое. Мы обязаны не только восстанавливать народное пение, но и окультуривать его вокально-техническими навыками, приближать к сценическому исполнению. Очень важно объяснить это детям.
Чтобы легче уяснить способ направления звука в «маску», то есть воспитать осмысление и закрепление певческой позиции, необходимо овладеть звукоритмическими упражнениями с закрытым ртом, а также впеваться в гласные с прибавлением согласных. Причём, необходимо утрировать произношение сильным движением языка от верхних резцов книзу.
Например: баммммм, бомммм, бумммм.
Необходимо закрывать рот на сонорные согласные. Эти согласные дают возможность ощутить придаточной пазухи носовой полости, вибрационное раздражение которых создаёт ощущение «маски»: а) лобная, б) основная, в) решетчатый лабиринт, г) гайморова полость.

Плотность, яркость, открытость появляются в основном за счёт задействования твёрдого неба, которое усиливает и благодатно украшает тембр народной манеры.

Следует учитывать, что качество мышечных сил детей формируется к 12-13-14 годам. Только в этом возрасте голос приобретает силу, тембральные различия. Диапазон, ограниченный в 6-8-9 лет, начинает расширяться. Это происходит очень индивидуально: у одних к 10-ти годам, у других к 11-12-ти. Именно этот период времени требует от преподавателя-вокалиста скрупулезной и грамотной работы.

Главное – не стремиться обогнать природу. В процессе кропотливой, целенаправленной работы педагогу следует привить яркое, естественное пение. Для достижения этого нужны:
1) мощная мотивация детей изучать народное песенное творчество;
2) правильный режим занятий;
3) правильная подача подсвязочного давления;
4) правильное звукообразование;
5) правильное использование регистровой системы.

Список использованной литературы

1. Стулова Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992
2. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом». – М., 1988
3. Шамина Л. Учебное пособие. — ФГОУ ВПО, РАМ им. Гнесиных. — М.: Графика, 2010
4. Детский голос. Экспериментальные исследования под ред. Шацкой В.Н.– М., 1970 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар