Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

Статистика  

Сейчас на сайте 75 гостей и нет пользователей

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Zaharova-MV-1Захарова Марина Вадимовна

Концертмейстер, фортепиано, МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодара

 «Музыка для уроков классического танца в ДШИ»

(О работе концертмейстера хореографического коллектива)

Методическое сообщение - пояснительная записка к репертуарному сборнику. 

Танец рождается из музыки, потому так велика роль тех, кто эту музыку творит. Однако концертмейстер балета - особая профессия, им может стать не каждый, даже самый талантливый, пианист. Кроме владения совершенной техникой исполнения, концертмейстер балета должен знать и понимать технологию движения, помочь танцору услышать музыку и, прочувствовав ее мышцами, перевести в пластику, создать эмоциональную атмосферу урока или репетиции. Концерт¬мейстер - полноправный участник творческого процесса, коллега, соавтор педагога.

Ведь именно урок классического танца и в школе, и в училище, и в театре, - является живым арсеналом и лабораторией балета, - поскольку в нем не только представлены сохраненные и приумноженные традицией элементы языка танца, но и осуществляется современная интерпретация классического наследия. Известно, что урок классического танца обычно и становится «камнем преткновения» для пианистов, начинающих работу в балете. Аккомпанемент к нему предполагает владение навыками импровизации и применение своего рода «двуязычного» знания. Оно основано на способности адекватно воспринимать хореографический материал как «партию» солирующего голоса в музыкальном ансамбле и мгновенно исполнять для нее аккомпанемент. Профессиональные пианисты, как правило, обладают достаточным уровнем музыкальных способностей, пианистической подготовкой, индивидуальными ар-тистическими свойствами личности, чтобы их импровизационное творчество было продуктивным.

Многие пианисты, начиная работу в хореографическом классе, не представляют себе специфику этой работы. Только проработав некоторое время в этой специальности, пианисты приобретают опыт и подбирают определённый нотно-музыкальный репертуар, так как далеко не все концертмейстеры могут свободно импровизировать на каждом уроке.

Данное методическое сообщение имеет своей целью помочь начинающим концертмейстерам разобраться в особенностях музыкального сопро-вождения различных по характеру упражнений урока классического танца в детской школе искусств.

Из истории танцевального искусства.

Танец принадлежит к самым древним, распространенным и демократичным видам искусства. Издавна важнейшие события в жизни человека сопровождались массовыми танцевальными представлениями. Танцы, хороводы запечатлены во многих произведениях искусства.
В древнем и античном мире танцы, конечно, существенно отличались от современных, но основные их разновидности сформировались еще в глубокой древности – обрядовые, ритуальные, военные, сценические и др. праздники были немыслимы без красочных танцевальных действ, музыкальное сопровождение которых сводилось, прежде всего, к ритмическому. Танцующие отбивали такт ногами или руками. Позже для звукового сопровождения танцев использовались особые деревянные сандалии, устричные раковины (своеобразные кастаньеты), простейшие ударные и струнные музыкальные инструменты.

Во времена упадка Римской империи несколько снизился интерес к танцам. Однако в средние века они опять – непременные спутники праздничных, культовых, комедийных представлений. Одним из назначений танцев становится развлечение гостей во время пиршеств. Появляются новые бытовые танцы – веселые, подражательные. Знать переносит основные элементы народных танцев в свои замки, наделяя их новыми чертами; ставятся театрализованные представления, включающие танцы, пение, декламацию. При дворе Екатерины Медичи танцевальные представления стали исполняться под аккомпанемент специально приглашенных музыкантов. С тех пор ( XVI век) началось время интенсивного становления и пышного расцвета балетного искусства. В Венеции и во Франции начали издаваться первые книги.

Посвященные описанию танцевальных движений и техники их исполнения. Во Франции открывается королевская академия танца, возникает новый жанр сценического искусства – комедия-балет. Его основатель – Жан Батист Мо-льер (1622-1673) – был не только автором многочисленных пьес, но и вы-ступал в них в качестве актера и танцовщика. Музыку к этим спектаклям создавали крупнейшие композиторы, среди них – Жан Батист Люлли (1632-1687). В эпоху Просвещения балет утвердился как самостоятельный жанр сценического искусства. В XVIII веке в Европе формируются национальные балетные школы. Достижения мирового хореографического искусства окрашиваются характерными особенностями танцевальной культуры той или иной страны. Новое направление в искусстве – романтизм – дало импульс развитию хореографии в XIX веке. Для более полного воплощения романтических образов балерины поднялись на пуанты.

Подлинный расцвет мирового балетного искусства связан с творчеством величайшего русского композитора П. И. Чайковского, его симфонической балетной музыкой, а также с достижениями прославленных балетмейстеров М. Петипа и Л. Иванова, поставивших его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». В начале XX века наметился некоторый кризис балетного искусства в Европе, однако сравнительно молодое балетное искусство России, испытывавшее в предшествующие века сильное влияние европейских балетных школ, в это время само начинает оказывать существенное влияние на мировую хореографию. В петербургских и московских балетных школах и театрах выросла плеяда замечательных русских танцовщиков - Л. Иванов, В. Нижинский, М. Фокин, А. Павлова, Т. Карсавина, А. Горский и др.

Мировую славу русскому балету принесли организованные в начале нашего столетии С. Дягилевым Русские сезоны в Париже. Созданные М. Фокиным постановки «Шопенианы», «Петрушки» и «Жар-птицы» И. Стравинского, «Умирающего лебедя» К. Сен-Санса с роскошными декорациями и костюмами, выполненными по эскизам А. Бенуа И Л. Бакста, в блистательном исполнении А. Павловой, В. Нижинского, С. Федоровой и др. имели небывалый успех.

Российское балетное искусство советского периода продолжало традиции классической хореографии прошлого. На сценах крупнейших театров мира в разное время с большим успехом выступали К. Голейзовскии, Ф. Лопухов, В. Тихомиров, А. Ваганова, М. Семенова, Р. Захаров, О. Лепешинская, Г. Уланова, М. Плисецкая, И. Колпаков а, Ю. Григорович, Л. Лавровский, М. Лнепа, В. Васильев, Л. Семеняка, Е. Максимова, Н. Бессмертнова, Н. Тимофеева, Н. Павло¬ва и др. Балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта» С. Про¬кофьева, «Спартак» А. Хачатуряна стали классическими произведениями мировой хореографии.

Классический экзерсис и музыкальное сопровождение к нему

Известно, как велика сила эмоционального и нравственного воздействия танца, воплощенного в высокохудожественной форме. Сейчас ни один коллектив художественной самодеятельности нельзя представить себе без танцевального кружка. Танцам отдают свой досуг школьники и студенты, рабочие и ученые, люди различные по возрасту, культурному уровню и эстетическим воззрениям. Танец изучают в хореографических и педагогических колледжах, в институтах культуры и искусств, театральных вузах. И очень важно постоянно иметь в виду, что именно в дружественном союзе музы танца Терпсихоры и покровительницы музыки Эвтерпы рождаются великие творения Танца. Однако далеко не все руководители танцевальных коллективов в полной мере осознают это. Нередко, к сожалению, музыкальное сопровождение используют лишь в качестве «заменителя подсчета», отдавая предпочтение ритму и темпу. Оно зачастую сводится к ритмической группировке, невыразительной, монотонной мелодии.

Для успешного ведения уроков классического танца необходима согласованная работа преподавателя-хореографа и аккомпаниатора, их совместная творчески взаимообогащающая подготовка к занятиям. С первых уроков по освоению основных элементов классического танца до построения сложных танцевальных композиций наиболее опытные преподаватели стремятся к тому, чтобы музыкальное сопровождение было высокохудожественным, включающим произведения классической и современной советской и зарубежной музыки. Правильно подобранное сопровождение обогащает духовный мир занимающихся, способствует выработке культуры и красоты движений, а также развитию чувства коллективного ритма.

Сухой подсчет или удары в бубен без мелодического рисунка и других выразительных средств музыки не способны в необходимой мере организовать всю группу, побудить учащихся к эмоционально окрашенным, четким, синхронным, строго согласованным движениям.

Аккомпанемент к упражнениям следует выбирать с учетом поставленных задач, он должен быть приятен занимающимся.
Творческая подготовка уроков, тщательный подбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке учащихся, постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводят к успешному решению задач обучения, развивают у занимающихся способность ценить в музыке прекрасное.

Изучение классического танца обычно начинается с разучивания классического экзерсиса, когда вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса, головы и рук, шаг, приседание, развивается мускулатура ног.

Наиболее распространена такая последовательность упражнений классического экзерсиса:

1. Plie (приседание), demi plie (полуприседание), grands pile (полное приседание). Музыкальное сопровождение плавного характера на 2/4, 3/4 или 4/4. На первые два такта выполняется приседание, на следующие два - выпрямление.

2. Battements tendus, battements tendus jetes - движения, требующие активной работы ног, развивают их выворотную постановку. Музыкальное сопровождение в характере польки. Вначале выполняются движения ногой в медленном темпе: резкое выдвижение работающей ноги вперед и ее возвращение; в сторону, возвращение: назад, возвращение (каждое движение на один такт). Затем вдвое быстрее.

3. Battements tendus demi pile - работающая нога выводится вперед, в сторону, назад по правилам battements tendus, затем выполняется demi plie на обеих ногах. Музыкальное сопровождение в ритме вальса. На первый такт нога выдвигается вперед, на второй - возвращается, на третий - в сторону и т. д., на седьмой и восьмой такты - demi plie.

4. Ronds de jambe par terre - круговые движения ногой по полу. Упранение завершается выполнением port de bras - движением рук по позициям. Музыкальное сопровождение - вальс или пьеса на 2/4 плавного характера в умеренном темпе.

5. Battements fondus - работающая нога из положения sur le cou-de-pied (ступня работающей йоги как бы стремится обхватить опорную ногу у щиколотки с современным demi plie на опорной ноге) плавно выводится вперед, в сторону или назад при выпрям ленин опорной ноги. Музыкальное сопровождение аналогично ronds de jambe par terre,

6. Ronds de jambe en l’air - круговые движения ногой в воздухе. Музыкальное сопровождение аналогично ronds de jambe par terre, возможен несколько замедленный темп.

7. Petits battements sur le cou-de-pied работающая нога свободно, быстро и четко сгибается и разгибается в колене при неподвижном выворотном бедре. Музыкальное сопровождение в характере польки. Движения разучиваются сначала в медленном темпе, затем, по мере усвоения, темп ускоряется и доводится до очень быстрого.

8. Battements developpes - работающая нога, сгибаясь, скользит вытянутым носком по опорной ноге, от колена вытягивается вперед, в сторону или назад на 90°, затем возвращается в исходную позицию. Сопровождение – сдержанная, плавная музыка.

9. Grand battements jetes - большой энергичный бросок работающей ноги на 90° и выше. Музыкальное сопровождение – широкий, энергичный вальс или марш. Бросок выполняется на первую долю такта.

Каждое упражнение экзерсиса начинается с preparation - подготовки (постановки в исходную позицию), выполняемой под вступление, состоящее обычно из двух или четырех последних тактов аккомпанемента к выполняемому упражнению.

Знание классической музыки необходимо пианисту балета, поскольку становление музыкального классицизма совпадает с образованием и упорядочиванием законов классического танца, таким образом, построения балетных комбинаций соответствует построению классической музыки. Классическая музыка базируется на регулярной метрике и периодичности, в соответствии с этим традиционные балетные комбинации строятся из нескольких элементов, заключенных в периоды. Задачи музыкального сопровождения на уроках классического балета включают в себя также музыкальное воспитание учащихся.

Очень часто педагоги классического балета просят подчёркивать музыкой определённые движения на самые разные доли такта, используя акценты; соблюдать музыкальную характеристику упражнений (plié, battement tendu, adagio и др.), а также использовать фортепианные средства музыкальной выразительности: staccato, legato и т. д.

Учащиеся должны выполнять упражнения в темпе, заданном балетмейстером, задача пианиста - поддерживать темп.
В обучении классическому балету мелодика, наряду с метрикой и тем-пом, играет важную роль. Соответствие мелодической линии структуре балетной комбинации вызывает в учащихся актикуляционно-исполнительскую манеру выполнения упражнений, таким образом, будущие танцоры направляются по творческому пути. В этом заключается общая задача педагога и концертмейстера.


Вместо заключения
Основные задачи концертмейстера на уроке классического танца в школе, на репетиции и концерте.

Концертмейстерская специализация урока классического танца является специфической разновидностью ансамблевого исполнительства, где «сольная» партия воплощается хореографическими средствами. В книге Н. Крючкова «Искусство аккомпанемента как предмет обучения» кратко сформулировано основное правило пианиста-аккомпаниатора: «Играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и умея всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому ее выражению». Это правило важно для концертмейстера балета в той же степени, как и для пианиста, аккомпанирующего певцу или инструменталисту. А, если понимать слова «видеть и ясно представлять» буквально, то его нужно рассматривать как ключевой исполнительский принцип в работе концертмейстера урока классического танца, а далее и аккомпаниатора балетного класса более высокого уровня.

Итак, для профессиональной работы в балетном классе необходимо:

• понимать специфику хореографического аккомпанемента, осознавать роль музыки в различных видах хореографической деятель-ности на уроке классического танца - как подчиненную методическим и функциональным задачам, в балетном спектакле - как равноправную и полноценную, а в определенных случаях и ведущую;
• иметь ясное представление обо всех основных движениях классического танца, осознанно и профессионально воспринимать хореографический материал, уметь запоминать достаточно большие его фрагменты;
• владеть импровизационным видом аккомпанирования, уметь понимать и предвидеть логику взаимодействия музыки и танца, создавать образы движения выразительными средствами музыки, подкрепляя и отображая в ней содержание хореографического материала;
• иметь представление о методике преподавания различных хореографических дисциплин классического, дуэтно-классического, характерного, исторического танца, актерского мастерства;
• владеть обширным репертуаром, включающим не только музыку балетов, но и различные фортепианные, оркестровые, вокальные произведения русских и зарубежных композиторов, иметь представление об исполнительских редакциях произведений балетного репертуара;
• уметь разучивать программу в короткие сроки, аккомпанировать с листа, одновременно воспринимая движения исполнителей-танцовщиков;
• уметь работать с дирижером, а в его отсутствие брать на себя часть дирижерских функций, ведя всю музыкальную часть балетного спектакля;
• быть активным сотрудником, союзником и помощником преподавателя, балетмейстера, стремиться к созданию плодотворной творческой атмосферы занятий;
• содействовать развитию музыкальных представлений педагогов и учеников, воспитанию хорошего музыкального вкуса;
• постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствуя мастерство музыканта-пианиста и аккомпаниатора, обогащать свои знания, пополнять репертуар, слушать и контролировать себя, учиться у коллег, использовать собственный накопленный опыт.

Проблемы хореографического аккомпанемента по природе решаемых исполнительских задач лежат на стыке двух видов искусства - музыки и хореографии, но в силу своей специфики на практике они обычно оказываются за пределами интересов и музыкантов, и балетоведов.
Профессиональных концертмейстеров балета очень мало. Причин этому несколько. Одна из главных - распространенное в среде пианистов-исполнителей и педагогов предубеждение против этой профессии. Многие думают, что если молодой музыкант начнет работать в балете, то он обязательно дисквалифицируется, превратится в тапера, забудет все, чему его учили в музыкальном училище и консерватории. Часто приходится слышать и о том, что подобная работа не может быть ни творческой, ни интересной, поскольку аккомпаниатору приходится постоянно выполнять рутинные требования педагогов-хореографов и придерживаться их указаний.

Достаточно типичным можно считать высказывание В. Фомина о десятилетнем периоде работы будущего выдающегося дирижера Е. Мравинского в Ленинградском хореографическом училище «играть приходилось, импровизируя на ходу и беспрекословно следуя указаниям педагога». Казалось бы, здесь могла проявиться фантазия пианиста, но на деле все музыкальное сопровождение должно было строго укладываться в рамки заданных метрических формул, темпов, более того, нужно было обязательно придерживаться определенного характера музыки. Вместе с тем такая работа (подчас становившаяся для талантливого юноши невыносимо скучной) имела и положительную сторону, на уроках Мравинский досконально изучил сложную технологию классического танца».

Характерно, что в других видах искусства вопрос о профессиональной работе в прикладных отраслях не вызывает протеста, неприятия при необходимости выполнения функциональных требований. Нет сомнения, что деятельность архитектора, художника-модельера, дизайнера является творческой, но обеспечение функциональных требований при этом - неотъемлемая ее часть. Созидающий элемент присущ и работе пианиста в балетном классе, - как и всякой другой деятельности в сфере музыкального искусства.

Согласно традиции обучения хореографических отделений современных школ искусств, педагог-хореограф и концертмейстер решают различные задачи, но цель у них общая – воспитание юных артистов-танцоров. Ответственность преподавателя в педагогической, методической, репетиторской деятельности очень высока. Однако обучение танцовщиков, подготовка их к выступлениям могут проходить успешно только в том случае, если концертмейстер принимает полноценное участие в происходящем. Поэтому мера ответственности распределяется между педагогом и концертмейстером в равной степени. А в определенных ситуациях, - на экзамене, концерте, конкурсе, - когда аккомпаниатор остается один на один с учащимися, помогая им спра-виться со сложными исполнительскими задачами, поставленными педагогом, огромная ответственность возлагается именно на него.

Хореографическая концертмейстерская специализация пианиста - особая сфера музыкального творчества, требующая длительного обучения и совершенствования, обширных знаний, исполнительских навыков, мастерства и опыта, а также преданности искусству классического танца и балета и тем труженикам и творцам, кто его представляет - танцовщикам, педагогам, хореографам-постановщикам и репетиторам.

Список используемой литературы:

1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л., 1964.
2. Безуглая Г. Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. СПб., 2005.
3. Васильева Е. Танец. М., 1968.
4. Ваганова А. Основы классического танца. Л., 1980.
5. Ворновицкая Н. Музыка для уроков классического танца. М., 1989.
6. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961
7. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М., 2002.
8. Ладыгин Л. Методические рекомендации по музыкальному оформлению уроков классического танца. М., 1980.
9. Ладыгин Л. Музыкальное оформление уроков танца. М., 1980.
10. Ладыгин Л. Музыкальное содержание уроков танца // Современный бальный танец. М., 1976.
11. Ладыгин Л. О музыкальном содержании учебных форм танца. М., 1993.
12. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Л., 1972.
13. Ревская Н. Классический танец. Музыка на уроке. Экзерсис. СПб, 2005 г.
14. Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления урока классического танца. Л., 1968.

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар