Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

Статистика  

Сейчас на сайте 55 гостей и нет пользователей

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Dorohova-G-EДорохова Галина Емельяновна

Преподаватель класса фортепиано, клавишного синтезатора, МБОУ ДО ДШИ «Овация» г. Краснодара


«Критерии выбора паттерна в режиме игры с автоаккомпанементом»

Методическая разработка

Работа с автоаккомпанементом строится на манипулировании с фактурными заготовками – паттернами.
Паттерн переводится как образец, пример, модель, шаблон. Он представляет собой, как правило, двух или четырехтактовый остинатный рисунок разнотембровых голосов сопровождения, предполагающий возможность управления его гармонической основой с клавиатуры инструмента при игре вживую.

В памяти синтезатора хранится более 100 различных паттернов. Как найти среди них нужный для фактурного решения электронной аранжировки?

Прежде всего, стоит обратить внимание на банки, в которых объединяются стилистически родственные паттерны: Pop, Rock, Jazz, Latin, Country, European, Traditional и др. Стиль во многом предопределяет фактурную конфигурацию и тембровый состав шаблонов аккомпанемента.
И если нужно отыскать шаблон, отвечающий тем или иным фактурно-тембровым требованиям, то нужно не пролистывать весь их список от начала до конца, что приведет к потере времени, а сперва определить банк, к которому он может относиться, а затем искать поиск нужного стиля внутри этого банка.

Другим критерием классификации паттерна служит метр. Чаще всего он двухдольный-четырехдольный. Паттернов на три-четверти и шесть-восьмых в памяти синтезатора меньше и их легко запомнить.

Третьим критерием может служить характер ритмического рисунка. В нем могут преобладать восьмые (8 beat, 16 beat), делающие рисунок фактуры более насыщенным; ровные длительности или пунктирные (Swing, Shuffle), вносящие в него джазовый оттенок. Иногда даже он может включать в себя синкопы.

Классифицировать паттерн можно и по тембровому составу: экзотическим по колориту, по регистровому расположению, деля их на более компактные или раскидистые (во втором случае важно найти «свободное поле игры» для мелодического голоса). Можно различать паттерны по наличию дополнительной фактурной функции: педали, подголоска (например, в виде джазового рифа). И четвертым критерием в классификации паттерна является темп. Выставленный на фабрике темп наилучшим образом отвечает особенностям фактурной организации данного паттерна.

Итак, анализ паттерна по этим основным, связанным с построением фактуры направлениям: стилю, метру, ритму, тембру, регистровому расположению и темпу, необходим для грамотного художественно-целесообразного использования в электронной аранжировки. И главной задачей является достижение гармоничного соответствия всех перечисленных составляющих паттерна с главным элементом фактуры – мелодией.

При подборе паттерна следует обратить внимание на его соответствие мелодическому рисунку по метру, в обоих случаях должна быть либо двухдольная, либо трехдольная основа. Желательно при выборе паттерна ориентироваться на самые мелкие длительности мелодического рисунка. Если это восьмые, то они должны доминировать в паттерне 8 beat. Если шестнадцатые, то 16 beat. Дисгармония в этом аспекте делает звучание аккомпанемента либо суетливым и надоедливым, либо вялым и несоответствующим ритмическому тонусу мелодии.

Важно, чтобы все это работало на искомый музыкальный образ. Творчество аранжировщика на этапе подбора паттерна начинается с ответа на вопрос: уместен ли в сопровождении этой мелодии латиноамериканский колорит или колорит французской кафешантанной песенки, подойдут ли для ее аккомпанемента джазовые рифы или ритмы клубной танцевальной музыки, а может быть наилучшим решением будет остановиться на фортепианных арпеджио напоминающих об атмосфере аристократического салона?

Необходимо согласовывать использование различных элементов паттерна с формой аранжируемого произведения.
Так, вступление (Intro) обычно звучит в начале произведения, окончание (Ending) в конце, вариация (Variation) – в припеве куплета или среднем разделе трехчастной формы, а ритмические заполнения (fill in) разделяют предложения периода и части композиционной формы. Таким образом, с помощью этих элементов можно сделать более рельефным соотношение композиционных разделов и тем самым подчеркнуть свойственную данному произведению логику развертывания музыкальной мысли.

Вместе с тем, поскольку в шаблонах вступления и окончания фактура представлена в полном объеме, использовать их нужно с осторожностью. Надо следить, соответствует ли характер входящего в них мелодического рисунка и гармонических оборотов стилю основного раздела произведения. И если нет, случается при использовании автоаккомпанемента в аранжировке классических произведений, то следует отказаться от этих элементов. Осторожно использовать ритмические заполнения.

К творческим действиям при работе с паттерном следует также отнести корректировку его фактуры. Самым простым способом этой корректировки является редукция. Большинство синтезаторов, начиная от (Yamaha PSR Е 433 и выше) допускает возможность выключения инструментов, участвующих в озвучивании паттерна, и если снять один-два из них, может оказаться не таким насыщенным как в оригинале, зато этот упрощенный вариант, в большей мере ответить характеру мелодии аранжируемого произведения.

Можно также подправить тембровый состав паттерна, изменяя его колорит в соответствии со стилем мелодии. Например, клавесин в аккомпанементе будет созвучен баховской мелодии, а гитара – мелодии старинного романса.

Таким образом, в работе с паттерном становится достижимым не только его органичное взаимодействие с мелодией, но и оригинальность формируемой фактуры и музыкального образа в целом.


Используемая литература:
1.Л.Баренбойм. Путь к музицированию. изд. Советский композитор.М.1973г.
2.И.Смирнова.Фортепиано.Интенсивный курс.Изд.ЦСДК.М.1994г.
3.И.М.Красильников.»Клавишный синтезатор.М.2005г.
4.Н.В Михуткина Школа юного аранжировщика Изд. «Феникс» 2010 г.

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар