Дорохова Галина Емельяновна
Преподаватель класса фортепиано, клавишного синтезатора, МБОУ ДО ДШИ «Овация» г. Краснодара
«Виды электронного музицирования учащихся на уроках клавишного синтезатора»
Методическая разработка
Помимо аранжировки и исполнения музыкальных произведений, в процессе занятий в классе синтезатора практикуются иные виды музицирования: игра в ансамбле, импровизация и композиция.
Игра в ансамбле
Игра на электронных инструментах в ансамбле акцентирует исполнительскую составляющую музыкальной деятельности. Ученикам, даже способным самостоятельно и в полном объеме выполнять аранжировку музыкальных произведений в процессе игры на своем инструменте, трудно сделать грамотную партитуру для ансамбля. Эту задачу, как правило, берет на себя педагог при соучастии в её решении учеников.
Такое упрощение композиторской составляющей музыкальной деятельности при игре в ансамбле синтезаторов уравновешивается возрастанием сложности её исполнительской составляющей, которая приобретает в данной деятельности свойственную всем видам коллективного музицирования специфику. Ученик в оркестре, хоре, ансамбле синтезаторов или смешанном составе электронных и механических инструментов, исполняя свою партию, должен научиться соотносить её со звучанием всего ансамбля по темпоритму, динамическому балансу, а также по интонационной слаженности. А обращение к электронному ансамблю, помимо решения данных задач, вызывает необходимость тембровой и звукорежиссерской корректировки как каждой партии, так и ансамбля в целом. Это осуществляется с панели каждого инструмента и с помощью микшерного пульта. Притом, как показывает учебная практика, общее звукорежиссирование звучания ансамбля, с участием электронных инструментов, вполне доступно школьникам.
Синтезатор, уступая традиционным механическим инструментам в живости интонирования, намного превосходит последние в тембровом разнообразии. Он с успехом имитирует любой оркестровый тембр и выполняет в ансамблевой фактуре любую функцию — мелодии, баса, гармонической и ритмической фигурации, подголоска и педали. Даже небольшим числом синтезаторов (3–4) можно создать иллюзию оркестрового звучания, и достижение такого эффекта, связанного с игрой на сцене всего нескольких учеников, всегда вызывает живую ответную реакцию аудитории.
Импровизация
Между тем, эти виды продуктивного музыкального творчества, так же как связанные с игрой на музыкальном инструменте, непосредственно примыкают к ведущей в данной учебной деятельности сфере — к работе над музыкальным произведением, поскольку последняя включает в себя в качестве неотъемлемой составляющей композиторский элемент — аранжировку музыкального произведения. И, обретая в этой работе «плацдарм» развития продуктивного музыкального творчества, ученики легко могут переходить к её смежным формам — импровизации и композиции.
Импровизация — это один из наиболее древних видов музыкального творчества, в котором пока не произошло разделения музыкальной деятельности на композиторскую и исполнительскую составляющие. Сочинение музыки непосредственно во время её исполнения продолжает активно развиваться в современной музыкальной культуре, составляя основу многих направлений музыкального искусства (джаз, рок, авангард,различные ответвления электронной музыки и др.) и музыкального образования (системы Э. Жак-Далькроза, К. Орфа и др.). И современные электронные инструменты открывают самые заманчивые перспективы в развитии импровизации как элемента музыкальной учебной деятельности.
С одной стороны, продукт этой деятельности значительно усложняется и предстает в своем более привлекательном для учеников виде. С помощью цифровых инструментов удается выйти за рамки привычных в массовом музыкальном образовании форм импровизации — кратких одноголосных попевок. Синтезатор предоставляет ученику возможность создавать развернутые построения, в которых мелодический орнамент развивается при поддержке автоаккомпанемента, отличающегося богатством рисунка своих голосов и многотембровостью.
С другой стороны, интерактивная основа этих инструментов делает достижение оркестровой полноты импровизационного звучания лёгким (аккорды автосопровождения можно брать буквально одним пальцем левой руки в режиме их упрощенного взятия) и доступным каждому, включая маленьких учеников. Импровизация, в том числе при обращении к синтезатору, требует от музыканта волевых качеств и воображения. Стимулом волевых проявлений ученика становится быстро возникающий интерес к этой деятельности, который обусловлен яркостью получаемого продукта при её относительной простоте.
Воображение развивается в процессе приобщения к необходимым в данной сфере знаниям и по мере обогащения творческого опыта. Ключевой проблемой создания многоголосной, основывающейся на гомофонно-гармоническом складе фактуры импровизации является достижение гармоничности взаимодействия между мелодическим орнаментом и голосами сопровождения. Соответственно, для успешного решения этой проблемы ученик должен знать основные понятия, связанные с гармонией (интервалы, лады, аккорды, тональные функции), фактурой (ее компоненты, функции голосов гомофонно-гармонического склада)и их взаимодействием в формообразовании (роль обоих средств в построении композиционной формы, во взаимодействии с мелодической линией, блюзовый квадрат и т.п.).
Не менее важны и знания о выразительных возможностях мелодической орнаментации, в частности, о том, какие её элементы обусловливают возрастание напряженности звучания (восходящая линия, высокий регистр, глиссандо, скачки, мелкие длительности, трели, акценты, крещендо), а какие — спад его напряженности (нисходящая линия,крупные длительности, паузы, диминуэндо).
Но самое главное для развития импровизации — умение претворять эти знания в практические действия. Опыт в данной сфере накапливается постепенно, и о его уровне можно судить по степени органичности взаимодействия между создаваемым в ходе импровизации мелодическим рисунком и сопровождением.
На предварительном (нулевом) уровне развития такой деятельности ученик, пытаясь импровизировать мелодию, не вписывается в ритмогармоническую сетку сопровождения. На первом, начальном уровне её освоения он вписывается в эту сетку по ритму. Выходя на этот этап (что происходит довольно быстро), младший школьник с большим увлечением занимается импровизацией, поскольку любые извлеченные в партии правой руки звуки, если они соответствуют ритму автоаккомпанемента, на слух могут трактоваться как аккордовые, проходящие, вспомогательные, задержания и тем самым составлять с аккомпанементом более или менее слаженное целое.
На втором уровне освоения импровизации ученик выстраивает мелодический рисунок в соответствии не только с ритмом сопровождения, но и его с гармонической основой. То есть в своей игре он проявляет способность дифференцировать аккордовые функции звуков и предслышать их комбинации, формирующие интонационносмысленные построения — мотивы, фразы, предложения. И, наконец, третий уровень развития импровизации связан с освоением характерных приёмов, свойственных конкретному импровизационному стилю — джазу, року или, скажем, сопровождению «немых» кинофильмов.
Условия успешного продвижения ученика в данной деятельности: систематические упражнения в игре характерных для определенного стиля мелодических построений, аккордовых цепочек, что позволяет накопить и «держать в пальцах» достаточное количество игровых моделей — «кирпичиков», из которых будет строиться импровизация, и выработать навык быстрого перехода между ними; выработка у ученика требовательности к своей деятельности, не позволяющей ему брать в процессе её осуществления случайных нот (перед игрой на инструменте импровизацию бывает полезно сначала спеть); приобщение к ансамблевой практике в данной деятельности, развивающей представление о её коммуникативной направленности; обогащение слухового опыта — знакомство с эталонами какого-либо импровизационного стиля, необходимое для его практического освоения.
Специфика приобщения к импровизации на основе электронных инструментов заключается не только в облегчающей данную деятельность интерактивности этих инструментов, но и в их акустической автономности. Быстрый или медленный темп импровизации, преобладание мелких или крупных длительностей мелодического рисунка, плотное или прозрачное изложение голосов сопровождения — всё это требует разных подходов к построению виртуальной акустики. И успешное решение данной задачи обусловливает причастность освоенной учеником на том или ином уровне импровизационной деятельности к электронному музыкальному творчеству.
Цифровые технологии значительно облегчают и приобщение учащихся к наиболее сложному, элитарному виду музыкального творчества — композиции, значение которой в массовом музыкальном образовании соответственно значительно возрастает. Главным принципом формирования и развития данной деятельности ученика является сочетание его творческой практики и изучения музыкальной теории, без которой эта практика пойдёт по кругу, оставаясь на уровне своих первоначальных проявлений. Поэтому учебный процесс строится на основе выполнения учеником творческих заданий возрастающей сложности и попутного освоения им необходимых для этого музыкально-теоретических понятий.
Первые предлагаемые ребенку творческие задания на занятиях по синтезатору мало чем отличаются от традиционных, практикующихся в общеобразовательных и музыкальных школах. Это может быть досочинение ответного ритмического рисунка,одноголосной фразы, составление мелодии на основе нескольких предлагаемых заготовок — мотивов и фраз (музыкальные головоломки), придумывание мелодии песни на основе детских стихотворений и инструментальной мелодии на определенный сюжет,рисунок, поэтический образ и т.п.
В дальнейшем актуальными становятся совершенствование тематического материала — его более критический отбор обусловливает отход от поверхностно-импровизационного характера создаваемого произведения и достижение его большей яркости и содержательности; работа над гармонической основой сопровождения, связанная с преодолением её тонико-доминантового однообразия; работа над фактурой, обогащающая рисунок аккомпанемента; работа над полифонией, позволяющая отказаться от стандартных аккомпанирующих рисунков, и композиционной формой, предоставляющая ученику возможность сочинять не только миниатюры, но и произведения крупной формы, например рондо и вариации. Данные творческие задачи требуют соответствующего музыкально-теоретического обеспечения — знания по мелодике, полифонии, гармонии, фактуре и композиционной форме должны быть усвоены учеником в объеме, необходимом для решения этих задач.
Заключение
Роль охарактеризованных выше видов электронного музицирования (игры в ансамбле, импровизации и композиции) на занятиях по синтезатору можно обозначить как дополняющую основной вид музыкального творчества в данной сфере — работу над музыкальным произведением. Если она позволяет решить основные образовательные задачи: приобщение учащихся к важнейшим ценностям музыкального искусства, сконцентрированным в произведениях народной, классической и современной музыки, и развитие их музыкально-творческих способностей, то иные виды музицирования, каждый по-разному дополняя данную работу, способствуют гармонизации этих способностей и развитию музыкальности в целом
Литература.
- Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978. — 125 с.
- Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. Издание 2-е доп. — М.: Советский композитор, 1991. — 376 с.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. — М.: Музгиз,1958.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения.
- Симонов П. Синтезатор на занятиях с дошкольниками // ж. Музыка и электроника. — 2005.
- Штофф В.А. Роль моделей в познании. — Л.: Университет, 1963.
- Электронные музыкальные инструменты. Программы для ДМШ (музыкальных отделений ДШИ). Клавишный синтезатор. Ансамбль клавишных синтезаторов. Студия компьютерной музыки / Составитель программ И.М. Красильников. Со-ставители репертуарных списков А.Ю. Апухтин, И.М. Красильников, М.А. Крюков. — М.: Издательство МетодИздат, 2001.