Попова Маргарита Александровна
преподаватель хореографии МБОУ ДО ДШИ «Овация» г. Краснодар
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ НА УРОКАХ ДЖАЗ-МОДЕРН ТАНЦА
Методический доклад
В профессии педагога часто встречаются одаренные и талантливые ученики, у которых выразительная пластика, потрясающая гибкость, но вот проблема – отсутствие координации, а для современного танца это, увы, приговор. Часто бывает, что нарушение координации влияет на чувство ритма и музыкальность движения (дети просто не могут скоординировать свое тело, и из-за этого часто «не попадают в музыку»). Чтобы этого избежать, необходимо уже на ранних занятиях обращать внимание на координацию и давать простые задания, с последующим усложнением, причем обязательно под музыку и счет. Но прежде чем разобраться с этой проблемой, необходимо знать, чем же отличается обычная координация от координации в танце.
Координация (от лат. coordinatio — взаимоупорядочение) — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Обычная двигательная координация начинает формироваться с раннего детства, так сказать с первых шагов, и в дальнейшем с помощью «мышечной памяти» мы постепенно ее развиваем, но только в узкой направленности – для жизни.
А вот координация в танце это уже совершенно другой уровень, я бы сказала – «профи». Здесь мы учимся чувствовать каждую часть своего тела, двигать их отдельно друг от друга, совмещать несколько центров, да ещё ко всему к этому не стоять на месте, а выполнять упражнение в продвижении и со сменой уровней. Эти сложные сочетания не под силу каждому, лишь только ученикам с определенным уровнем (натренированной) координации.
Существует много разнообразных способов тренировки, у каждого преподавателя есть свои секреты, но все прекрасно знают самое главное – правая и левая стороны должны быть развиты одинаково.
Вот и первый совет: давая комбинацию с правой ноги или с правой руки, обязательно повторите тоже самое, но с левой ноги или с левой руки.
Совет второй: делая комбинацию с направлением «сверху – вниз» не ленитесь повторить с детьми обратное направление «снизу – вверх».
И последний совет: поставьте детей в пары, пусть теперь они повторят изученную комбинацию, глядя друг на друга – «зеркально» либо с одной руки или ноги.
Эти простые советы помогут хорошо развить уровень учеников, и подготовить их к более сложным координационным упражнения в современном танце.
В джаз – модерн танце есть такой раздел урока под названием «изоляция»- в этой части урока происходит глубокая работа с мышцами различных частей тела.
Сначала педагогу необходимо добиться достаточной свободы позвоночника у учеников, т. е. научить держать положение коллапса. Для этого используется несколько упражнений на напряжение и расслабление с тем, чтобы учащиеся более свободно распределяли напряжение на позвоночник.
Изоляции, как правило, подвергаются все центры - от головы до ног. Но возможны комбинации, когда последовательно исполняется одно движение головой, одно - плечами, одно - грудной клеткой, одно - руками, одно -пелвисом, одно - ногами. При исполнении подобных "цепочек" очень важно использовать принцип управления, т. е. из одного центра передавать импульс в другой.
Первоначально все движения изучаются в "чистом" виде, причем возможно исполнение двумя способами: медленное сжатие и расширение или резко достичь максимального положения. Но в том и другом случае центр, приведенный в движение, должен достигать своего крайне возможного положения. Второй этап обучения - соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг. Следующий этап - соединение в более сложные геометрические комбинации, более сложные ритмические структуры. И, наконец, последний этап - соединение движений нескольких центров.
Педагог во время изучения движений изолированных центров должен следить за тем, чтобы во время движения одного центра не двигался другой, т.е. были изолированными. Эта, на первый взгляд, простая задача вызывает трудности, так как анатомически все центры тесно связаны. Координация присутствует во всех разделах урока, везде, где необходимо соединить движения двух или более центров в одной комбинации. Первый этап обучения - координация изолированных центров. Координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движении. Затем эта координация усложняется введением сложных ритмических рисунков. И, наконец, последний этап координация нескольких центров во время передвижения. Процесс изучения координации строится от простого к сложному. На первом этапе обучения желательно использовать в музыкальном сопровождении чётные ритмы 2/4, 4/ 4, 6/ 8 и т.д. Затем можно переходить к полиритмии более сложного уровня нечётные уровни 5/ 4, 7/ 8, 9/ 8. Упражнения на полиритмию тесно связаны с координацией, но задача усложняется, поскольку необходимо сочетать не только движения двух и более центров, но и различные ритмические рисунки и размеры.