Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

Статистика  

Сейчас на сайте 205 гостей и нет пользователей

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Emelyanova OSОльга Сергеевна Емельянова

Преподаватель вокально-хоровых дисциплин, концертмейстер МБОУ ДО ДШИ «Овация» г. Краснодар

 

«История развития хорового искусства Кубани»

Методическая разработка 

 

Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного пения на сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения военной службы и ежегодных военных сборов казаков.

В 1811 году в Черноморском войске, позднее переименованном в Кубанское было создано два хора: Певческий — для церковного богослужения в храме, и Музыкантский, т. е. духовой, а позже симфонический оркестр — для проведения казачьих праздников, парадов, музыкального просвещения кубанцев. Они занимали особое место в музыкальной жизни Кубани, в развитии и укреплении певческих традиций. Первым появился певческий хор.

В своем ходатайстве от 2 августа 1810 года войсковой протоиерей о. Кирилл Россинский просил Черноморскую войсковую канцелярию учредить этот хор и содержать его на войсковые деньги, так как доходы церковные, по своей незначительности, ничего не позволяли уделить на это. 19 августа канцелярия соглашается с предложением настоятеля войскового собора и совместно с ним определяет состав хора и ежегодные расходы на его содержание. Пока шла выработка штатов хора и переписка об утверждении их, протоиерей Россинский, с ведома войскового атамана, деятельно занялся формированием этого хора и пригласил регентом дворянина Константина Гречинского; так что фактически хор начал существовать уже с 1810 года, с какого времени ему было отпущено и содержание, согласно указу войсковой канцелярии от 20 февраля 1811 года.

Гречинский ездил по куреням Черномории для отбора певчих, ежегодно выписывал из Петербурга, Киева, Харькова необходимые партитуры церковного обихода для постоянного расширения репертуара хора, кропотливо занимался с певчими, обучая их навыкам церковного пения и знанию порядка церковной службы, музыкальной грамоте, умению читать ноты. Среди его учеников были казаки Курганов и Пентюхов, возглавившие впоследствии Войсковой хор. Одной из проблем, вставших перед регентом К. Гречинским, была малочисленность штатных певчих. Восемь человек, по два в каждой партии, могли исполнять лишь простые четырехголосные сочинения, а более благозвучные восьмиголосные петь уже не могли. Количество певчих в хоре было увеличено, но гораздо позже, уже после отъезда из Екатеринодара К. Гречинского, добросовестно служившего регентом по 26 июля 1815 г.

К 1830 г. количество певчих составляло 20 человек, что позволило создать полнозвучный хор, способный исполнять сложные многоголосные концерты партесного пения А. Л. Веделя, С. А. Дехтерева, Д. С. Бортнянского… С годами хор войскового собора становится гордостью Черноморского войска. Осознавая необходимость существования хора как непременной части богослужений в соборной церкви, войсковые власти не жалели средств на его содержание. Ведь хор оказывал еще и благоприятное воздействие на нравственное и эстетическое развитие черноморских казаков, на развитие культуры в отдаленном крае России.

Неоценимую роль в развитии Войскового певческого хора, хоровой и общемузыкальной культуры Кубани сыграл Г. М. Концевич. В 1892 году Григория Митрофановича приглашают на должность регента Войскового певческого хора. На первых же порах он добивается существенных изменений в деле общего и музыкального образования певчих и улучшения для них бытовых условий, а следовательно, и качества их работы. Г. М. Концевич вводит систематическое обучение детей в объеме одноклассного училища.

Кроме общеобразовательных предметов, дети и некоторые взрослые обучались игре на скрипке, а также на деревянных и медных духовых инструментах. Желающие получить свидетельство на звание станичного регента, как взрослые, так и дети, должны были изучать элементарную теорию музыки, сольфеджио, начальный курс гармонии, церковный устав, церковную и светскую хоровую литературу, дирижирование хором. Все это дало возможность казакам после окончания службы в хоре, а мальчикам — после мутации работать регентами в церковных хорах и учителями пения в общеобразовательных школах. Отсутствие на Кубани специальных учебных заведений по подготовке регентов и учителей пения в какой-то мере восполнялось деятельностью войскового хора.

В долгой истории хора были и годы подъема, когда слава о нем расходилась далеко за пределы Черноморского (Кубанского) войска, и периоды упадка, сменявшегося новым подъемом. За эти годы им руководили 19 музыкантов: казаки и офицеры, священники и профессор пения, купец и регенты со специальным образованием. Наибольший вклад в художественное развитие Войскового певческого хора внесли регенты: Г. Г. Пентюхов, отец Иоанн Эрастов, М. И. Лебедев, Ф. М. Дунин, М. Городецкий, Г. М. Концевич, Я. М. Тараненко, А. Т. Сорокин. Несмотря на неровность в качественном состоянии Войскового певческого хора за более чем 100–летний период существования, деятельность его трудно переоценить. В первую очередь нужно отметить огромную роль хора в деле пропаганды хоровой музыки, как в крае, так и за его пределами. Не менее важна роль войскового хора в подготовке учителей пения для школ и регентов для церковных хоров Кубанской области и Ставрополья. Через войсковой певческий хор и его руководителей на Кубань находили себе путь прогрессивные педагогические и методические веяния.

За годы Советской власти профессиональные хоры Кубани неоднократно меняли организационную структуру, количественный состав и манеру пения: от хора с академической манерой пения (Кубано-Черноморский государственный певческий хор) до русского народного (Государственный Кубанский казачий хор), от вокального ансамбля (Кубанский мужской вокальный квартет) до ансамбля песни и пляски (Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков). Каждый из названных коллективов сыграл определенную положительную роль в деле пропаганды песенно-хорового наследия, в патриотическом и музыкально-эстетическом воспитании советских людей на том или ином историческом этапе.

Подъем хорового искусства в крае в 1970-е годы – во многом заслуга Г.М. Плотниченко: это его воспитанники из училища создавали в каждой станице и хуторке вокальные студии! Григорий Максимович руководил ансамблем песни и пляски кубанских казаков, будущим Кубанским казачьим хором, который Хрущев расформировал в 1961-м. И позже, в 1955-1956 годах Плотниченко добивался его возрождения. Высшее музыкальное образование на Кубани начиналось с Плотниченко - с создания им музыкально-педагогического факультета в Краснодарском пединституте (позже его перевели в КГУКИ), где он много лет был деканом.

Преподавательскую и творческую работу Григорий Максимович умело сочетал с общественной работой: с 1957 года - член правления Союза композиторов СССР, с 1960 года - член правления Союза композиторов РСФСР, член президиума Всероссийского хорового общества и председатель правления хорового общества на Кубани. Был инициатором создания в 1966 году и первым председателем краевого отделения Союза композиторов России. Его идеей было проведение в 1966 году первого такого масштаба в крае фестиваля вокального и хорового искусства "Кубанская музыкальная весна", что столько лет ежегодно собирает зрителей по сегодняшний день.

С именем Генриха Ковалева неразрывно связано хоровое академическое искусство Кубани. За долгие годы работы он воспитал столько дирижеров и певцов, что если можно было бы собрать сводный хор его учеников, он составил бы население небольшого города. Хор молодежи и студентов — один из самых известных художественных коллективов Краснодара с тридцатилетней историей. С 1994 года хор продолжил свою концертную деятельность под эгидой ТО«Премьера», подарившей коллективу вторую жизнь. Коллектив и его бессменный руководитель Г. Ковалев ведут активную пропаганду хорового пения, выступают инициаторами проведения смотров и конкурсов, хоровых соборов.
Невозможно обойти вниманием Краснодарский государственный камерный хор, отмечающий в этом году свое 25летие. Краснодарский государственный камерный хор был создан в 1988 году. Инициатор создания хора и его художественный руководитель народный артист России, профессор Вячеслав Яковлев. Профессиональный уровень и творческие достижения — повод гордиться уникальным коллективом. Неслучайно Краснодарский государственный камерный хор становился лауреатом различных международных хоровых конкурсов. Краснодарский государственный камерный хор продолжает старые, еще екатеринодарских времен, традиции музыкальной жизни города: во-первых, ведет просветительскую работу, во-вторых, будущих постоянных и преданных посетителей своих концертов он воспитывает в полном смысле слова с дошкольного возраста, устраивая концерты даже для воспитанников детских садов. Сохранение национальных певческих традиций — высокая миссия камерного хора Краснодарской филармонии.

Краснодарский край, представляющий собой мощный культурный центр, всецело поддержал идею возрождения Всероссийского хорового общества. Во всех муниципалитетах Кубани активно воссоздаются районные хоровые общества. 2 апреля 2013г состоялась учредительная конференция Краснодарского краевого отделения Всероссийского хорового общества, на которую прибыло 300 делегатов из 44 муниципальных образований края. Накануне прошли подобные учредительные конференции городских и районных организаций Краснодарского краевого отделения Всероссийского хорового общества, в которых приняли участие более 5 000 человек. Одобрив основные концептуальные подходы и приоритеты, освещенные в ходе конференции, в целях сохранения, развития и популяризации российской и кубанской хоровой культуры, приобщения к хоровому опыту и создания условий для устойчивого развития хорового искусства, участники конференции приняли резолюцию, в которой обозначены необходимые рекомендации всем структурам и органам власти.

В свете последних событий есть большая надежда, что в ближайшее время удастся не только сохранить, но и существенно поднять хоровое искусство Кубани и России на новый уровень развития.

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар