Волкова Наталья Александровна
Преподаватель класса фортепиано, МБОУ ДО ДШИ «Овация» г. Краснодар
«Некоторые вопросы развития самостоятельности в работе учащихся-пианистов»
Методическая разработка
Воспитание активности, творческого мышления, самостоятельности является одной из задач по эстетическому воспитанию личности в ДШИ. Способы самостоятельных действий, сформированные в период обучения в школе, помогут учащимся применять полученные умения и навыки в будущей практической деятельности. Для этого очень важно научить учащихся способам самостоятельного анализа и обобщений, осмысления музыкального произведения при разучивании и исполнении его.
Музыкальная педагогика процесс обучения тесно связывает с вопросами воспитания самостоятельности, творческой активности, инициативы и сознательного отношения к музыкальному искусству. Это сложный многогранный процесс, в котором различаются две стороны, тесно связанные между собой и переходящие одна в другую:
-передача педагогом учащемуся своего отношения к искусству, своих знаний. умений, приёмов исполнительской работы;
-раскрытие, выявление и развитие лучших задатков, заложенных в ученике.
Главная задача и большое искусство педагога заключается в таком воспитании ученика, в результате которого его музыкальные стремления и технические умения находились бы в гармоническом единстве, составляли бы некое единое целое. Ученик должен знать, что он хочет, и уметь самостоятельно воплотить свои намерения. Передавая ученику знания, развивая его исполнительские навыки педагог творчески использует такие формы занятий, которые требовали бы от ученика сознательных усилий, побуждали бы его думать и искать; не только воспринимать, но и перерабатывать знания соответственно своим личным особенностям, то есть творчески осваивая их.
Опыт показывает, что в первые годы обучения большую роль в развитии музыкального мышления может сыграть прослушивание музыкальных произведений в исполнении педагога. На разных этапах обучения значение таких прослушиваний различно. Чем меньше возраст ученика, чем меньше запас музыкальных знаний и беднее его фантазия, тем важнее для него эти проигрывания.
Наблюдая за учащимися разных классов, можно заметить, что:
- все учащиеся проявляют способы самостоятельных действий, но проявляются они индивидуально. В определённой степени это зависит от системы знаний и подготовленности ученика, от его эмоциональности;
- способы действий учащихся младших классов находятся на уровне подражания. Лишь в более старших классах возможно самостоятельное и осознанное использование способов действий учениками;
- формирование способов самостоятельных действий — явление не стихийное, оно поддаётся педагогическому воздействию.
Ставя на разных этапах работы различные задачи, можно формировать новые способы самостоятельных действий у учащихся.
Например: ученику даётся на дом подробный план работы над музыкальным произведением. В общих чертах этот план включает:
- подбор сведений о композиторе;
- анализ названия произведения, определение его жанра, формы, тональности, размера;
-выявление интонационно-тематического содержания и характера исполнения:
- выявление ассоциативных связей и музыкально-слуховых представлений.
Умение анализировать произведение способствует развитию самостоятельности мышления. Элемент анализа используется на всех этапах работы над музыкальным произведением.
В процессе первоначального ознакомления с муз. произведением анализ его начинается сразу после первого проигрывания пьесы педагогом, во время которого ученик получает целостное представление о произведении. На данном этапе работы, когда ученик перед каждым прослушиванием получал конкретные задания и вопросы, ставится задача сформировать способы самостоятельных действий, направленные на:
- восприятие интонационно-тематического содержания произведения;
- выявление характера, темпа, ритмических особенностей, динамического развития, анализа формы и т. д.
- словесную интерпретацию произведения.
Развитие навыка восприятия музыкального произведения можно определить как главный раздел работы с учащимися. Слушание разнообразной музыки с последующим обсуждением — эффективное средство воспитания сознательного подхода к исполняемому произведению.
Конечно, задания и вопросы даются по степени усложнения: от анализа общего характера простейших мелодий к восприятию целостного интонационно-тематического содержания, от характеристики простейших темпов и динамики к анализу формы. Нельзя забывать о том, что давая задание, в каждом конкретном случае учитываются знания ученика, его развитие, перспективы работы с ним.
Если в первом классе задания включают вопросы простые по содержанию («Послушай и расскажи, понравилось ли тебе произведение и почему?», «Весёлая или грустная мелодия в этой пьесе?» и т. д.), то в средних классах даются задания, направленные на воспитание вдумчивого и глубокого анализа произведения. Ученик должен дать словесную характеристику произведения, дать свою оценку и объяснить её. Здесь привлекаются к работе знания по музыкальной литературе, восстанавливаются ассоциативные связи, развиваются музыкально-слуховые представления («Почему выбрал данный темп, тональность?», «Что вспоминаешь ты, слушаю пьесу?», «С каким литературным произведением можешь ты связать содержание пьесы?» и т.д.). В старших классах в систему заданий включаем модуляционный и гармонический анализ произведения, углубляем знания о композиторах, стилях и эпохах, проводим аналогии с произведениями живописи, литературы, с историей, опираемся на жизненный опыт учеников.
Занимаясь регулярно чтением с листа, мы формируем способы действий, направленные на воспитание навыков быстрого и качественного чтения незнакомого музыкального текста.
Играя с листа, ученик должен передать характер и эмоционально-образное содержание произведения, должен стремиться исполнить его грамотно, ровно, без остановок, воспроизвести все штрихи, нюансы, играть правильными пальцами, применять правильные приёмы звукоизвлечения.
В младших классах последовательность действий при чтении с листа устанавливает сам педагог: «Посмотри, прочитай название пьесы, фамилию автора; посмотри, какие ключи выписаны в тексте, назови, размер, ключевые знаки, посмотри авторские указания, и т. д. Много указаний-подсказок даётся во время самого процесса чтения с листа: «Следи за порядком нот в мелодии, не забывай, что от последовательности нот зависит последовательность пальцев». По мере получения заданий ученик последовательно выполняет их, сопровождая это проговариванием ответов вслух. Постепенно у него формируются навыки последовательных способов действий, и учащийся в итоге начинает анализировать вслух самостоятельно. У учеников средних и старших классов нет необходимости анализа «вслух». Используя сформированные способы действий, они могут, просмотрев предварительно текст глазами, довольно точно воспроизвести нотный текст.
Можно сказать, что введение подобного метода алгоритмизации действия при первоначальном ознакомлении с музыкальным произведением (как и на последующих этапах работы над ним) значительно ускоряет процесс разучивания, улучшает качественные стороны его. Способствует активизации и развитию творческого мышления учащихся. В процессе аналитической работы формируется активное, сознательное отношение учащихся к выявлению художественного образа, воспитывается самостоятельность музыкального мышления. Всё это в свою очередь способствует формированию новых способов самостоятельных действий, направленных на первоначальное ознакомление с музыкальным произведением, его разучивание и исполнение.
Последний, заключительный этап работы над произведением характеризуется окончательным выявлением задач и их разрещением:
1. Главная задача исполнителя-музыканта — проникновение в содержание произведения, выявление самых существенных черт художественного образа и правдивое затем его воплощение. Поскольку задача музыки — не точное описание, а пробуждение чувств, то самое понимание образов в ней чаще всего бывает весьма условным, необходимо постараться передать поэтическую атмосферу произведения, так как слишком детальное представление может помешать понять мысль автора. Проникновение в содержание произведения предполагает вникание в особенности его мелодии, полифонии, формы, фактуры, ладового и гармонического строения и других средств
выразительности.
2. Воплощение художественного образа протекает в неразрывной связи с поисками необходимого для этого звучания, выражающего сущность этого образа. Это одна из главных задач завершающей стадии работы над музыкальным произведением.
3. Очень важно чувствовать живой пульс исполнения, моменты дыхания, цезуры. Ритмический пульс в представлении учащихся должен связываться не с автоматическим, заведённым движением, а скорее с ритмическим биением сердца.
4. В исполнении, также как и в работе, пианист должен исходить из идейно-эмоционального единства содержания и формы, являющегося непреложным законом искусства. При этом на первый план выдвигается на этом этапе задача собирания отдельных кусков в единое целое и овладение этим целым в такой степени, чтобы ученик мог свободно осуществлять свои намерения.
5. Музыка — искусство, развивающееся во времени, поэтому вопросы развития приобретают особое значение. Исполнитель должен понять логику мысли автора и следовать чёткому исполнительскому плану, в котором большую роль играет выявление кульминаций в отдельных разделах и общей кульминации всего произведения.
6. Последний этап работы особенно важен для достижения уверенности, яркости, свободного артистического самочувствия.
В связи с этим очень важен вопрос о воспитании правильного отношения к публичной игре. Ученику надо разъясняется общественное значение исполнительской деятельности, прививается чувство ответственности за качественное исполнение на эстраде и вместе стем любовь к игре при публике. Выступление — это серьёзное дело, за которое он несёт ответственность перед слушателями, перед автором произведения, перед самим собой и перед педагогом. Вместе с тем это праздник, лучшие минуты жизни, когда он получает художественное удовлетворение от выполнения поставленных перед ним задач.
Наблюдая за группой учеников со средним уровнем подготовки и неяркими музыкальными данными, выяснилось, что на последнем этапе работы над музыкальным произведением умение работать самостоятельно у большинства оказалось весьма невысоким. Выявилось также. Что большое значение имеет уровень общего развития ученика. В этом можно убедиться на примере работы с ученицей 3 класса С. над пьесой «Вальс» из сборника «Детский альбом» П.И.Чайковского. На первых этапах затруднений в работе не возникло, так как ученица поняла цель работы, разобралась самостоятельно в форме произведения его жанре. Но на заключительном этапе из-за того, что Саша недостаточно слушала себя, не умела регулировать качество звучания, пьеса звучала тяжело, однообразно. Кроме того, отсутствие самоконтроля сказалось и на чисто «технической» стороне исполнения.
Главной задачей для преодоления этого недостатка стало воспитание в ученице устойчивого внимания, самоконтроля, Сначала работали над пьесой в медленном темпе, отчётливо «выговаривая» каждый звук. Также большое внимание было уделено внутренней логике музыкального развития. Пришлось как бы заново учить пьесу, глубже вникая в художественный образ. Несколько раз играли пьесу в чьём либо присутствии. В результате проделанной работы появилось самообладание, собранность и ясность мысли, развилась самостоятельность ученицы, а также улучшилось качество звука.
Другой пример — работа с ученицей 2 класса Н. над «Менуэтом» И.С. Баха. Уровень подготовки этой ученицы довольно хороший, она грамотна для своего класса, неплохо читает с листа, эмоциональна, умеет слушать себя во время игры. Но при работе над «Менуэтом» на завершающем этапе встретились определённые трудности: при всех своих положительных качествах ученица не могла исполнить всю пьесу до конца без ошибок. Сказалось неумение ученицы сосредоточиться перед выступлением, а также охватить произведение в целом. На завершающем этапе пришлось опять возвратиться к работе по голосам для того, чтобы ученица сознательно и уверенно овладела произведением. В работе добивались ясного и живого представления о пьесе как о едином целом, о естественном развитии музыкальной мысли. На уроках была дана возможность привыкнуть к публичному выступлению, так как на урок приглашались слушатели. В процессе работы девочка научилась охватывать музыкальную ткань произведения в целом и непрерывно вести музыкальную линию на всём её протяжении, не позволяя себе каких-либо остановок. В результате пьеса стала звучать более цельно, естественно, выразительно. Быстрому развитию самостоятельности ученицы в данном случае способствовало хорошее общее развитие.
Из сказанного можно сделать вывод, что развитие самостоятельности учащихся на этапе окончательной отделки музыкального произведения и его эстрадной готовности зависит от общего развития учащихся и круга их знаний. От их технических и эмоциональных возможностей, от их понимания цели работы на данном этапе, от их инициативы и умения сосредоточиться во время исполнения на передаче содержания музыкального произведения. Самостоятельность учащихся можно и нужно развивать, и делать это следует с первых шагов его в музыке. Необходимо ставить перед учеником задачи воспроизведения художественных образов музыкальных произведений и подводить его к тому, чтобы он всё осознал, прочувствовал и умел проанализировать своё исполнение, а главное, сам стремился бы к исполнению яркому, образному, выразительному. И на это направлена вся творческая работа преподавателя-музыканта.
Литература:
1. Фейгин М. «Музыкальный опыт учащихся»;
2. Ляховицкая С. «Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся».
3. Кременштейн Б. «Воспитание самостоятельности в классе специального фортепиано».