Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

Статистика  

Сейчас на сайте 178 гостей и нет пользователей

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Kushnir I S130Кушныр Ирина Степановна - преподаватель фортепиано МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодар
Методическая разработка

Небезызвестно, что чувство ритма сложнее поддается развитию, чем музыкальный слух. Можно развить хороший слух до абсолютного. Воспитывать чувство ритма сложнее, но в этом направлении существует на сегодняшний день довольно много работ.

Данная методическая работа рассчитана на работу с детьми младших и средних классов музыкальных школ. Как пишет в своей объемной, прекрасной книге В.Конен «Пути американской музыки» - у американцев, в общей массе, гораздо лучше развито чувство ритма, чем у представителей европейского континента, с чем многие и согласны. Это обусловлено исторически. Два столетия присутствия негритянского фольклора, основанного на сложных ритмических импровизациях, дали свои плоды. Но у нас уже 21 век, весь эфир звенит эстрадными ритмами. Множество методических работ и огромное желание детей играть эстрадную музыку, сочинять и импровизировать в джазовых ритмах позволяет фантазировать и работать в этом направлении.
Джаз - это своеобразная гармония, достаточно простая на начальном этапе развития этого направления в музыке. С ней свободно можно знакомить учащихся уже в младших классах, когда учащиеся уже знают и играют последовательности основных трезвучий лада. Для успешного подбора аккомпанемента знакомых песенок и последующей их записи, необходимо изучить с учеником упрощенную запись.
Цифрованный бас существовал несколько веков назад. В джазе появилась возможность возродить исчезнувшую традицию, но в более развитом, усовершенствованном виде. Нотная запись должна упрощать процесс чтения с листа, а не усложнять. В чем же заключается упрощенная запись. Прежде всего, пишем
хроматически все основные тона аккордов, которые применяются при буквенно-цифровом обозначении:

C, Cis, Des, D, Ees, E, F, Fis, Ges, G, Aes, A, Bes, B

Большие буквы латинского алфавита означают:

  • Мажорное трезвучие, построенное от данного звука. Например: C.
  • Малая буква рядом с большой буквой означает, что аккорд минорный: Cm.
  • Добавленное к большой букве сокращенное слово maj или 7 означает, что к мажорному трезвучию прибавляется большая септима.

Владение буквенно-цифровой записью помогает легче разбирать ученику самому музыкальные тексты современных изданий любимых детьми песен из мультфильмов, а также успешнее осваивать искусство подбора аккомпанемента и его упрощенной записи.
Простейший вариант подбора аккомпанемента для ученика третьего класса - это основные трезвучия. Гармония аккомпанемента должна включать основной тон мелодии, терцию и квинту. Освоив подбор аккомпанемента простейшими трезвучиями или усложнив его для некоторых учащихся септаккордами, мы переходим к его ритмическому усложнению. Аккорды сопровождения могут быть представлены в виде арпеджио, что часто представлено в песенных аккомпанементах.
Далее - это разделение басового тона и терции. Что также традиционно в аккомпанементе. Затем усложняем ритмический рисунок, который уже требует проработки с учеником. Берем авторские сборники маститых композиторов и смотрим, как они сумели ритмически украсить аккомпанемент. Например, Е. Крылатов «Песенка о лете», «Как лечили бегемота».
В работе над песнями мы вначале просто вычленяем несколько тактов основного ритмического рисунка. Учитель прохлопывает основные доли такта, а ученик накладывает ритмический рисунок по закрытой крышке инструмента. Основной набросок успеха в классе закрепляется домашней работой, ученик вживается в ритм постепенно и накапливает свою копилку ритмических побед. Эти варианты аккомпанемента мы применяем уже в своем ученическом творчестве, собственных сочинениях. Работа с аккомпанементами вызывает у учащихся живой интерес.
Желание во что бы то ни стало, скорее освоить ритмическую сложность помогает освоить и успешно закрепить новое. Возникают самостоятельные соревнования между учениками, у кого быстрее и лучше получается. С самыми маленькими усвоение рисунка - это прохлопывание ладонями, притопы ногами, шлепки по коленям или крышке инструмента. Раскачивание корпуса влево и вправо изображает метрическую пульсацию четвертями в 2-х дольном размере. Хлопками ладоней ученик рисует восьмые и четверти с точкой. Затем придумывает свои варианты.
Триоли уже вызывают сложности и интерес к преодолению. Кроме того, триольный ритм - это уже джаз. В большинстве случаев ровные восьмые играются в джазе почти всегда в быстрых темпах. В темпах умеренных и медленных вместо ровных восьмых играются триоли.
Чтобы настроить себя на триольный ритм, следует играть в правой руке сплошные триоли на каждую четверть, в левой руке - бас четвертями на каждую долю. Обязательно акцентировать последнюю восьмую в каждой триоли. Далее следует переходить к совместной, учителю с учеником, работе над джазовой импровизацией.
Ученик исполняет гармонические обороты, часто применяемые в джазовых композициях. Бас может двигаться по основным тонам аккорда. В современном джазе этот способ употребляется реже, в основном он находит применение в эстрадной музыке. Варианты баса: движение по тонам аккорда; диатоническое движение; хроматическое движение; способ, объединяющий предыдущие. Педагог исполняет мелодическую импровизацию под аккомпанемент ученика. Игра гармонических последовательностей на каждую четверть
дисциплинирует ритмическое чувство ученика.
На первых порах ученику крайне сложно удерживать метроритмическую основу из-за раскачивания ее усложненным ритмом солирующей импровизации преподавателя: ритмической пульсации на основном тоне или звуко-высотная ритмическая импровизация. Далее роли меняются: аккомпанемент - учителю, ученику предоставляется соло.
Желательно каждому ученику иметь тетрадь - сборник освоенных ритмических вариантов аккомпанементов, собственных аккомпанементов. Ученик после цикла таких занятий по-иному прочитывает авторские сборники песен, он уже сразу видит интересные находки в разнообразии вариантов аккомпанементов. Учится видеть целиком общий рисунок музыкальной композиции, что расширяет его музыкальный кругозор, помогает успешнее самостоятельно разбирать нотный текст. Сложные эстрадные ритмы перестают быть проблемой, останавливающей перед выбором каких-то произведений в репертуар.
Нотное приложение с комментариями помогает в работе над освоением эстрадной и джазовой музыки. «История джаза» в предельно сжатом и ясном изложении с нотной подборкой поможет теоретически ознакомить учеников с джазовой, эстрадной музыкой от истоков до сегодняшнего дня.
Общеизвестно, американцы обладают гораздо более развитым ритмическим мышлением, чем народы в странах Европы - факт, который можно объяснить только воздействием афроамериканской музыки. Новый вид афроамериканской музыки был замечен и признан жителями европейского происхождения. А произошло это очень поздно - почти три века спустя после того, как первые невольники из Африки высадились в Новом Свете. Эта необычная музыка, под столь же странно звучащим названием «джаз» с неимоверной быстротой распространилась по городам Америки и Европы в период, непосредственно последовавший после первой мировой войны. Ныне «джаз» вырос в самостоятельную, широко разветвленную культуру, охватывающую множество школ и направлений.
Художественная неповторимость джаза обусловлена оригинальностью его музыкального языка, восходящей в Африке. Музыка легкожанрового плана, пронизанная танцевальными ритмами обладала громадной силой воздействия. Синтез африканского и европейского искусства на земле северной Америки породил редкой и оригинальной красоты искусство. Начиная с XVI столетия невольники из самых разных районов Африки приводили с собой в Новый Свет свои песни и танцы. Невольников стали приобщать к религии белых. В протестантской церкви, наиболее распространенной в Америке, негры впервые познакомились с многоголосными хоровыми гимнами. Быстро усвоив несложную мелодику и гармонию этих гимнов, они стали вводить в хоровое пение элементы импровизации. Протестантский хор оказался единственным видом композиторского творчества Европы, который колонисты из Англии привезли в собой в Новый Свет.
Древние традиции африканского хорового пения - гармоническая линеария. То есть параллельное движение всех голосов в одном направлении (ленточное голосоведение). В негритянском музицировании традиционные равномерные акценты всех 4-х долей такта (топанье или хлопки на каждую долю такта) или акцентирование второй и четвертой доли.
Поражает высокая культура хорового исполнения, сочетающая экспрессивную мелодию со сложной системой полифонических подголосков, имитаций, острой ритмикой и свежей, необычно звучащей (несмотря на привычные европейские обороты и последовательности) гармонией.
Спиричуэл - одно из ответвлений афроамериканского фольклорного стиля, которое во многом определило дальнейшие пути развития джаза.
Уже здесь налицо глубокое взаимопроникновение элементов европейской и африканской музыки, тот синтез, который является неотъемлемой чертой джаза. Мелодические и гармонические принципы построения европейских церковных гимнов были усвоены неграми и перенесены в русло их собственных музыкальных традиций. Из этого возникли уже иного рода гимны, которые отличаются наряду с отчетливым окружением европейскими формами также и применением впервые самых простых ступеневых гармоний, восходящих к древним традициям африканского хорового пения (гармоническая линеария, ленточное голосоведение и т.д.). Значение спиричуэла в развитии джаза состоит в разработке принципов мелодического оформления закрытой и открытой позиций, в привнесении гармонического параллелизма, в создании многоголосых форм. Благодаря сопровождению пения спиричуэла топаньем и хлопками в ладони установилось разделение ансамбля на мелодическую и ритмическую группы. Прочное закрепление в практике получили такие
понятия как «бит» и «оффбит».
«Beat» (англ.удар) - биение пульса джаза. Это абсолютно регулярное, одинаково сильное, эластичное течение равномерных метрических акцентов, создающих внутреннее движение. В негритянском музицировании традиционны равномерные акценты всех четырех долей такта («four beat») или акцентировка второй и четвертой долей. Напротив, белые склоняются больше к акцентированию первой и третьей долей, тогда как вторая и четвертая считаются слабыми тактовыми долями («two beat»).
«OffBeat» является выражением экстатического характера джаза. Это более сложное понятие, чем простое синхронирование. Это своеобразная
ритмическая атмосфера джаза. Суть этого понятия в том, что мелодические акценты должны падать между акцентами метрическими (между основными ударами - битом). Происхождение «OffBeat» идет от африканской музыки. Вся барабанная музыка африканцев состоит из OffBeat. В традиционном джазе, в сольной или групповой импровизации техника «OffBeat» применяется каждым исполнителем по-своему.

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар