Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

Статистика  

Сейчас на сайте 56 гостей и нет пользователей

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Tulupnikova E A130Тулупникова Елена Александровна
преподаватель класса скрипки МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодар
Методическая разработка

Мастерское владение звуком при игре на смычковых инструментах – основа художественного воздействия на слушателя. В настоящее время проблема культуры скрипичного звука является одной из самых актуальных проблем для учащегося различных музыкальных учебных заведений.
Работа над звуком – одна из важнейших и трудных задач в воспитании скрипача. Как же можно обозначить понятие культура скрипичного звука? Это не только красота звука, характерная для исполнителя всех произведений, но прежде всего – это выразительность и содержательность, которая в зависимости от жанра, не должна оставаться однообразной. Когда речь идёт о культуре звука скрипача, имеются ввиду не только такие качества как яркость, сочность, масштабность, тембральная окрашенность, но, главное, подразумевается умение музыканта находить тонкие звуковые краски, соответствующее стилю эпохи и автора музыки. В этом плане отечественная исполнительская школа показывала и показывает высокий уровень мастерства. Такие великие музыканты как Л.Коган, Д.Ойстрах, В.Спиваков, М.Венгеров и т. д. обладали своим уникальным, отражающим их личностную сущность, звуком, сохраняя безграничное мастерство звуковыражения.
Отечественные выдающиеся педагоги в центре внимания всегда ставили вопросы об углубленной работе над звуком, беря все ценное из теории и практики мирового смычкового искусства. Немаловажную роль в этом отводится скрипичной постановке.
Скрипичная постановка трактуется как система, развивающихся двигательных игровых положений и внутреннего состояния исполнителя, которая отвечает акустическим требованиям звукообразования и общим анатомо-физиологическим закономерностям человеческих движений, а также является базой индивидуального приспособления к достижению наиболее совершенного звучания инструмента.
Именно постановка имеет огромное значение для овладения культурой скрипичного звука.
В скрипичной постановке можно дифференцировать три компонента:
1. Общая постановка как комплекс двигательно-игровых положений корпуса и обеих рук.
2. Система элементарных игровых движений правой руки со смычком.
3. Система элементарных игровых движений левой руки на грифе.
Общая постановка включает в себя взаимно согласованное двигательно-игровое положение и состояние:
• ног, корпуса, рук скрипача;
• положение инструмента;
• формы приспособления рук к смычку;
• а также рациональную организацию нервно-мышечной деятельности и дыхания в процессе игры.
Большое воздействие на качество скрипичного звука оказывает гармоничность игровой позы скрипача, расположение обеих рук и инструмента.
Следующий момент, которому следует уделить внимание – это правильная опора корпуса на обе несколько расставленные ноги. Нужно не только воспитывать умение равномерно распределять тяжесть корпуса между правой и левой ногой, но и специально учиться переносу его веса с одной ноги на другую.
Игровая поза скрипача, естественное расположение рук относительно корпуса и инструмента тесно связана с вопросом об игровом положении локтя правой руки.
Высота «подвеска» правой руки скрипача зависит от типологических особенностей общей постановки, которая бывает:
• узкая (приближенное к туловищу положение обеих рук, при котором корпус немного повернут вправо, в сторону смычка),
• расширенная (корпус повернут в левую сторону),
• средняя (естественное для движений прямое положение корпуса).
При каждом из разновидностей «подвес» правой руки неодинаков – он постепенно увеличивается от узкой к широкой. И эта закономерность присуща не только правой руке, а действительна и для отведения от корпуса плеча левой руки.
При узкой форме инструмент лишь в небольшой мере отклоняется влево, располагаясь почти прямо перед играющим, при этом голова немного
поворачивается к скрипке.
При широкой форме инструмент отводится влево, а голова поворачивается к скрипке гораздо больше.
Средняя форма постановки требует некоторого отведения инструмента в левую сторону при сохранении ровного положения плечевого пояса относительно ног, голову нужно несколько повернуть влево, как бы обращая взгляд на скрипку.
При всех разновидностях положений корпуса, рук и инструмента, скрипач должен прямо смотреть в ноты и на гриф. Направленность его взгляда, таким образом, может служить одним из наглядных примеров правильности общей постановки. При неверной постановке, ученик обычно смотрит на гриф наискось, что значительно усложняет процесс игры, способствует перенапряжению всего организма.
Для качественно-полноценного звукоизвлечения на скрипке и перспективного развития техники смычка требуется устойчивость инструмента. Когда
его положение неустойчиво, правая рука испытывает большие затруднения при смене струн, а левая – в смене позиции.
Также существенен наклон скрипки. От наклона зависят правильные движения рук и прежде всего удобство игры на различных струнах.
Последним элементом в формировании смычковой техники общей постановки является рационально-мышечная активность ученика и его физиологически правильный двигательный цикл.
Приспособление правой руки к смычку правомерно рассматривать в качестве компонента общей постановки. От совершенства соответствующего навыка всецело зависит эффективность игровых движений с точки зрения качества звучания.
Приступая к занятиям, педагогу необходимо добиться того, чтобы ученик осознал: соприкосновение пальцев с тростью должно обеспечивать свободно-подвижное и в то же время достаточно прочное, устойчивое держание смычка для управления им в процессе игры. Определяющая роль для получения на скрипке звука определенного качества принадлежит большому пальцу. Многие погрешности звучания, отсутствия штриховых навыков вызваны плохим приспособлением и зажатостью большого пальца. Нередко у начинающих скрипачей этот палец совсем скован, сильно давит трость снизу, из-за чего роль остальных пальцев в удерживании смычка ограничивается. Правильное игровое ощущение возникает тогда, когда смычок лежит на подушечке большого пальца, а сам палец, находясь в округлом положении, остается упругим и свободным во всех суставах.
Большой палец служит осью, которая разделяет смычковый рычаг на два плеча:
- короткое (от винта до точки соприкосновения пальца с тростью),
- длинное (от точки соприкосновения пальца с тростью до конца смычка)
Функция большого пальца состоит в противодействии весовому давлению смычка на струну.
Существует несколько вспомогательных приемов для формирования навыка расположения и соприкосновения пальцев с тростью смычка. Полезно предварительно сложить пальцы в кулак, противопоставляя большой палец остальным. Затем следует кулак спокойно раскрывать, оставляя большой палец на месте, после чего в образовавшееся пустое пространство вложить трость или какой-нибудь подобный предмет. В дальнейшем правильному формированию способствует рациональный прием подкладывания и прикосновения пальцев к трости.
Расположение большого пальца зависит от индивидуальных особенностей анатомического строения седловидного сустава, находящегося в пястно- запястном сочленении. Значение имеет и длина фаланг большого пальца, а также быстрота психофизиологической реакции ученика – его способность легко уравновешивать левое (длинное) и правое (короткое) плечи смычкового рычага. Работу над целесообразной постановкой большого пальца нельзя отрывать от приспособления остальных пальцев к трости, ибо их постановочные формы и игровые функции взаимосвязаны.
Округлый мизинец устанавливается на трости с небольшим наклоном влево, касаясь её левой стороной подушечки. Указательный палец укладывается на трости в несколько наклонном положении (влево).
Что же касается среднего и безымянного пальцев, то они ложатся на трость в наиболее естественном положении. Внешне все пальцы, расположенные на трости смычка, должны выглядеть гармонично благодаря одинаковому наклону и направлению в одну сторону. Это в значительной мере влияет на свободу движения смычка, а также на насыщенность, плотность звучания.
Кроме расположения пальцев на трости следует помнить и о том, что чрезмерно согнутая кисть у колодки и чрезмерно прогнутая в конце смычка ведет к различного рода зажатиям правой руки. Кисть должна быть слегка согнута у колодки и может быть несколько прогнута в конце.
Положение трости смычка должно быть несколько наклонным в направлении грифа. Это объясняется тем, что струны натянуты не параллельно грифу: ниже у порожка и значительно выше у подставки. Поэтому при наклоне смычка нажим направлен таким образом, что струна оказывает ему большое сопротивление, и, таким образом, выдерживает большое давление. Вследствие этого, возможно применение более разнообразной динамики при сохранении необходимого качества звучания.
Завершая анализ существенных для формирования смычковой техники элементов постановки напомним, что необходимым условием ее перспективного совершенствования является рационально организованная нервно-мышечная активность ученика, а также непосредственно связанный с этим фактор верно функционирующего дыхания. С первых шагов в игре на скрипке педагог обязан следить за сохранением у ученика физиологически правильного дыхательного цикла. Решение этой проблемы приобретает особую важность в связи с тем, что естественность природного дыхания невольно ассоциируется у музыканта с живым, выразительным «дыханием фразы», с таким же ощущением «дыхания» смычка, и другими подобными явлениями художественного порядка.

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар