Довгаль Елена Александровна
преподаватель теоретических дисциплин МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодар
Методическая разработка
В последние годы в учебных пособиях и программах по сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной работы (развитие вокально-интонационных навыков, сольфеджирование, воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, теоретические сведения) все больше внимания отводится также разделам, как музыкальной анализ на слух и воспитание творческих навыков. Основные направления творческих навыков связаны с такими формами работы, как элементы импровизации и подбор аккомпанемента к различным мелодиям. Упражнения для развития творческих навыков подбора аккомпанемента опираются на конкретные теоретические знания.
К подбору аккомпанемента с начинающими целесообразно приступить лишь после приобретения ими некоторого слухового опыта и определенных навыков игры на фортепиано двумя руками. На уроках сольфеджио к этой форме работы мы приступаем к концу первого года обучения.
Учащиеся выучивают до десятка небольших песенок, которые исполняют наизусть. Исполняют песенки в разных тональностях, которые изучили к концу 1 года обучения: До-мажор, Ре-мажор, Фа-мажор, Соль-мажор, при этом рукой условно показывают направление движения мелодии:
Например: «Пастушья» (французская народная песня)
--
-- -
--
--
--
-- -
Затем подбирают к песне (в исходной тональности) сопровождение. Это может быть дублировка мелодии в терцию, выдержанная тоническая и доминантовая квинта, тоническая и доминантовая квинта, тонический субдоминантовый и доминантовый тон. Для более продвинутых учащихся - сопровождение трезвучиями I и V ступени.
Эти выученные песни дети исполняют во всех пройденных тональностях.
Вместе с ребятами, уже изучившими интервалы (второй год обучения) мы на уроке подбираем второй голос. При этом объясняю, что чаще звучат во втором голосе терции и сексты, и желательно избегать подряд квинты и октавы (параллельные).
После совместного подбора, дети исполняют полученное 2х-голосие (проверяя удачно ли звучит данный вариант, в противном случае - тут же исправляется).
Можно использовать вариант подбора баса и второго голоса к мелодии.
Таким образом, группа учеников разделяется на двухголосный ансамбль и возможных аккомпаниаторов.
На третьем году обучения дети пробуют другой вид сопровождения - фактурный. Он может быть исполнен на фортепиано двумя руками. Варианты: бас и трезвучие, бас и арпеджированный аккорд. При этом голосом исполняется заданную мелодию.
Дети четвертого и пятого годов обучения совмещают одновременное исполнение двумя руками фактурного сопровождения и мелодии в правой руке. Чтобы подобрать аккомпанемент к любой песне, необходимо проанализировать мелодию: найти окончание фраз, определить в каких они тональностях, отметить к каким аккордам они относятся, в мелодии выделить обороты
III-II-I, V-VI-VII-I, V-I, IV-III-II-I и др.
Учащиеся знакомятся с необходимыми правилами гармонизации:
Смена аккордов происходит не слишком часто, обычно на сильные доли такта, в очень медленных темпах. Смена гармонии в мелодии возможна и на каждую долю, затакт чаще всего не гармонизуется, следует избегать по возможности параллельных квинт и октав.
Знания учащихся четвёртых – пятых классов обогащаются новыми аккордами. Кроме трезвучий и их обращений добавляются К6\4, Д7, ум 5\3, VII 7, обращения.
Следующая аккордовая схема может применяться при подборе аккомпанемента:
S53 T6 D53 T64 S6 D7T64 D6 T53 D64 T6
Используя изученные аккорды можно следующим образом гармонизовать нижний тетрахорд:
S6 T64 D53 T6
А также происходит изучение каденций - половинной, полной (совершенной, несовершенной):
S53 K64 D53 S53 K64 D53 T53
На уроках дети изучают различные последовательности аккордов, в частности последовательности плавного соединения. Именно такие последовательности удобны в применении для гармонизации мелодии.
Их учащиеся играют в разных тональностях мажора и минора, пробуют петь на 3 голоса (что также важно для развития гармонического слуха).
Последовательности плавного соединения
T53 S64 T53D6 T53 T6 S53 T6 D64T6 T64 S6 T64 D53 T64
Так в качестве примера гармонизации с помощью данной последовательности и используя знания гармонизации каденций можно предложить русскою народную песню «Журавель» (Повадился журавль,
журавель). Учащимся предлагается план работы над аккомпанементом в песнях, содержащих отклонения:
1. Сыграть мелодию песни.
2. Проанализировать гармонический план мелодии.
3. Сыграть мелодию песни с басовым голосом.
4. Спеть мелодию песни с аккомпанементом гармонического вида.
5. Исполнить мелодию песни с аккомпанементом в фактуре, соответствующей ее характеру.
Например: «Молодежная» муз. Дунаевского
Начиная с пятого года обучения дети овладевают буквенной системой обозначения тональностей. Именно такое обозначение широко используется в песенниках, состоящих из популярных вокальных сочинений с авторской гармонизацией. Мажорные трезвучия А, В, С, минорные – Fm, Cm, септаккорд – цифрой 7 – A7, D7, E7
Со знаками # и ? - (As, cis, es)
Возможно и понятие - трезвучие с секстой. Am6
С секстой трезвучие используется на всех ступенях.
Уже в начальных классах, разбирая с учащимися метрические и ритмические особенности примеров для сольфеджирования, особое внимание заостряется на те или иные типы ритмических группировок –ритм марша, вальса, польки. И подбирая сопровождение, оговаривается вопрос о типе фактур – в ритме вальса, польки, марша. В различных вариантах ритмических фактур дети исполняют и гармонические последовательности.
Примеры для гармонизации: (вариант фактуры для песен лирического характера - бас и арпеджированные переборы).
Например: «Колыбельная» муз. М.Блантера
Am Dm
Месяц над нашею крышею светит,
G7 C
Вечер стоит у двора.
Am Dm
Маленьким птичкам и маленьким детям,
E7 Am
Спать наступила пора.
«Надежда» муз. А. Пахмутовой
Dm
Светит незнакомая звезда,
Gm A7
Снова мы оторваны от дома,
B Dm
Снова между нами города,
Gm A7
Взлетные огни аэродромов…