Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

Статистика  

Сейчас на сайте 257 гостей и нет пользователей

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Dovgal-I A130Довгаль Елена Александровна
преподаватель теоретических дисциплин МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодар
Методическая разработка

 

Овладение музыкальными понятиями и представлениями тесно связано с формированием музыкального слуха учащихся.
Методисты всегда исходят из того, что умение петь по нотам связано с развитием музыкально слуховых и ладовых представлений.
Это и результат развития музыкального слуха и активный метод его формирования.
Два основных принципа важны для успешного решения рассматриваемой проблемы.
Первый принцип – связь теории с практикой. Только то может быть сознательно усвоено школьниками, что воспринято их слухом. Все музыкально-теоретические сведения на уроке должны быть тесно связаны с музыкальной практикой детей.
На уроках должны устанавливаться связи: с одной стороны знания по теории есть итог, выводы из музыкальных наблюдений детей, с другой – приобретенные знания помогают совершенствовать и углублять дальнейшую музыкальную деятельность, преобразуя весь процесс общения с музыкой в более осознанный.
Второй принцип – наглядность.
Особого рода наглядностью обладает нотная запись – соотношение звуков по высоте и обозначению ритмических структур, изображение фортепианной клавиатуры, где можно реально ощутить расстояния между звуками, последовательное размещение тонов и полутонов.
Значительную помощь наглядные пособия оказывают при практическом освоении новых тональностей, аккордов, интервалов.
Наглядные пособия активизируют слух учащихся, создают благоприятные условия для улучшения интонации. Основной же формой наглядности является слуховая наглядность. Знакомясь с новым материалом, дети все слушают в своем собственном пении и пении учителя, в звучании инструмента. Зрительная наглядность – схематические графики, движения руки, условно воспроизводящая звуковысотность и ритмический рисунок мелодии, призвана к усилению музыкально-слуховой наглядности.
При воспитании юного музыканта ставятся задачи комплексного воспитания во всем ее объеме. Прекрасным средством, способным привести к синтезу все компоненты музыкального образования, является самостоятельное художественное творчество детей, т.к. оно дает возможность практически применять все имеющиеся знания в области гармонии, полифонии, музыкальной формы, музыкальной литературы, а также исполнительские навыки.
В процессе воспитания и обучения все предметы должны быть тесно связаны между собой, должны работать «друг на друга».
Любой отдельно взятый предмет следует рассматривать как часть целого. Только как часть целого он может принести максимальную пользу.
Следующая схема отражает строение методики задач педагога-пианиста и педагога-теоретика.
1) Чтение с листа, диктант, гармонизация мелодии Сочинение и исполнение форма полифонии (капон, фуга) 1) Знание закономерности строение темы, форм, жанров, стилей.
2) Сочинение тем, этюдов, пьес. Мгновенно сочинение и исполнение в заданном жанре Гармонизация Полифония Сочинение Импровизация 1) Гармонический анализ музыкальных произведений.
2) Игра упражнений на все виды фигурации (гаммы, арпеджио, аккорды)
1) Анализ полифонии пьес.
2) Исполнений своих сочинений
1) Анализ форм на примере изучаемых произведений Импровизация на основе произведений, изучаемых по специальности.
Основное внимание уделяется развитию музыкального слуха.
Необходимым условием успеха при этом является одновременная работа в трех направлениях:
а) знание теории;
б) слуховые навыки;
в) навыки исполнения.
При выпадении хотя бы одного из трех компонентов процесс останавливается. Развитие слуха есть постепенное освоение закономерностей лада, поэтому все элементы музыкального языка рассматриваем как ладовые:
а) ступень – звук лада;
б) интервал – сочетание 2х ступеней лада и т.д.
в) аккорд – сочетание 3х и более ступеней лада и т.д.
На первых этапах обучение зрительного и слухового восприятия дополняется двигательным ощущением, что активно формирует у учащихся представления о звуковысотности, которые закрепляются прослушиванием музыкальных примеров. При этом дети положением руки – выше, ниже перед собой – отмечают сыгранные учителем или спетые звуки.
Осмыслить понятие звуковысотности помогает графическая запись мелодичного рисунка- кружочки, черточки:
_ _ _
_ _ _
_ _ я по-ю, хоро-шо по-ю

о оо
о оо
о о я по-ю, хоро-шо по-ю

Такое изображение дает возможность учащимся зрительно осознать линию движения мелодии и направить свой голос по графическому рисунку, что активизирует слух и улучшает интонацию.
Еще один эффективный метод – «звуковая лесенка».

до
си
ля
соль
фа
ми
ре
до

Учитель поет или играет мелодию, а дети повторяют ее ритм хлопками и одновременно поют слоговые названия длительностей.
В процессе выполнения этих заданий у детей помимо формирования ритмического чувства выравнивается интонация, особенно у учащихся со слабо развитым слухом.
Возможно использование различных ритмических карточек (дети их могут составить сами).
Данные задания эффективно формируют ритмическое чувство, развивают творческую инициативу, воспитывают интерес к собственному участию в музыкальной деятельности; осваивая размеры, объясняется принцип группировки нот в данных метрах.
Одним из существенных моментов является развитие ладового чувства.
Под ладовым чувством понимается способность человека различать ладовые взаимосвязи звуков мелодии, их неустойчивость и устойчивость, тяготение неустойчивых звуков к устойчивым.
Принцип ладового тяготения лежит в основе всех существующих систем развития звуковысотного слуха и неразрывно связаны со всеми видами музыкальной деятельности. При освоении элементов музыкальной грамоты он решается разными методами: освоение сразу всего звукоряда с последующим выявлением внутриладовых связей (болгарская «столбица»); путем постепенного овладения отдельно каждой ладовой ступенью, путем двигательной реакции на внутриладовые функциональные изменения.
Формирование ладового чувства проводится на основе усвоения закономерностей мажоро-минорной системы. Дети осознают характерные особенности тоники, тонического трезвучия. Для этого используется большое количество слуховых упражнений.
Позднее уровень слухового развития учащихся позволяет им различать в разучиваемых упражнениях тон, полутон, их расположение в мажорных гаммах.
В старших классах на музыкальные материале для исполнения и слушания закрепляют навыки осознанного восприятия закономерностей внутриладовых связей. При анализе музыкального материала уделяется внимание сменам тональностей. Все большее значение приобретает процесс понимания выразительной роли ладовой окраски в создании музыкального образа. В процессе ознакомления с мажоро-минорной системой люди учатся петь и слышать отдельные ступени лада, эмоционально и сознательно воспринимать тяготение неустойчивых звуков к устойчивым, читать и петь ноты и попевки-упражнения в различных тональностях, сопоставлять лады.
Несколько слов об относительных системах воспитания музыкального слуха, наиболее известных у нас в стране.
Релятивная система. Широко распространена в Венгрии, Чехословакии, Англии. В основе этой системы лежит принцип различия на слух ступеней звука ряда по ладовым функциям. Система имеет условные обозначения и ручные обозначения ступеней диатоничного семиступенного звука ряда, которыми учащийся должны свободно оперировать при освоении звуковысотных соотношений.
В нашей стране наиболее известна венгерская система относительной сольмизации, разработанная З. Кодоем (но, ле, ви, та, зо, ра, би, но).
Этот метод удобен для пения в различных тональностях, а система нотной записи подчеркивает ладовые соотношения звуков в мелодии.
Параллельно вводится абсолютная сольмизация – система, которая привлекает тщательностью разработки, последовательностью освоения ступеней.
С помощью лесенки у детей формируется четкое зрительное представление о высотном соотношении звуков. Следя за звуками по лесенке, дети осваивают основные ступени звукоряда.
С помощью «лесенки» на уроке может быть организована разнообразная и увлекательная работа в виде игр.
Значительное место отводится развитию ритмического чувства. Наряду с отстукиванием ритма используется другой прием – графическое изображение каждого звука короткими и длинными черточками.(такой приём используется и в старших классах для записи ритмического рисунка мелодии, ритмического диктанта). 

При работе над песенным материалом можно пользоваться лесенкой, а также пятью пальцами руки, которые в дальнейшем могут выполнять функцию удобного наглядного пособия.
Чтобы дети успешно справлялись с ритмическими фигурами в нотной записи, им даются спец. ритмические упражнения, игры, например игра
«ритмическое эхо»: учитель с помощью хлопков выполняет несложный короткий ритмический рисунок, а дети, как бы в ответ, его точно воспроизводят.
С целью проверки музыкально-слуховых представлений проводятся слуховые диктанты, построенные на нескольких мелодических оборотах.
Чтобы исполнение каждого нового упражнения по нотам было осознанным и грамотным, до начала пения проводится анализ нотной записи – внимание учащихся фиксируется на том, как движется мелодия – постепенно или скачками, какие длительности, знаки.
После разбора примера нотной записи необходима ладовая настройка слуха.
Уже в начале обучения важно уделять внимание развитию у учащихся метроритмического и ладового чувства – они взаимосвязаны.
Вопросы воспитания ритмического чувства решаются на протяжении всех лет обучения. На уроке предусматриваются последовательность специальных заданий и упражнений с последовательным их усложнением для формирования слухоритмических навыков.
В III – IV классах двухголосные ритмические задания: класс делится на 2 группы, каждая из которых исполняет свой ритм, например:

Широкое распространение получил метод слогового обозначения ритмических структур.
Употребляются слога – символов та, -ти, -та-та.
Применение этих слогов позволяет выполнять ритмические упражнения на определенной высоте.
Болгарская «столбица» (созданная Борисом Тричковым). «Столбица – это наглядное пособие для учителя и учеников, на котором с помощью вертикальных линий или в виде «Лесенки» показаны соотношения звуков.
Основная задача «столбцы» - дать навыки свободного сольфеджирования, подготовить учащихся к пению по нотам. Обучение имеет донотный и нотный периоды.
В донотный период, дети в основном поют песни с гаммаобразным движением мелодии. В это время происходит активное накапливание слуховых представлений, укрепления октавного диапазона, привитие некоторых певческих навыков. Особое значение приобретают движения рук учащихся, условно фиксирующие высоту исполняемых звуков.
В нотный период главным является сольфеджирование по «столбице» с названием звуков, которое опирается на связь зрения, слуха и движения руки.
Упражнения даются в следующем порядке:
1. поступенное пение звукоряда;
2. пение звукоряда с остановкой на устойчивых звуках;
3. пение звукоряда с остановкой на вводных звуках;
4. пение звукоряда с остановкой на разных ступенях;
5. волнообразное пение звукоряда;
6. сочетание всех элементов.
По «столбице» поют в любых тональностях.
I
VII
VI
V
IV
III
II
I
Для удобства ступени столбцы обозначаются ритмическими цифрами. Хотя изображение столбцы помогает успешному формированию представлений о соотношениях звуков по высоте, вместе с тем имеет и свои недостатки:
- при пении по столбцы нет возможности видеть целостный рисунок;
- пропеваемой мелодической линии, что весьма существенно; пение по указке не способствует развитию навыка чтения ритма.
Таким образом в процессе развития музыкального слуха необходимо целенаправленно и систематически развивать способности учащихся: звуковысотный слух, ритмическое и ладовое чувство гармонический и тембровый слух.

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар