Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

Статистика  

Сейчас на сайте 68 гостей и нет пользователей

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Prohorov VP130Прохоров В.П.

Преподаватель класса народных инструментов 
(баян, аккордеон, гитара),  
концертмейстер класса народного танца

хореографического отделения МБОУ ДОД ДШИ «ОВАЦИЯ»

Методическое сообщение

Подбор музыкального сопровождения концертмейстером-баянистом к урокам народного танца класса хореографии имеет свои особенности. Важно помнить, что именно музыкальное сопровождение прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
Весь урок я в качестве концертмейстера строю на разнообразном музыкальном материале. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.

Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью.

Музыкальное сопровождение урока в значительной мере зависит и от возрастных особенностей учащихся. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление. Поэтому для них подбираю музыку с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: хоровод, полька, вальс и другие. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, подвергаю определенной аранжировке, несколько упрощаю. Также для облегчения и ускорения процесса обучения детей движению танца в музыкальном материале может быть изменен ритмический рисунок и по-иному расставлены или подчеркнуты музыкальные акценты.
В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Значит необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже глубина образов, более сложная фактура, развитая мелодия, более быстрые темпы исполнения.

Все мы знаем, что наиболее ярко запоминается то, что испытывается в состоянии сильного эмоционального переживания. А музыка, как никакое другое искусство, способна вызывать яркие, высокой интенсивности эмоции. Когда ребенок испытывает сильные эмоции, его восприятие активизируется. Поэтому, чем ярче, эмоциональнее музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений. Поэтому во всех возрастных группах и классах музыкальное сопровождение и исполнение всегда должно быть ярким и эмоциональным.
На своем опыте я убедился, что не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается воспитанниками. С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена «в унисон» с их вкусами. Музыка должна нравиться детям.

Не секрет, что в последние годы очень многие духовные ценности нашего общества обесценились. Поэтому при подборе музыкального материала именно русского танца я ставлю перед собой задачу подобрать музыку так, чтобы дети полюбили именно русский танец, русскую песню и русскую музыку больше всего, ассоциировали себя с русским танцем, музыкой, песней- духовным наследием русского народа. Познакомить ребенка, будущего гражданина своей страны с духовным наследием своего народа, к которому я отношу русские танцы и песни, помочь ему полюбить это наследие, гордиться им- один из маленьких шагов педагогической деятельности , в результате которой должен вырасти Человек, гражданин своей страны. В этом я вижу одну из своих задач как педагога – концертмейстера.

Само собой разумеется, музыка должна избираться и изменяться в соответствии с требованиями хорошего вкуса, как в подлинном своем виде, так и в обработанном. Нельзя, с моей точки зрения, чтобы подлинная народная мелодия (а известно, какой ясностью, поэтичностью и мелодизмом отличаются созданные народом песни и пляски) использовались в огрубленном, искаженном виде.
Поэтому музыкальное сопровождение концертмейстером-баянистом, и аккордеонистом должно отличаться профессионально высоким исполнительским мастерством, и использовать все возможности инструмента.
Сама специфика народных танцев предполагает огромную вариативность в динамике и характере исполнения, ритмических построениях и их особенностей, технике касания и звукоизвлечения (туше), знания особенностей специфического звучания (тембральной окраски) характерных для данной народности музыкальных инструментов.

Возьмем тембральную окраску. Например, в аккомпанементе грузинских танцев используется именно аккордеон, и тембрально всегда тутти с «разливом» (четыре точки). Для ирландских танцев характерно использование «разлива» с флейтой-пикколо (три точки), для немецких- использование «разлива» без пикколо, для французских- усиленный (двойной и тройной) «разлив» и так далее. Безусловно, концертмейстер в классе народного танца должен все эти особенности звучания учитывать в своей работе, для придания максимальной выразительности звучанию и максимально точному отображению характера танца данной народности. Далее, многие характерные народные танцы (например, молдавские) требуют очень хорошего владения техникой и виртуозностью игры. Так как игра концертмейстера-баяниста и аккордеониста в классе народного танца связана с большим количеством синкоп и ярких динамических акцентов (особенно в старших классах), при исполнении, например, различных дробей и выстукиваний и других характерных движений народного танца, он должен также постоянно работать и над техникой меховедения.

Подбор инструмента для музыкального сопровождения на уроке народного танца.
Необходимо заметить , что работа концертмейстера-баяниста или аккордеониста народного танца предъявляет особые требования к музыкальному инструменту, на котором играет концертмейстер. Инструмент должен быть выбран и подготовлен концертмейстером осознанно, с учетом требований, налагаемых спецификой данной работы. Именно, если взять аккордеон, он должен быть четырехголосным (фагот+гобой+пикколо+разлив), размером оптимально 3\4, с точно подогнанными ремнями (особенно важен подгон кистевого ремня, от которого зависит точность меховедения, и который должен максимально плотно облегать руку исполнителя, так как иногда приходится разбирать инструмент и специально укорачивать кистевой ремень, иметь хорошую компрессию, все голоса инструмента должны иметь быстрый отклик, клавиши инструмента не должны заедать.
Большая нагрузка на инструмент приводит к преждевременному выходу его из строя. Концертмейстер народного танца должен следить за исправностью своего инструмента, знать его техническое строение и уметь оперативно привести его в порядок в случае мелкой неисправности- например, исправить «залипание» клавиши или пропускание воздуха.

О нотном материале.
Начиная концертмейстерскую практику в далекие времена советского и перестроечного периода, я накопил большое количество сборников нотных изданий. Я ходил в библиотеки, просматривал большой объем нотной литературы и переписывал в тетрадь то, что мне подходило для работы в связи со специфичностью данной профессии.
С течением времени и с появлением Интернета нотных сборников, пособий стало доступно много больше. Но по-прежнему тратится много времени и во время занятий на поиск нужных фрагментов из произведений, и дома - при поиске вообще нотного материала в Интернете.
Поэтому мною сейчас готовится пособие «Музыка для уроков народного танца в ДШИ». В нем присутствуют музыкальные произведения для экзерсиса разных возрастных групп, т. е. с учетом возрастных особенностей детей. На данный момент это несколько облегчило работу, а в последующем, я думаю, что смогу поделиться этим опытом с другими концертмейстерами, работающими в классе народного танца.

Используемая литература:
1. Блок Л.Д. Классический танец и современность –М, 1987
2. Ткаченко Т.. Народные танцы. - М., 1975.
3. Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.
4. Климов А. Основы русского танца. – М., 1994.
5. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М., 2002.
6. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004.

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар