Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

Статистика  

Сейчас на сайте 219 гостей и нет пользователей

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Prohorov VP130Прохоров В.П.

Преподаватель класса народных инструментов 
(баян, аккордеон, гитара),  
концертмейстер класса народного танца 

хореографического отделения МБОУ ДОД ДШИ «ОВАЦИЯ»

Методическое сообщение

Концертмейстеров хореографии народного танца в нашем крае не готовят ни в одном учебном заведении. А ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходиться постигать на практике. Работа концертмейстера-баяниста заключается в подборе и освоении музыкального материала, связанного с народным танцем и его хореографической спецификой, а также с возрастными особенностями детей.

Если взять нашу школу искусств, то на отделении хореографии только на базе учебных площадок СОШ №19, и СОШ №39 города Краснодара обучаются порядка 100 детей (с учетом отделения раннего музыкально - эстетического развития) возрастом от 5 лет до 13-14 лет, и со всеми приходится работать концертмейстеру и преподавателю на уроках ритмики, народного, современного и бального танцев.
Освоение музыкальной специфики народной хореографии возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства, как классического, так и народного танца, понимании их родственных связей и отличий.

Во-первых, необходимо изучить основную танцевальную терминологию, чтобы знать - о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battements tendus (Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4. Впрочем, в народном танце многие движения могут носить совершенно другой характер, амплитуду и ритм, чем в классическом танце, или вообще не иметь аналогов. В частности, движение «Флик-фляк», например, в классическом танце отсутствует вообще. Все эти тонкости концертмейстер -аккордеонист класса народного танца должен знать и использовать в своей работе.

Во-вторых, концертмейстеру необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте, в том числе по памяти, соотнося музыкальный материал с начинающимся движением танца. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. Также надо быть готовым к импровизационным моментам, вариативности исполнения при разучивании нового элемента , например, только с группой мальчиков, или девочек и пр.

А еще знание исполнения всех хореографических упражнений, которые воспитанники овладевают на уроках нужно для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции.
Насколько мне известно, сейчас в Московском училище хореографии на факультете концертмейстеров ввели занятия, где будущие концертмейстеры изучают азбуку классического танца на практике, непосредственно занимаясь у станка и на середине зала. Я же в процессе многодетней практики внимательно наблюдал и наблюдаю за упражнениями в стадии разучивания их педагогом-хореографом с воспитанниками, «примеряя» их на себя – мысленно «протанцовывая» движения вместе с детьми, при этом запоминая ритмическую основу движений, синкопы, акценты и прочее–всё, что характерно, то что поможет детям и выучить движение именно для народного танца - и соотнося с имеющимся нотным материалом либо зная музыкальный материал по памяти.

В-третьих, особенность работы концертмейстера-баяниста народного танца хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. В связи с этим я кроме народного танца, изучил и изучаю специфику современного танца (у современного танца так же есть своя терминология). А так же возрастные особенности детских групп. Это тем более необходимо в моем случае, так как мне приходится работать с детьми от 5 (отделение раннего эстетического развития) до 13-14 лет.

В-четвертых, концертмейстер-баянист работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Играя, я четко осознаю, что не являюсь самостоятельным исполнителем, а своей игрой помогаю глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.
Внимание концертмейстера-баяниста – внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между двумя собственными руками, переключением регистров, движением и сменой меха но и относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, какое туше, как работает мех, что в данный момент делают дети, что требует педагог-хореограф, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс.

Во время исполнения я учитываю и разные физические способности воспитанников. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение воспитанники выполняют по одному. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика устойчивость. У другого, наоборот, великолепный апломб (равновесие), природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.
Начиная концертмейстерскую практику в далекие времена советского и перестроечного периода, я накопил большое количество сборников нотных изданий. Я ходил в библиотеки, просматривал большой объем нотной литературы и переписывал в тетрадь то, что мне подходило для работы в связи со специфичностью данной профессии. 

С течением времени и с появлением Интернета нотных сборников, пособий стало доступно много больше. Но по-прежнему тратится много времени и во время занятий на поиск нужных фрагментов из произведений, и дома - при поиске вообще нотного материала в Интернете.

Поэтому мною сейчас готовится пособие «Музыка для уроков народного танца в ДШИ». В нем присутствуют музыкальные произведения для экзерсиса разных возрастных групп, т. е. с учетом возрастных особенностей детей. На данный момент это несколько облегчило работу, а в последующем, я думаю, что смогу поделиться этим опытом с другими концертмейстерами, работающими в классе народного танца.

Используемая литература:
Блок Л.Д. Классический танец и современность –М, 1987
Ткаченко Т.. Народные танцы. - М., 1975.
Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.
Климов А. Основы русского танца. – М., 1994.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М., 2002.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004.

1

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар