Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Volkova N A130Волкова Наталья Александровна

Преподаватель класса фортепиано, МБОУ ДО ДШИ «Овация» г. Краснодар

«Фортепианная музыка кубанских композиторов»

Методическая разработка урока с практическим показом учащихся класса

 

Фортепианная музыка кубанских композиторов для детей представляет огромный пласт нотной литературы. Мы остановимся на творчестве Новороссийского композитора С.А. Бахарева.

Его произведения отличаются многообразием тематики и жанров. Это хоровая музыка, произведения для симфонического оркестра, опера, песни, романсы, инструментальная музыка. В разные годы им создаются сборники фортепианных пьес для детей. Его музыке характерна романтическая приподнятость.

Вот что пишет автор в предисловии к одному из своих сборников: «Когда я был маленьким ребёнком, я любил сочинять сказочные истории. Мне нравилось жить в придуманном мной мире. Там никто не умирал от голода, сильный не обижал слабого, добро всегда побеждало зло. Время быстро пролетело, я стал взрослым и у меня появились две прекрасные маленькие дочери. Я часто рассказывал им сказки и чтобы интересней было слушать, садился за фортепиано и сочинял сказочные истории, но уже в звука»

Остановимся на сборнике «Страна белых роз» (по сказкам Х.Г. Андерсена). Каждая миниатюра в нём программна, каждой предпослан эпиграф, помогающий войти в круг образов, передать характер. Альбом представляет собой издание учебного характера в помощь учащимся с 1 по 7 кл. ДШИ. Сборник выстроен методически.

Условно его можно разделить на два раздела:

1) ансамблевые,
2) сольные пьесы.

Первый раздел представляет интерес, на мой взгляд, тем, что в нём просматривается методика первоначального периода обучения игре на фортепиано, предложенная ещё в середине прошлого века профессором Московской консерватории М.Г.Соколовым.

Главная цель этой методики — дать возможность детям, только-только начинающим заниматься на инструменте, сразу же ощутить свою сопричастность к исполнению музыки, к творчеству. А это достигается ансамблевым музицированием совместно с педагогом или старшим учеником, которые берут на себя основную нагрузку, предоставляя младшему ученику наиболее доступный для него минимум. В дальнейшем задание постепенно усложняется: происходит расширение звукового материала в партии ученика, и наконец осуществляется переход к сольной игре, хотя ансамбли остаются неотъемлемой частью программы на протяжении всего курса обучения в школе.

Обратимся непосредственно к сборнику - открывают его три пьесы-ансамбля к сказке «Огниво»: «Бравый солдат», «Ведьма», «Принцесса из медного замка».

Партии ученика просты, но всё же несут в себе определённые художественные и технические задачи: первоначальный приём нон легато в первой пьесе, выработка мягкого наполненного звука в легато в третьей пьесе. И во всех пьесах — ритмический приём — нота с точкой, что представляет определённую трудность для первоклассника.

Партии аккомпанемента построены с учётом возрастающих трудностей для слухового восприятия ребёнка. Так, в первой пьесе аккомпанемент несложный, с чётким метро-ритмом и акцентируемыми сильными долями. А параллельно исполняемый с первой партией пунктирный ритм в кульминационных фразах помогает ученику легче его усвоить.

Во второй пьесе аккомпанемент более сложный — держит всю нагрузку. У ученика всего несколько реплик. В общем плане здесь и переклички голосов , и регистровые смещения в темпе аллегретто. Это ставит перед учеником задачу внимательно следить за развитием в партии педагога, чтобы достигнуть ансамблевой слитности и ощущения непрерывности музыкального потока.

В третьей пьесе, написанной в ритме вальса, ученик осваивает трёхдольный размер Аккомпанемент здесь мягкий, прозрачный. Кантиленная мелодия как бы переливается из одной партии в другую.

Далее — Это семь миниатюр, где первые партии одноголосны и в каждой отрабатывается определённый игровой приём, а основную музыкально-художественную нагрузку несут вторые партии.

«Воскресенье» - нон легато, простейшее легато. Всего две фразы, но задачи для первоклассника достаточно трудны: в первой фразе нужно услышать гармонические краски в аккордовом изложении аккомпанемента, а во второй фразе - фигурации шестнадцатыми.

«Понедельник» - в ритме польки. Используются приёмы лёгкого стаккато и попеременной игры правой и левой руками.

«Вторник» - более активное звукоизвлечение, энергичные акценты, синкопы, позиционные поступенные мотивы.

«Среда» - протяжённая легатная линия, предполагающая умение вести горизонталь. Сюда же вплетается тот же пунктирный ритм и трудный технический момент для многих учащихся — повторяющиеся ноты на легато.

«Четверг» - активное нон легато, портаменто. Динамическая насыщенность в аккомпанементе.

«Пятница» - легато в размере 3/4, текучесть, певучесть, дослушивание длинных звуков. И опять ноты с точками в двух последних пьесах.

«Суббота» - это миниатюра в 3-х частной форме: первая фраза — умение слышать половинные ноты на фоне звучащих аккордов; вторая часть - более подвижная, предполагает умение перестраиваться в передаче характера, темпа, динамики, штрихов. Третья часть - реприза, где аккомпанемент представлен разложенными аккордами.

Ученики младших классов с удовольствием играют эти ансамбли, перечитывая занимательную историю в эпиграфах пьес: «Дням недели тоже хотелось хоть разок собраться вместе и попировать. Но они были так заняты круглый год, что это им никак не удавалось. Нужно было выждать лишний день, а такой выдаётся раз в четыре года - в феврале високосного года, его прикидывают для уравнения счёта. Наконец такой день настал, и дни недели собрались.

Господин Воскресенье, глава дней недели, явился в чёрном шёлковом плаще. Благочестивые люди подумали бы что он надел пасторское облачение и собирается в церковь, дети же увидели, что он просто-напросто накинул на себя домино и собирается веселиться.

Понедельник — молодой человек, близкий родственник Воскресенья, большой любитель удовольствий, следовал за первым. Он бросал — как рассказывал сам — мастерскую всякий раз, когда у дворца происходила смена караула, сопровождающаяся музыкой: «Я люблю освежиться, послушать музыку, - так и подмывает пуститься в пляс, покутить, а то и подраться.» ...Вторник, как известно, был посвящён у древних северян богу силы, Тюру. «Да , это ко мне и подходит! - сказал он. «Я ретивый работник, привязываю к сапогам купцов крылья Меркурия, осматриваю, чтобы портной хорошо сидел за верстаком, а каменщик на мостовой, чтоб каждый занимался своим делом...» ...«А вот и я! - сказала Среда. - Я стою в середине недели, меня так и зовут серединою. Я как цветок в середине букета. Смею думать, что я самая главная персона в неделе!...» ...Четверг — день, посвящённый богу грома и молнии Тору, - был одет кузнецом и держал в руках атрибуты этого бога: молот и медный котёл. «Я самого знатного происхождения! - сказал он, - Я из языческого божественного рода! В северных странах меня посвятили Тору, в южных — Юпитеру, а они оба мастера греметь и сверкать молнией. Это уж наша фамильная черта.» … Пятница была одета, как и положено молодой девушке, Жрице Фрейн — в северных странах и Венеры — в южных. Она, по её собственным словам, отличалась тихим, мягким нравом и только сегодня развернулась: ведь двадцать девятого февраля, согласно обычаям, являлся в старину днём свободы для женщин, - они могли свататься сами, не дожидаясь, когда к ним присватываются...» ...Суббота оделась старой ключницей, с метлой и прочими атрибутами чистки. Любимым блюдом её был чёрствый хлеб, сваренный на пиве, но она вовсе и не требовала, чтобы это блюдо был подано всем; она готова была съесть его одна — и съела...

Далее следуют не менее интересные ансамбли по мотивам сказок «Пастушка и Трубочист», «Стойкий оловянный солдатик».

Из второго раздела сборника предлагается прослушать, используя аудио записи авторского исполнения пьес: «Подснежник», «Серебряная монетка», «Ледяная дева», «Оле-Лукойе» и другие.

Этот замечательный сборник заканчивается словами композитора:

«Мой юный друг, я приглашаю тебя в свою страну — фантазию. И пусть не пугают тебя трудности, с которыми ты столкнёшься во время игры. Не ленись, постарайся и у тебя всё получится.»

На сцену приглашаются учащиеся класса. Вместе с преподавателем они исполняют цикл ансамблей «Дни недели».

Комментарии для сайта Cackle