В ЦДТиИ «Овация» на учебной площадке хутор им. Ленина в рамках Музыкальной гостиной состоялся концерт «Музыка души», в котором принимали участие учащиеся класса педагога по фортепиано Нато Гурамовны Сукиашвили . В концертной программе были представлены произведения различных музыкальных стилей от классики до реализма.
Началась беседа со знакомства с творчеством Никколо Паганини (1782-1840 гг.) - итальянского скрипача-виртуоза и гитариста, композитора эпохи классицизма и романтизма. Особенно популярны его 24 Каприччио для скрипки solo, два концерта для скрипки с оркестром, так же ему принадлежат различные пьесы и вариации для скрипки, инструментальные ансамбли, пьесы для гитары. Многие композиторы: Ф. Лист, Р. Шуман, И. Брамс, С. Рахманинов писали транскрипции к его произведениям. Одно из них - фрагмент Каприса № 24 (ля минор) Н.Паганини исполнила учащаяся Котова Виталина.
В начале 19 века зарождается новое направление в музыкальном искусстве- романтизм. Отличительными признаками романтической музыки являются: смена настроений, свободная форма построения сочинений. Музыкальные образы отображают эмоциональное богатство внутреннего мира человека, вовлекая в поток чувств, динамично-развивающийся и влекущий за собой. В этот период появляются новые фортепианные жанры такие как: экспромт, этюд, ноктюрн, прелюдия, баллада, вальсы.
Ярким представителем русского романтизма является Петр Ильич Чайковский (1840-1893 гг.) - великий русский композитор, дирижер, пианист, автор десяти опер и трех балетов: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Его произведения являются мировой музыкальной классикой и пользуются большой популярностью среди исполнителей и слушателей во всем мире. В исполнении учащейся Иванец Евы прозвучал «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
В Германии одним из представителей романтизма в 19 веке был Феликс Мендельсон— немецкий композитор, дирижер, педагог, пианист, скрипач. Он писал музыку для фортепиано, скрипки и оркестра. Известен цикл его фортепианных произведений «Песни без слов» — это гамма оттенков, различие нюансов тонкого и изящного лиризма автора. В основе каждой песни лежит один музыкальный образ, его эмоциональное содержание сосредоточено в мелодии, которая обычно проходит в верхнем голосе. Вниманию слушателей была представлена в исполнении учащейся Слукиной Софии - «Песня без слов» (Ми мажор).
В период романтизма написано много произведений танцевального жанра, примером тому является творчество австрийского композитора Иоганна Штрауса, автора многочисленного количества вальсов, полек, кадрилей, маршей, мазурок. В исполнении учащейся Клоян Анны прозвучала «Анна-Полька» И. Штрауса.
В начале 20 века американский композитор Вильям Гиллок создает музыкальные произведения, отличающиеся яркой образностью и лиризмом. Его называют «детским Шубертом», отмечая особую мелодичность композиторского дара. В исполнении ученика Булышкина Матвея прозвучала пьеса «Тихий снег».
Для советского музыкального искусства 20 века характерен жанр реализма. В этот период написано большое количество фортепианных сочинений для детей такими композиторами, как С. Майкапар, И. Беркович. В исполнении учащегося Ивана Бондаренко прозвучала С. Майкопара «Колыбельная-сказочка», пьесу И. Берковича «В лесу» исполнила учащаяся Овчинникова Таисия.
Гия Канчели – советский, грузинский композитор, написавший музыку к 50 кинофильмам, а так же вокально- хоровые произведения и сочинения для симфонического оркестра. Фортепианные миниатюры из кинофильмов: «Мимино», «Желтые листья», «Чудаки» исполнили учащиеся- Маштакова Мария и Шармина Полина. Хотелось бы познакомить Вас с творчеством еще одного грузинского композитора- Давида Туриашвили, написавшим инструментальные циклы, кантаты и мюзиклы, а также пьесы для фортепиано. Пьесу «Старое зеркало» исполнила ученица Хруцкая Инна.
Говоря о стилях в искусстве, нельзя обойти вниманием мпрессионизм (от фр. impression — впечатление) — направление в музыке и живописи, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века. Музыкальное наследие импрессионизма наполнено творчеством композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Главное в музыкальном импрессионизме — передача настроений, приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов, а так же тяготение к поэтической пейзажной программности.
Вниманию слушателей было представлено произведение Клода Дебюсси «Арабеска» в исполнении педагога Сукиашвили Нато Гурамовны.
Большое спасибо юным исполнителям и педагогу Сукиашвили Нато Гурамовне за проведенное концертное мероприятие!