Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

PodporinovaПодпоринова Надежда Олеговна

Преподаватель МБОУ ДОД ДШИ «Овация» (эстрадно-джазовый вокал)

Подпоринова Людмила Николаевна                            

Руководитель Образцового художественного детского вокального коллектива «Bell canto»

«Работа над вокальным произведением на уроках cольного пения»

Методическая разработка для начинающего педагога. Краснодар, 2012

Цель работы:
обобщить педагогический опыт работы над вокальным произведением в помощь начинающему педагогу.

Задачи:
проследить целесообразность поэтапного усвоения материала, а также постепенного усложнения выдвигаемых задач.

Возрастная ориентация:
дошкольный возраст и младшие классы учащихся индивидуальной (групповой) формы обучения.


Вокальное воспитание ребенка будет целостным лишь в том случае, если будет достигнуто единство эмоционального, физического, волевого, интеллектуального начала развития ребенка, т.е. все необходимые условия для его гармонического развития.
Основной принцип в работе с детьми - уважение к личности ребенка, обучение в процессе совместного творчества - педагога и воспитанника, старшего (опытного артиста) и младшего (делающего первые шаги).
В условиях публичного выступления проверяется в первую очередь крепость и надежность нервной системы выступающего. Здесь выходит на первый план вера ученика в своего педагога, чувство его надежного плеча. Важно не упустить эту ниточку доверия, и вовремя бросить спасательный круг поддержки мудрым словом и взглядом. Но это потом, на выходе «продукта», на выступлении.
А в самом начале вокального обучения основная и главная цель – научить петь чисто, звонко каждого ребенка, для этого нужно знать хорошо каждого воспитанника в отдельности и уметь применять индивидуальные формы работы.
Надо сказать, что первооснова вокального воспитания - подражательное пение. Детям нужно показать хорошие образцы исполнения, учить уметь слушать, повторять услышанное, сравнивать показ педагога со своим вариантом, исправлять недостатки.
Показ песни с самого начала разучивания должен удовлетворять требованиям вокальной техники и чистоты интонирования, выразительности и образности. Вместе с тем они (эти требования) не должны превышать возможности ребенка по тесситуре, по продолжительности фраз, по ритмической и ладовой сложности.
Каждый вокальный образец должен звучать многократно (а для более старших детей - и в разнообразных вариантах). Следует показать одни и те же мелодии, попевки в различных тональностях, различных темпах и в исполнении не только педагога, но и других детей с хорошо развитым слухом, голосом, общей музыкальностью; целесообразно также показать музыкальный материал, играя его на инструменте. Это возбуждает у детей интерес к творческому проявлению личного восприятия, что обязательно должно найти свое отражение в опытах импровизации голосом или на инструменте.
Для развития внутреннего музыкального слуха рекомендуется на занятиях использовать прием «беззвучного» пения. В нашем понимании «петь беззвучно» или «про себя», это значит – при почти полной задержке дыхания имитировать ритмически точное произнесение слов попевки или песни, представляя себе звучание мелодии.
Детям необходимо научиться отличать чистую интонацию от неправильной, выразительное звонкое пение от тусклого и скучного.
Основой каждого занятия является разучивание фрагмента новой песни и его закрепление, уточнение и проработка. Именно этому способствует применение различных приемов и методов, на которые указано выше.
Можно различать три этапа разучивания песни:

  • главное содержание первого этапа – ознакомление ребенка с песней, 
  • второй этап включает в себя разучивание, 
  • третий – художественную отработку исполнения.

Эти этапы нельзя жестко отделять друг от друга: ознакомление – это уже начало разучивания; разучивание должно быть всегда осмысленным, выразительным, т.е. художественным; с другой стороны, ознакомление с песней продолжается и углубляется вместе с художественной отработкой исполнения. Но на первый план выдвигается то одна, то другая сторона работы.
В первый этап входят короткое вступительное слово, художественный показ, беседа и вторичный показ. Уже эта схема требует выдумки, разных вариантов. В ходе беседы ребенок учится замечать особенности каждой песни, рассказывать о своих впечатлениях. Первый этап завершается соучастием ученика в исполнении песни. С этой целью педагог может исполнить ее с аккомпанементом или без него, со словами или на слоги, или сыграть мелодию без пения; сейчас главное – яркое выражение общего характера песни. Ученик вслушивается в музыку, замечает пульсацию долей, ищет соответствующие движения и, выбрав подходящий вариант, исполняет «ритмический аккомпанемент» в нужном темпе. На следующем занятии необходимо повторять основные моменты ознакомления: художественный показ песни, несколько слов о ее содержании и характере, новый показ, которому ученик аккомпанируют выразительными ритмическими движениями.
Второй этап – разучивание начинается с пения ученика вместе с педагогом. Лучше спеть песню вместе один или два раза подряд с начала до конца, лучше без фортепиано. Это даст возможность выяснить, проблемные для исполнения места, уточнить индивидуальные задачи данного произведения.
Самая кропотливая часть – освоение и усвоение мелодии. Для этого следующие рекомендации. Разучивать мелодию следует по фразам – это небольшая часть мелодии, которая поется на одном дыхании и соответствует одной строке стихотворного текста. Ребенок должен уметь правильно фразировать, брать дыхание между фразами, а не на середине ее. Он должен уметь выделить из общего контекста любую фразу, исправить в ней допущенную ошибку.
Вычленение фразы из песни вначале разучивания непростая задача для ребенка. В повседневной жизни он слышит музыкальные произведения, в т.ч. песни в целом, причем неоднократно; она так и запечатлевается в его представлении в качестве нерасчлененного целого, пока еще не ясного в деталях. От этого дети получают наибольшее эстетическое наслаждение, он старается доучивать песню, идя «от печки» до конца. А фраза для него – слишком маленькая часть песни, которую ему хочется дополнить, развить, закончить.
Вычленение фразы должно быть естественным и осмысленным. Для этого нужно, во-первых, выбрать такую фразу, текстом которой служит стихотворная строка с законченной мыслью. Очень хорошо, если это – главная мысль произведения. Во-вторых, следует выбрать темп не слишком быстрый и не слишком медленный, чтобы одного вдоха было достаточно для исполнения фразы.
Следующий этап – закрепление выученного материала в течение всего репетиционного периода.
Далее идет подготовка к концертному исполнению: закрепление певческих навыков, разучивание движений, хореографических элементов или фрагментов танца (в проигрыше), достижение выразительного исполнения, изготовление концертного костюма – выбор фасона, цвета и качества ткани. В этом этапе участие ребенка просто необходимо, ведь кто как не он будет воплощать замысел поэта и композитора, хореографа и постановщика в единый образ через свое личное осмысление.
Работа с фонограммой и микрофоном имеет огромное значение. Именно поэтому урок должен проходить в специально оборудованном музыкальном классе и (периодически) в технически оборудованном концертном зале. Дать возможность ребенку услышать акустику зала, звучание фонограммы и его собственного голоса в новых условиях просто необходимо для новичка. Здесь все играет огромное значение: наличие мониторов или их отсутствие, качество усилительной аппаратуры и микрофонов, баланс между этими компонентами. Умение быстро ориентироваться, слышать происходящее в каждую конкретную минуту, чувствовать дыхание зала приходит с опытом выступлений. И педагог должен позаботиться об этом. К тому же не всегда есть возможность смодулировать условия предстоящего выступления, например – условия массовых городских праздников, выступление на стадионах, площадях. И вот тут уж произойдет проверка готовности маленького артиста к умению собраться, сосредоточиться на выступлении, не выказав внешне напряженность и растерянность. Мудрость опытного преподавателя в том и состоит, чтобы плавно подвести юного артиста к условиям, где ему самому придется «выплывать», т.е. закалить его в выступлениях перед постепенно расширяющемся кругом слушателей.
Умение ориентироваться в любой ситуации и в любых условиях (концертный зал, учебный класс, школьный праздник на улице, импровизированная концертная площадка на день города), а также должное эмоциональное наполнение выступления (конкурсное выступление, концерт для ветеранов, поздравление учителей или мам с праздником и пр.) – это показатель качественной подготовки артиста, и огромной совместной работы педагога с воспитанником.

Список рекомендуемой литературы:
1. Поляков А. Методика преподавания эстрадно-джазового пения: Экспресс-курс / РАМ им. Гнесиных. – М., 2008. – 44 с.
2. Исаева И. Как стать звездой: уроки эстрадного пения / И. Исаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 251 с.
3. Вицлавик Г. Оценка поведения и характера учащихся / Г. Вицлавик – М.: Просвещение, 1978. – 153 с.
4. Возрастная психология. Хрестоматия. Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – 380 с.
5. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося в ученических коллективах Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович — М.: 1988. – 247 с.
6. Вундт К.В. Теория эмоций
7. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 280 с.

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар