Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Ovcharenko SI

Овчаренко Светлана Игоревна

Преподаватель хореографии МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодара.
Художественный руководитель хореографического коллектива «Вдохновение» ДШИ «Овация»

Важность теоретической деятельности на хореографическом отделении

Методическое сообщение

Многим кажется, что танцевать так же легко, как ходить. Это мнение обманчиво. Для овладения искусством танца нужно обладать определёнными способностями. Даже не столько физическими способностями, так как мы рассуждаем не о профессиональном, а о дополнительном образовании в рамках программы ДШИ, где набор производится исходя из одного желания заниматься тем или иным видом искусства, а способностью пронести это искусство через душу и разум.

Ведь не случайно в профессиональные учебные заведения по хореографии набирают детей возрастом с десяти лет. В 10 лет ребёнок уже в состоянии “взять” материал не только как картинку, а пронести этот материал через разум. Огромное значение в этой работе имеет вопрос терминологии, так как является своеобразным языком этого вида искусства. Общепринятая терминология даёт словесное определение танцевального элемента.

Терминология классического и народно–характерного танца сложилась в ХVII веке (1661г.) во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта терминология стала общепризнанной во всём мире. Но она претерпела много изменений, дополнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и её создательница профессор Агриппина Яковлевна Ваганова. Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине.

Педагогу – хореографу необходимо разъяснять учащимся что обозначает тот или иной термин, проще сказать – перевести на русский язык.

Например: Adagio – медленно, медленная часть танца; Allonge – удлинить, продлить, вытянуть; Arremble – соединять, собирать и т.д. Когда учащийся знает, что обозначает термин, ему легче понять технологию исполнения движения.

Классификация движений исходит, прежде всего, из движений ног.
Первую и важнейшую группу составляют движения ног самих по себе. Движения эти приобретают особенно заметный характер, совершаясь в коленном и тазобедренном суставах. Приседания обозначают по-французски словом "plié" от французского глагола "plier" – сгибать.

Движения в тазо-бедренном суставе образуют целую группу отведений ноги именуемых батманами – от франц. Battement, что означает биение, удар. Вторая группа, как и последующие третья и четвёртая, основана на элементах первой группы. Это вращения, прыжки и вращения в воздухе в которых мы находим великое множество конкретно обозначаемых движений, и все эти движения в совокупности – главный строительный материал, из которого складывается классический танец.

Из этого абзаца можно понять, что каждое последующее движение можно освоить только после первоначального и здесь тоже необходимо отметить значение теории. Без осознания на уровне разума, ученик не может двигаться вперёд в изучении предмета хореографии – будь то классический, характерный или историко – бытовой танец.

В хореографии есть основополагающие понятия, которые основаны на понимании многих терминов. Например: ”элевация”. Без понимания plié, temps leve soutee, aplomb, - не достигнуть понимания элевации. В других жанрах хореографического искусства терминология сходна с классической, тем не менее, есть понятия и отличные. Это обусловлено спецификой того или иного жанра.

Например: В характерном танце существует множество разновидностей “battement tendu”, так как здесь идёт речь не только о вытягивании ноги, но и о “выбрасывании” и сгибании её. Нога может приходить из “невыворотного” положения в “выворотное” и наоборот, можно разнообразить различными выстукиваниями. В характерном танце есть термин “каблучное” “battement tendu”, которое отдалённо напоминает классическое, но если ученик освоил термин в классическом танце, то в характерном он уже не встретится с большими трудностями.

В историко – бытовом танце “pas chasse” исполняется без прыжка, нежели в классическом, но понимание, что этот термин обозначает “гнать”, “подгонять”- облегчает задачу в изучении историко – бытовых танцев. Важность изучения терминологии по хореографии заключается ещё в том, что выпускники школы в дальнейшем могут профессионально общаться с хореографами в любой жизненной ситуации: - в учебных заведениях по хореографии, творческих коллективах, на концертных площадках.

Программа хореографических отделений ДШИ строится по принципу хореографических училищ. Главное – это танцевальные предметы, но чтобы научиться танцевать надо обязательно учиться музыке. Понятно, что равенство здесь может существовать в идеале.

В жизни программа включает только основы музыкальной грамоты. Очень важно ценить необходимость этих теоретических занятий. На уроках дети получают знания о понятиях "акцент, фермата, реприза”. Учатся понимать “длительность звука, паузу, размер такта”, изучают темповые термины – Allegro (быстро), Adagio (спокойно), штрихи: Legato (напевный характер), Staccatto (коротко, отрывисто). Очень важное понятие “динамика музыки” – Piano (тихо), Forte (громко) и др.

На уроках дети знакомятся с динамическими контрастами в связи со смысловым содержанием музыки, а на уроках хореографии выполняют движения с различной амплитудой и силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыки. Так теория, приобретённая на уроках музыкальной грамоты, получает воплощение на уроках по хореографии. Трудно переоценить понимание учащимися “метроритма”, ” ритмического рисунка”- основы музыки для танца.

Подводя итог вышеизложенному, надо определённо констатировать, что практическая часть занятий по хореографии должна быть первостепенной, так как детям должно быть прежде всего интересно, но ни в коем случае нельзя забывать о фундаменте знаний – теории. Эти знания позволяют закрепиться в сознании ребёнка навыкам и умению и пронести это через всю жизнь и даже стать проводником этого багажа для другого поколения.

Список используемой литературы:

  1. Поэль Карп “Младшая муза “ издательство “Детская литература”, 1986 г.
  2. Т. Барышникова “Азбука хореографии “ изд. “Респекс”, “Люкси”, Санкт-Петербург, 1996 г.
  3. А. Ткаченко “Детский танец” изд. ВЦПС Профиздат, 1962 г.
  4. А.Ваганова “Основы классического танца” изд. “Искусство” г.Ленинград, 1980 г.

 

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар