Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Salnikova SV1


Сальникова Светлана Викторовна

Преподаватель класса духовых инструментов  (флейта) МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодара.

«Дирижер и оркестр: специфика коллективного музицирования и управления процессом»

Методическое сообщение

 

На протяжении всей истории человечества - музыка была неизменной спутницей человека, она активно воздействовала на его внутренний душевный мир, на становление нравственных и этических качеств.
В нашем совершенном мире очень сильно ощущается нехватка и необходимость расширения звучания духовно богатой музыки и ее распространения. По сравнению с наиболее развитыми странами, мы испытываем нехватку в недостаточном распространении музыкальных коллективов (профессиональных и любительских), которые исполняли классическую музыку. Возрастает потребность к увеличению профессиональных музыкантов и любителей музыки, приобщенных к её слушанию и исполнению.

Напомним, что коллективное музицирование на различных инструментах, берёт своё начало в глубокой древности. Оно было широко распространено и превалировало над сольным исполнением. В последнее время в музыкальной практике Европы и Америки большое распространение получило детское и юношеское оркестровое музицирование, которое. Осуществляется на базе не только музыкальных, но и образовательных учреждений. 

Так, К. Орф, придавал большое значение воспитанию этических чувств детей через коллективное музицирование, подчеркивал: « Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок - музыкантом или врачом, учёным или рабочим, задача педагогов воспитать в нем творческое начало, творческое мышление».

Орфовский оркестр, составленный из духовых и ударных (высотных и безвысотных) инструментов, обладает впечатляюще красочным звучанием, что служит немаловажным фактором положительной мотивации детей к коллективной игре.

При раннем приобщении детей к совместной игре, ведёт к появлению у них качеств ансамблиста, что очень важно в дальнейшем для музыканта.
Об игре оркестров К.П. Кондрашин писал: « основное, что обращает на себя внимание (...) – это культура ансамбля, гармоничность звучания, равновесие внутри каждой группы и между ними. Здесь сказывается не только результат большой репетиционной работы, но прежде всего, превосходное понимание каждым музыкантом своей творческой задачи в любом эпизоде произведения».

Какой же необходимый комплекс условий, обеспечивающих целостность учебного и профессионального уровней совместной творческой работы дирижера-педагога и молодых оркестрантов, ориентированной на достижение полноценных художественных результатов в концертной практике?

Чтобы взрастить оркестр, нужно выдерживать принципы режима его повседневной деятельности. Создать условия для его постоянного роста и развития.

1. Оркестр должен иметь своё место для занятий, это большой кабинет или зал, так как количество музыкантов в коллективе колеблется от тридцати до семидесяти, а иногда и больше, человек. Это должно быть хорошо проветриваемое помещение, так как технология звукоизвлечения на духовых инструментах – это заполнение инструмента воздухом, надувание; идет большое количества расхода воздуха. А так же нахождения в одном помещении большого количества людей.

2. Оркестровый класс должен быть специально оборудован, на стенах крепятся звукопоглощающие материалы- это занавеси или звукоизоляционные плиты. Так как звуки воспроизводимые большим количеством учащихся на духовых инструментах одновременно имеет очень большой резонанс, происходят сильное колебание и вибрация воздуха, что не очень хорошо сказывается на самих исполнителей музыкантов, которые находятся в маленьких и не приспособленных кабинетах. Проведение репетиций в случайных, неприспособленных для это цели помещениях затрудняет работу над достижением необходимой интонационной стройности звучания инструментов и слаженности их групп.
В необорудованном помещении тембры инструментов сливаются, и затрудняется восприятие отдельных элементов в музыкальных произведениях мелодической линии, гармонии и других. Учащиеся в таких условиях просто себя не слышат.

3. Перед концертным выступлением, важно провести несколько репетиций на той площадке, где будет проводить-с концерт, это дает возможность оркестрантам исполнителям освоиться и приспособиться к новым акустическим условиям.

4. Для хорошего звучания оркестр нужно рационально расположить, нужна правильная рассадка. Размещение и посадка оркестрантов строго соблюдается, как на концертной посадке. Изменения в группах не допускаются, это влияет на качество игры в ансамбле при выступлении в концерте, так как при игре каждая группа инструментов ориентируется на партии рядом сидящих с ними из других групп, связанных между собой распределением аккомпанирующих и мелодических (солирующих) групп.

Инструменты, обладающие относительно небольшой звучностью (силой звука), это группа деревянных инструментов, размещается на первом плане, инструменты с более мощным и насыщенным звуком – несколько глубже.

Пример: первый ряд – флейты,кларнеты; второй ряд – баритоны, теноры, альты, валторны; третий ряд – корнеты,трубы, тромбоны;четвёртый ряд – басы, ударные.
При этом последние ряды будут соответствующим образом смягчены, и звучание басов на подставках будет способствовать более яркому звучанию оркестра.

Общение с оркестром.
В процессе репетиций дирижеру приходится пояснять и делать замечания. Умения дирижера интересно и доходчиво разъяснить свои требования или пожелания, при замечаниях не унижая и оскорбляя оркестрантов. Умение выразить свою мысль или замечание лаконично, просто и ясно. Только тогда, оно будет воспринято исполнителем и достигнет своей цели. Умение поддержать и помочь юным оркестрантам в исполнении своих партий. При исправлений ошибок дирижер должен быть терпеливым. Дирижер обязан хорошо знать партитуру, все голоса и голосоведение; обладать хорошим слухом, дабы уметь исправлять интонационную ошибку точным указанием конкретному учащемуся, не делая несправедливых замечаний другим исполнителям.

Недостаточно отметить неправильность сыгранной ноты, надо поправить и объяснить, что нужно исправить. Дирижеру необходимо пользоваться образными выражениями, которое более доходчиво могут объяснить или дать почувствовать как нужно правильно сыграть тот или иной штрих, динамику или как правильно выполняю фразировку. Например: «больше теплоты», «с яростью», «настороженно», «легко, воздушно», и т.п.

Важно в коллективе, особенно в детском, воспитывать дисциплинированность, инициативность, заинтересованность в общей работе с первого же дня своего общения с ним. Нельзя допускать пропусков без уважительной причины или опозданий. К началу репетиции инструменты должны бать подготовлены и настроены. Учащиеся обязаны быть готовы к работе, стараться сохранять тишину без лишних переговоров, извлечения хаотичных звуков. Очень важно чтобы оркестранты понимали, когда дирижер стал за пульт, должна быть тишина, так же приучены сразу же прекращать игру при соответствующим указании дирижера. Оркестранты, учащиеся у которых паузы во время игры, не должны отвлекаться, а быть внимательны и следить за общим процессом репетиции, все замечания и пожелания руководителя слушать и выполнять, не отвлекаясь посторонними занятиями.

Очень важную роль играет организованность в проведении занятий, и дисциплинированность самого дирижера. Если дирижер не организован в ходе уроков, злоупотребляет разговорами не по теме, не выстроен план изучаемых произведений, не требователен к нарушителям дисциплины или наоборот очень груб своих замечаниях и высказываниях авторитет такого дирижера очень сильно подрывается, и плохо сказывается на дисциплине всего оркестра и учебного процесса в целом. Дирижер завоёвывает свой авторитет своим мастерством, культурой, познаниями, а так же чувством юмора.

При изучении и проигрывании оркестром произведений, дирижеру не следует очень часто прерывать игру, без особых на то причин. Но если это сделано, дирижер должен объяснить доходчиво и кратко с какой целью это сделано, и исправив эти недостатки и двигаться дальше.

Дирижер должен знать своих подопечных, их музыкальные способности, индивидуальные черты, характер, это должно определить стиль работы руководителя. Умения живо и интересно проводить репетиции, так чтобы учащиеся получали удовлетворение от каждого занятия, стремиться заинтересовать всех в коллективе процессом работы и его творческим результатом.


Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар