Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

berejnaya-D-VБережная Дарья Владимировна

Концертмейстер, фортепиано, МБОУ ДО ДШИ «Овация, г. Краснодар


«Критерии исполнительской деятельности: проявление творческой индивидуальности, вдохновение, темперамент, артистизм»

Методическая разработка, представленная на III Краснодарской городской научно-практической конференции «Вопросы методики обучения в детской школе искусств (воспитание личности, внеклассная работа)» 2012ш г.

 

«Разбудить способность – это не значит открыть какой-то клапан, дать простор, природе ребенка. Способности формируются постепенно, в процессе активной деятельности, и, следовательно, велико может быть значение целенаправленной системы педагогических воздействий, достаточно гибких и тонко учитывающих индивидуальные особенности детей».
В.Ягункова

Тема «Дети и творчество» таит в себе много загадок и вопросов. Всегда ли мы понимаем это, приобщая ребенка к миру искусства? В педагогике искусства сохраняется по-прежнему информативный подход и технология овладения средствами того или иного вида искусства, и мало времени посвящается главному – постижению психологических механизмов, возникновению художественного образа и изучению языка различных видов искусства. Остается невостребованным основное, то, без чего искусства быть не может, что определяет искусство, как игру, - чувственное отражение мира.

Даем ли мы достаточно времени детям для того, чтобы в музыке творить? Или постоянно обучаем, как должно быть? «… Мы стоим между двумя мирами - Детством и Искусством. Эти миры расположены совсем рядом друг с другом. Наша роль – портье. Главное – вовремя и одновременно открыть обе двери. Тогда я чувствую, что попадаю в круговорот, который затевают два потока воздуха. Один, теплый,- из детской. Другой прохладительный, обжигающий меня, - оттуда, из космоса Искусства, где обитают те, в чьих книгах, картинах, музыке мы уже запечатлены». Такое образное описание роли взрослого в преподавании искусства детям дает нам музыковед Наталья Басина в книге под названием «С кисточкой и музыкой в ладошке…»

Учиться музыке не для того, чтобы стать музыкантом, а для того, чтобы стать лучшим в любой профессии! Эта философия состоит в том, что образование - это отнюдь не способ накопления неких полезных знаний, которые потом можно будет «продать». Образование – это способ воспитания себя, своего ума, своего подхода к самым разным явлениям, своей способности воспринимать новое и осваивать новые идеи и способы действий; это ключ к тому, чтобы не бояться перемен и всегда действовать сообразно обстоятельствам, получая позитивный результат. Именно таково музыкальное образование, поскольку оно больше, чем какое-либо другое, способствует достижению названных целей.

Одной из наиболее актуальных проблем, связанных с музыкальным образованием, сегодня является проблема развития артистизма музыкантов-исполнителей, вдохновения, темперамента так как только подлинное перевоплощение, которое стремится к предельной точности и выразительности музыкального образа, может запечатлевать в музыке чувство, мысль, душевное движение героев произведения.
Значимость развития артистизма, творческой индивидуальности, темперамента, обуславливает необходимость направить работу над этим качеством с первых шагов обучения ребенка в музыкальной школе и осуществлять на протяжении всего творческого пути человека.
Но особенно целесообразно посвятить занятия развитию творческой индивидуальности, артистизма, вдохновения с учащимися подросткового возраста, поскольку именно данный возрастной этап является сензетивным для развития рассматриваемого качества: подростки отличаются переизбытком жизненной энергии, возросшей активностью, эмоциональностью, стремлением преодолевать трудности, жаждой популярности. Для развития выше перечисленных качеств у подростков любые занятия музыкой (игра на инструменте, пение в хоре, сольное пение) могут стать благодатной почвой.

Способы развития:
Многие педагоги-музыканты настаивают на эффективности создания формирующей среды для личности персонажа, что предполагает реконструкцию предыстории, сочинение биографии персонажа, далеко выходящей за рамки произведения, чтобы определить факторы, которые формировали его личность с детства и определили судьбу. В формировании образа и содержания персонажа значительное место принадлежит приему собирательности, который предполагает слияние жизненного образца и художественного вымысла. Эффективным приемом становления персонажного сознания считается формирующий художественный эксперимент, каковым предстает репетиционный процесс, призванный утончать самочувствие персонажа, постепенно расширять кругозор героя, выяснять детали его предполагаемой душевной жизни.

Методы и приемы занятий, направленных на развитие артистизма, творческой индивидуальности учеников:

1. Демонстрационный
2. Игровой
3. Словесный
4. Метод наблюдений
5. Метод упражнений

Музыка – гигантский ускоритель общего развития ребенка, действующий всесторонне. Позитивное воздействие музыки начинается уже в младенческом возрасте. Мы иногда думаем, что воспитываем музыкантов. На самом же деле мы воспитываем не музыкантов, а мыслителей. И это доказал опыт японского скрипача и педагога Судзуки, который был сторонником максимального вовлечения родителей в музыкальные занятия ребенка.

Мы должны считаться с сегодняшними реалиями: люди не могут отдать время искусству лишь для того, чтобы дети были эстетически развиты. Слишком дорого время, слишком мало денег, слишком ограничены все ресурсы. И мы помогаем людям с помощью искусства и музыки подготовить их детей к жизни, превратить в самостоятельных личностей с повышенной конкурентоспособностью по всем направлениям.
Этот процесс вбирает в себя ряд функций, связанных со стимулированием интереса к обучению, развитием творческого отношения к труду. Формированием потребности к самообразованию и – шире – воспитанием морально-волевых и нравственных качеств личности.
В заключении отметим, что процесс развития артистизма, воображения, темперамента, вдохновения и индивидуальных творческих способностей, как ребенка, так и подростка, безусловно, является основополагающей задачей детской школы искусств на протяжении всего обучения.


Список используемой литературы:

1. Белобородова, В.К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) / В.К. Белобородова // Музыкальное восприятие школьников. М., 1975.
2. Беляева-Экземплярская, С.Н. О психологии восприятия музыки / С.Н. Беляева-Экземплярская. М., 1923.
3. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Гот-сдинер. М., 1993.

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар