Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

Статистика  

Сейчас на сайте 148 гостей и нет пользователей

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Tulupnikova E A130Тулупникова Елена Александровна
преподаватель класса скрипкb МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодар
Методическая разработка

Необходимость ежедневных систематических занятий для учащегося-скрипача нужна для приобретения правильных исполнительских навыков, поддержания технического аппарата в хорошей игровой форме и совершенствования профессиональных способностей.
В работе «Система домашних занятий скрипача» К.Г. Мострас пишет: «Старое испытанное педагогическое правило гласит: лучше заниматься не много, но равномерно, систематически, чем пытаться навёрстывать упущенное время многочасовой игрой в течение одного дня. «Такая система не приносит пользы, может привести к «переигрыванию» рук и, следовательно, выключению из рабочего состояния на долгое время». Следовательно, заниматься самостоятельно надо систематически и ежедневно.
Какое же количество времени в классной и в домашней работе затрачивается при обучении ученика? 

Дни недели 1 2 3 4 5 6 0 Работа в классе 1 час 1 час Домашняя работа 2 час 2 час 2 час 2 час 2 час 2 час 2 час Из этой схемы, составленной согласно учебному плану, видно, что ученик работает с педагогом в классе два часа в неделю, а на самостоятельную (домашнюю) работу падает основная нагрузка.
Можно сделать, таким образом, два вывода:
1. Педагог должен обеспечить за 2 часа в неделю, с одной стороны, развитие у ученика музыкально-слуховых, ритмических моторных данных; развитие мышления учащегося, приобретение и совершенствование профессионально-исполнительских навыков; должен способствовать расширению кругозора учащегося; его художественному росту, развитию творческой инициативны и т.д.
2. С другой стороны, педагог должен обеспечить рациональную домашнюю работу ученика. По вопросам работы педагога с учеником в классе есть немало методической литературы. Классная работа – ежедневная практическая работа каждого педагога по специальности. Как любая область знания, она подчиняется законам прогрессивного развития, благодаря исканиям педагогов, методистов.
Процесс домашней работы учащегося скрыт от контроля педагога. Он слышит на уроке лишь тот или иной результат этого процесса. Домашней работе музыкантов посвящено меньшее количество методических разработок. В данной методической рекомендации наметим пути соотношения классной и домашней работы (по их содержанию и планомерному развитию).
Пути и способы соотношения классной и домашней работы известны:
1. Это системность занятий, организованность занятий в определённом режиме.
2. Запоминание учащимися замечаний педагога (на уроке) и исправление всех недостатков при работе дома.

О значении домашней работы писал Б.А. Струве: «Каждый музыкальный педагог знает, какова значимость в музыкально-исполнительском образовании хорошей проработки домашних занятий, этой почвы, на которой в учебном процессе правильная методика и система развития исполнительских навыков дают свои ценные плоды. И полноценный урожай возможен лишь при наличии этой почвы».
Построение наиболее рациональной системы домашних занятий (а именно, скрипичной) является одной из основных проблем музыкальной педагогики.
Под системой домашних занятий скрипача следует понимать такую организацию и методику проведения их, которая ставит своей целью наиболее продуктивное использование рабочего времени, имеющегося в распоряжении скрипача-учащегося для индивидуальной самостоятельной работы вне класса.
Система домашних занятий заключает в себе две стороны, тесно взаимосвязанные между собой и взаимообусловленные.
Во-первых, режим занятий, в понятие которого входит определение общего количества необходимого рабочего времени, его распределение внутри
рабочего дня, распределение изучаемого материала, его порядок и последовательность.
Во-вторых, метод занятий, то есть конкретные способы изучения, тренировки и преодоления трудностей.
Эта система включает в себя:
1) Конкретно поставленные задачи;
2) Определение характера технического и художественного материала;
3) Нахождение в процессе творческой работы способов овладения техническими сторонами музыкального исполнительства;
4) Возможность применения разных способов занятий в зависимости от возрастных особенностей, этапов работы и уровня подготовленности.

Работа учащихся-скрипачей будет более плодотворной в домашних условиях, если в каждом индивидуальном случае будет решена проблема рационального использования рабочего и свободного времени. Авторы книги «Подготовка старшеклассников к жизни» пишут: «На основе большого конкретного материала мы можем сделать определённое предположение о том, что эффективность использования времени зависит не от самого школьника, но и от состояния планирования учебно-воспитательной работы школы, материальной базы, свободного времени, уровня культуры семьи. Следовательно, решение задачи повышения эффективности использования свободного времени и всего бюджета времени школьников возможно лишь на основе разработки и последовательного осуществления комплексных планов рациональной организации учебного труда и свободного времени с учётом воспитательных задач школы, возрастных и индивидуальных особенностей самих школьников.» 
Из бесед с учащимися, родителями учащихся было установлено, что только 20% учащихся имеют режим дня и строго его выполняют, от 70% до 75% учащихся имеют режим дня, но часто его нарушают, остальные – не имеют режима дня.
Вопрос организации домашних занятий учащегося очень важен. Во - первых, занятия дома должны проводиться в одно и то же время. Когда нет возможности выделить одно и то же время ежедневно, надо сделать постоянное еженедельное расписание, то есть в каждый день недели отводить определённое время для занятий по специальности, и оно должно быть постоянно от недели к неделе. У учащихся тогда происходит психическая и физическая «настройка» на занятия (условный рефлекс). Важна при этом продуктивность занятий. Конечно, продуктивность занятий зависит от нервной деятельности учащегося и сложившихся привычек. При составлении расписания занятий всё это надо учитывать.
Во-вторых, домашние занятия учащегося должны проводиться по определённому плану, в который включаются основные технические и художественные разделы из индивидуального плана, рассчитанного на определённый срок, например, четверть или полугодие.
К.Г.Мострас рекомендует следующий план для ученика, например, третьего класса:
«1. Гамма и трезвучие…
2. Специальные упражнения для
развития правой руки…
3. Упражнение для пальцев…
4. Этюды…
5. Пьесы»
Для учащихся средних и старших классов следует отметить следующие разделы:
а) основные виды техники правой и левой рук (гаммы, упражнения);
б) этюдный материал;
в) пьеса;
г) часть сонаты или партиты И.С. Баха (или другого полифонического произведения);
д) повторение пройденной пьесы;
е) чтение с листа»
При соблюдении определённого режима домашних занятий стандартизация двигательного процесса приводит к выработке стереотипности движений, их закреплению, что является основой выработки профессионально – исполнительских навыков.
Т.В. Погожева пишет: «Каждый данный раздражитель должен многократно повторяться в одинаковых условиях, тогда для формирующегося рефлекса
образуется свой верный путь, который при тренировке быстро закрепляется»
Итак, одно постоянно выделяемое время для домашних занятий по специальности, постоянная последовательность разделов в домашних занятиях, планомерность в изучении тех или иных игровых приёмов вырабатывают стереотип в работе, что обеспечивает плодотворность самостоятельных занятий.
Для того, чтобы получился и закрепился тот или иной приём, необходимо внимание к его выработке, а чтобы это внимание было сосредоточенным и активным, необходимо сознательные усилия воли учащегося.
Проявляется воля ученика, в первую очередь, в выполнении в домашних условиях, (то есть без чьей- либо помощи) определённо намеченной программы, точно по намеченному расписанию. Регламент времени, отводимого для занятий по специальности, устанавливается в зависимости от возраста учащегося. По рекомендации К.Г. Мостраса « на начальном этапе продолжительность занятий должна составлять не более получаса, разделённого на два приёма, с перерывом после каждого приёма для отдыха, освобождения игрового аппарата… Как только появляется физическая выдержка, устойчивость внимания длительность занятий увеличивается до академического или обычного часа с двумя перерывами.» Далее он рекомендует на самостоятельные занятия во второй год обучения отводить один – полтора часа в день (не включая перерывов), а в третий год обучения – 2 – 2,5 часа в день, в последующие годы общий регламент занятий 3–4часа в день.
По нынешним меркам подготовленности детей, поступающих в музыкальные школы, по их интеллектуально и физически возросшему уровню получасовые занятия могут проводиться в течение одного месяца, далее можно увеличить время занятий до 1-1,5 часов в день в первый же год обучения. Конечно, увеличивается количество времени на самостоятельную работу учащихся и в последующие годы обучения. Всё это продиктовано возросшими требованиями к детям, к усложнившимся программам обучения на инструменте. В результате планомерных занятий «игровое» состояние учащегося-скрипача всегда в «рабочем» виде и каждое последующее занятие является закономерным и естественным продолжением предыдущего. К.Г. Мострас, приводя пример расписания учащего второго класса, дозирует время по разделам:
а) гамма и трезвучие – 10-15 минут:
б) специальные упражнения для развития правой руки – 5-10 минут;
в) упражнения для пальцев (типа Шрадика) – 10 минут;
г) этюды – 15-20 минут;
д) пьесы – 20-30 минут.
Всего за 1 час 25 минут плюс перерывы
Необходимо завести запланированное определённое ограничение времени работы над каждым разделом. Соблюдение такой дозировки, во-первых, воспитывает волю, во-вторых, играет существенную роль для большей собранности в последующие занятия, т.к. чувство неудовлетворённости, незаконченности при переходе к работе над другим разделом мобилизует учащегося в дальнейших занятиях продуктивнее использовать предназначенное на этот раздел время.
Плодотворность, продуктивность в индивидуальных домашних занятиях учащегося-скрипача ощущается только при наличии у него таких компонентов, как целенаправленность занятий, музыкально-исполнительская самостоятельность, умение контролировать себя, заинтересованность в работе, сосредоточенность внимания и, если это всё объединить, - активное участие сознания в работе ученика.
Развитие у учащегося музыкально-исполнительской самостоятельности – основная задача педагога. Ещё замечательный критик Г.А. Ларош писал: «Самая важная задача школы – возбудить и разумно направить самодеятельность ученика». Видный русский скрипач Л.Ф. Львов в работе «Советы начинающему играть на скрипке» (1859 г.) писал: «Дело учителя показать удобнейший путь к достижению цели, но ученик должен идти сам».
Музыкально-исполнительская самостоятельность, самоконтроль – такие категории возникают только на основе творческой инициативы учащегося.
Для того, чтобы пробудить творческую инициативу учащегося, необходимо, чтобы ученик видел поставленную перед ним педагогом ясную цель, чтобы педагог конкретно определил круг задач. Ясно понятные задачи лежат в основе анализа учеником своих действий, поисков способов и приёмов для лучшего решения этих задач, то есть, являются отправной точкой, от которой развивается творческая самостоятельность ученика. Л. Ауэр в работе «Моя школа игры на скрипке» даёт совет: «Вслушайтесь в собственное исполнение. Играйте фразу или пассаж различными способами, делайте переходы, меняйте выражение, играйте то громче, то тише, пока не найдёте естественной интерпретации. Исходите из вашего собственного инстинкта, одновременно руководствуясь указаниями других». 
В чём и когда может проявляться творческая инициатива учащегося?
Это самостоятельный подбор вспомогательного технического материала.
В процессе работы над музыкальным произведением на определённом этапе возникают необходимые связи между слуховыми представлениями и мышечными ощущениями, а тем самым и двигательными навыками. В этот период работы у учащегося обостряется способность к самоконтролю и творчеству. В основном учащийся вспоминает те навыки, которые приобретались и применялись им при изучении предыдущего музыкального материала.
«Багаж» этот ещё не велик, но цепкость умений играет важную роль для накопления опыта в самостоятельной работе. Самым ценным является не столько предложение вспомнившихся учеником уже изученных вариантов, сколько предложение собственных, только что придуманных в результате подготовки к уроку различных вариантов. Именно такие счастливые моменты и являются основой творчества ученика, они формируют его творческое начало. Ученика, конечно, надо приучать к самостоятельному анализу исполняемого музыкального произведения. Сначала ученик очень робко пытается рассказать о своих недостатках в исполнении того или иного произведения. Но в дальнейшем, если этот метод будет применяться из урока в урок, то учащийся всё лучше будет слушать свою игру, анализировать её и его требования к качеству игры будут заставлять его искать новые пути, способы, методы исправления недостатков и достижения конечной цели высококачественного исполнения.
«Прислушайся, как ты играешь», «тебе понравилась эта фраза вот сейчас тобой сыгранная? А что тебе не понравилось?» - такие вопросы педагога должны быть постоянными на уроках по специальности с учащимися-скрипачами.
Важным моментом для дальнейшей самостоятельной работы учащегося является подытоживание результатов каждого урока. Если ученик правильно осознаёт итог классной работы на каждом уроке, ясно представляет цели и задачи, методы и приёмы усвоения материала, это облегчает его домашнюю работу, быстрее двигает ученика в его развитии. После окончания занятий уже дома учащийся должен как бы по следам прошедшего урока проиграть по нотам изучаемые произведения и вспомнить все указания педагога. Этот метод активизирует самоконтроль и память учащегося, способствует лучшему планированию его домашней работы.

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар