Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

Статистика  

Сейчас на сайте 208 гостей и нет пользователей

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Dovgal-I A130Довгаль Елена Александровна
преподаватель теоретических дисциплин МБОУ ДОД ДШИ «Овация» г. Краснодар
Методическая разработка

Необходимость творческого музыкального развития учащихся на уроках сольфеджио

Занятия помогают учащимся овладеть инструментом и голосом как средством передачи музыкальных мыслей и эмоций, развивают внутренний слух детей, наделяют музыкальное мышление более глубоким образно-эмоциональным содержанием, делают его более инициативным. Повышается общая музыкальность учащихся, глубже осознается и лучше исполняется профессиональная музыка. Такие занятия развивают и обогащают духовный мир ученика. Кроме того, сочинение-импровизация, помогает выявить индивидуальные особенности каждого ребенка. Здесь происходит не только творческое воспитание учащихся, но и закрепляются их теоретические знания, и такие важные навыки - как умение читать с листа и писать диктанты.
В последние годы в учебных пособиях и программах по сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной работы (развитие вокально-интонационных навыков, сольфеджирование, воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, теоретические сведения) все больше внимания отводится также разделам, как музыкальной анализ на слух и воспитание творческих навыков. Основные направления творческих навыков связаны с такими формами работы, как элементы импровизации и подбор аккомпанемента к различным мелодиям. Упражнения для развития творческих навыков аккомпанемента опираются на конкретные теоретические знания.
Развитие творческих навыков аккомпанемента.
К подбору аккомпанемента с начинающими целесообразно приступить лишь после приобретения ими некоторого слухового опыта и определенных навыков игры на фортепиано двумя руками. На уроках сольфеджио к этой форме работы мы приступаем к концу первого года обучения.
Учащиеся выучивают до десятка небольших песенок, которые исполняют наизусть. Исполняют песенки в разных тональностях, которые изучили к концу 1года: До-мажор, Ре-мажор, Фа-мажор, Соль-мажор, при этом рукой условно показывают направление движения мелодии:
«Пастушья» (французская народная песня)
Затем подбирают к песне (в исходной тональности) сопровождение. Это может быть дублировка мелодии в терцию, выдержанная тоническая и доминантовая квинта, тоническая и доминантовая квинта, тонический субдоминантовый и доминантовый тон. Для более продвинутых учащихся - сопровождение трезвучиями I и V ступени.
Эти выученные песни дети исполняют как транспонирующие во всех пройденных тональностях.
«Пастушья песня»:
Слышишь песню у ворот,
То пастух овец ведет,
Лишь зарей зардеет небо…
«Курочка-рябушечка»
«Едет воз»:
Едет воз без колес,
Едут едут сани…
«Белка пела и плясала»
Вместе с ребятами (изучившими интервалы) мы на уроке подбираем второй голос. При этом объясняю, что чаще звучат во 2 голосе терции и сексты, и желательно избегать подряд квинты и октавы (параллельные) (второй год обучения).
После совместного подбора, дети исполняют полученное 2х-голосие (проверяя удачно ли звучит данный вариант, в противном случае - тут же исправляется)
(Рус. нар. песня «Ах, улица, улица широкая»)
Или же вариант подбора баса и 2 голоса к одной мелодии
«Как у наших у ворот».
Таким образом, группа учеников разделяется на двухголосный ансамбль и возможных аккомпаниаторов.
На 3 году обучения дети пробуют другой вид сопровождения - фактурный. Он может быть исполнен на фортепиано двумя руками. Варианты: бас и трезвучие, бас и арпеджированный вид аккорда… Голосом же они исполняют заданную мелодию.
Дети 4 и 5 года обучения совмещают одновременное исполнение двумя руками фактурного сопровождения и мелодии в правой руке. Чтобы подобрать аккомпанемент к любой песне, необходимо проанализировать мелодию: найти окончание фраз, определить в каких они тональностях, отметить к каким аккордам они относятся, в мелодии выделить обороты
III-II-I, V-VI-VII-I, V-I, IV-III-II-I и др.
Учащиеся знакомятся с необходимыми правилами гармонизации:
Смена аккордов происходит не слишком часто, обычно на сильные доли такта, в очень медленных темпах смена гармонии в мелодии в возможна на каждую долю, затакт чаще всего не гармонизуется, следует избегать по возможности параллельных квинт и октав.
Знания учащихся 4-5 классов обогащаются новыми аккордами. Кроме трезвучий и их обращений добавляются К6 4, Д7, ум 5 3, VII 7, обращения.
Следующая аккордовая схема может применяться при подборе аккомпанемента:
S53 T6 D53 T64 S6 D7T64 D6 T53 D64 T6
Используя изученные аккорды можно следующим образом гармонизовать нижний тетрахорд:
S6 T64 D53 T6
А также происходит изучение каденций - половинной, полной (совершенной, несовершенной):
S53 K64 D53 S53 K64 D53 T53
На уроках дети изучают различные последовательности аккордов, в частности последовательности плавного соединения. Именно такие последовательности удобны в применении для гармонизации мелодии.
Их учащиеся играют в разных тональностях мажора и минора, пробуют петь на 3 голоса (что также важно для развития гармонического слуха).
Последовательности плавного соединения
T53 S64 T53D6 T53 T6 S53 T6 D64T6 T64 S6 T64 D53 T64
Так в качестве примера гармонизации с помощью данной последовательности и используя знания гармонизации каденций можно предложить русскою народную песню «Журавль» -
Повадился журавль журавель.
На соседнюю конопель…
Учащимся предлагается план работы над аккомпанементом в песнях, содержащих отклонения:
1. Сыграть мелодию песни.
2. Проанализировать гармонический план мелодии.
3. Сыграть мелодию песни с басовым голосом.
4. Спеть мелодию песни с аккомпанементом гармонического вида.
5. Исполнить мелодию песни с аккомпанементом в фактуре, соответствующей ее характеру.
Например: «Молодежная» муз. Дунаевского
Начиная с 5-го года обучения дети овладевают буквенной системой обозначения тональностей. Именно такое обозначение широко используется в песенниках, состоящих из популярных вокальных сочинений с авторской гармонизацией. Мажорной трезвучия А, В, С, минорные – Fm, Cm, септаккорд – цифрой 7 – A7, D7, E7
Со знаками # и ? - (As, cis, es)
Возможно и понятие - трезвучие с секстой. Am6
С секстой трезвучие используется на всех ступенях.
«Песня о далекой родине» М. Тариевердиев.
Уже в начальных классах, разбирая с учащимися метрические и ритмические особенности в номерах для сольфеджирования, уделяется внимание на те или иные типы ритмических группировок – здесь ритм марша, здесь вальса, здесь польки. И подбирая сопровождение, оговаривается вопрос о типе фактур – в ритме вальса, польки, марша. В различных вариантах ритмических фактур дети исполняют и гармонические последовательности.
Примеры для гармонизации: (вариант фактуры для песен лирического характера - бас и арпеджированные переборы).
«Колыбельная» муз. М.Блантера
Am Dm
Месяц над нашею крышею светит,
G7 C
Вечер стоит у двора.
Am Dm
Маленьким птичкам и маленьким детям,
E7 Am
Спать наступила пора.

«Надежда» муз. А. Пахмутовой

Dm
Светит незнакомая звезда,
Gm A7
Снова мы оторваны от дома,
B Dm
Снова между нами города,
Gm A7
Взлетные огни аэродромов…
На музыкальном отделении проводится большая работа по творческому воспитанию и развитию способностей учащихся. На уроках сольфеджио и музыкальной литературы я ставлю в классе рабочие задачи:
уделять внимание развитию творческих навыков, подбору по слуху, развитию ритмического чувства (диктанты, упражнения), и навыкам сочинительства. Весной каждого года все учащиеся, начиная с первого класса, готовят совместно с учителем по специальности весь предложенный материал и успешно сдают творческий зачет.
Учитывая возрастные особенности детей каждого класса, постепенно усложняя требования, предлагаются следующие задания:
1. Сочинение мелодии к стихотворению (в 1,2 классах – четверостишье, в 4, 5 классах ребята самостоятельно подбирают поэзию Пушкина, Фета, Лермонтова, сочиняют тексты сами, и исполняют с подобранным сопровождением.
2. Игра гармонических оборотов в ритмах польки, вальса, марша (возможно досочинение мелодий на готовый аккомпанемент).
3. Игра сочинений на предложенные ритмические схемы в размере 2/4, 3/4.
4.Исполнение песни (композиторской) с подобранным аккомпанементом.
Более продвинутые учащиеся самостоятельно работают с заданиями по сочинительству, слабым ученикам тщательно разъясняются принципы, приемы сочинения:
1. Начинать мелодию с любого звука Т53 избранной тональности (разобрать характер текста – метр, ритм; лад).
2. Закончить на тонике избранной тональности.
3. Вести голос плавно, скачок сопровождать поступенным движением.
4. Избегать чрезмерной повторяемости отдельных звуков.
Процесс нотной записи чаще вызывает сложность в верном оформлении творчески созданного материала. Каждый ученик требует пристального подхода в рассмотрении его ошибок и выявлении творческой индивидуальности.
- Учет индивидуальных особенностей каждого ученика чрезвычайно важен на уроке.
Прием, развивающие сочинительные способности – устное (моментальное) сочинение на стихотворные тексты. Он помогает детям укрепить веру в свои способности.
Например: предлагаю своеобразный диалог учитель-ученик:
- Что ты делал котик бурый?
- Шубку шил из козьей шкуры.
- Где же шубка?
- На базаре, там нужда в таком товаре.
- Где же деньги кот пушистый?
- Променял на сыр душистый.
- Где же сыр?
- Занес на крышу, а его там съели мыши…
Музыкальные импровизации на стихи выполняются юными музыкантами с огромным интересом. Каждому самостоятельно предлагается выбор лада, жанрового ритма,
В устной импровизации любой ученик проявляет себя ярко.
Например: шутка «Козел и коза»
Шел козел воды напиться (степенное движение маж. лад)
А коза пошла топится (мин. лад, нисход. движение)
Да как прыгнет через мостик (- скачок в мелодии)
А козел ее за хвостик – цап и поймал! (тянет – нисх. Движение вновь мажорный лад).
Многие учащиеся успешно справляются с нотной записью и предлагают (исполняя сами) различные варианты.
Если в 1, 2 классах импровизировать и сочинять ребята учатся, то в 3-5 классах эти моменты урока идут с акцентом игры.
Во 2, 3 и 4 проводился костюмированный музыкальный концерт – творческий зачет. Ведущими и участниками были дети – Королева Музыка, госпожа Мелодия, господин Ритм, три подружки – Тоника, Субдоминанта, Доминанта.
Каждый ведущий исполнял выходную арию авторского сочинения, по ходу действия все учащиеся класса становились артистами, композиторами, пианистами и певцами. На праздник были приглашены соседние классы, учителя и родители. И каждый выходил с чувством радости от соприкосновения с миром фантазии, творчества. Ведь каждый раскрывал перед слушателями, пусть в небольшой песенке, особенности своего характера, частичку своей души.
«Авторские сочинения для ведущих»
Королева музыка
Три верных товарища есть у меня,
Три главных трезвучия лада.
Помогут всегда и во всем мне друзья,
Три главных трезвучия лада.
Тоника
Тоника, тоника.
Главный устойчивый звук.
И в каждой песне есть тоника,
В конце стоит тут как тут.
Субдоминанта
Я субдоминанта, в гости к вам пришла.
Живу на четвертой ступеньке я, такие вот дела.
Доминанта
А меня узнали ль вы друзья,
Двух приятелей имею я,
Живу на пятой ноте я,
Но к тонике стремлюсь всегда,
Да! Да! Да!
Тоника, тоника, и т.д.
Детские сочинения на тексты
Сл. Викторова
Мы нашей звонкой песней сегодня славим радость,
Мы славим нашу дружбу и славим мирный труд.

Сл.Жарковского

Если за тучку спрячется солнце,
Если нежданно дождик пойдет,
Ты не грусти, не хмурься нисколько.
Знай - непогода скоро пройдет.
Выйдет опять лучезарное солнце,
Будет сиять освещать небосвод…
Ты не грусти, не хмурься нисколько,
Знай, непогода скоро пройдет.

Журавли
Вылетев из Африки в апреле, к берегам отеческой земли.
Длинным треугольником летели, утопая в небе журавли.
Вытянув серебряные крылья, через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья, свой немногочисленный народ

«Детские сочинения на тексты»Сл. Викторова. 

Мы нашей звонкой песней сегодня славим радость,
Мы славим нашу дружбу и славим мирный труд.
Сл. Жарковского.
Если за тучку спрячется солнце,
Если нежданно дождик пойдет,
Ты не грусти не хмурься нисколько,
Знай непогода скоро пройдет.
Выйдет опять лучезарное солнце.
Будет сиять освещать небосвод…
Ты не грусти не хмурься нисколько,
Знай непогода в скорее пройдет.
«Поздравляем»
В этот день 8-го марта мы желаем вам добра,
И цветов охапку, и весеннего тепла.
Поздравляем с праздником женским днем,
И желаем радости и удач во всем.

 

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар