Главное меню  

   

Подпишись  

 

 
   

Архив материалов  

Powered by mod LCA
   

Яндекс.Метрика

   

Статистика  

Сейчас на сайте 47 гостей и нет пользователей

   

bb

   

Экспорт RSS  

   

Harlamova V-I130Харламова В.И.

преподаватель вокально хоровых дисциплин МБОУ ДОД ДШИ «Овация»

Методическое сообщение

В нашей стране огромное внимание уделяется эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Одним из наиболее действенных средств эстетического воспитания является хоровое пение.
В детских школах искусств хоровое пение входит в цикл музыкально-теоретических дисциплин, способствующих развитию и совершенствованию слуха, расширению культурного кругозора, воспитанию высокохудожественного вкуса. Кроме того, на занятиях хора дети осваивают основы хоровой культуры, приобретают навыки хорового исполнительства.

Программа по хоровому пению состоит из 3 разделов: вокальная работа, строй и ансамбль, исполнение хорового произведения, которые в процессе работы над произведением должны находиться в неразрывной взаимосвязи. Преподавание хора и сольфеджио должно быть тесно связано между собой, т.к. эти предметы имеют много общих задач. Начнем с распевания. Оно обычно занимает от 7 до 10 минут, в зависимости от основной цели, поставленной педагогом на уроке, и от состава хора. Этот раздел имеет свои определенные учебные задачи - вокально и интонационно настроить хор. В качестве дидактического материала используют чаще всего попевки на различные слоги, слова или названия нот, пение звукорядов, трезвучий, отрывков из пройденных или разучиваемых песен, пение интервалов. Если наряду с учебными упражнениями применять в распевании различные музыкальные темы - урок становится более эффективным, целенаправленным.

Музыкальный материал должен быть подобран с учетом различных сторон вокально-хорового воспитания:
1. Выработка навыка напевного, протяжного звучания.
2. Выработка навыка легкого, подвижного звучания.
3. Воспитание ладового чувства.
4. Развитие гармонического слуха.
5. Выработка навыка интонирования полутонов.
6. Формирование навыков двухголосного пения.

Остановимся на упражнениях на развитие ладового чувства.
Эта работа имеет очень большое значение. На занятиях хора развитию этого чувства, способствуют упражнения, которые вначале воспринимаются интуитивно, а позже по мере накопления музыкальных знаний, усваиваются сознательно.
Упражнения для настройки хора укрепляют лад. Такие упражнения, как пение отдельных ступеней, небольших звукорядов, интервалов, трезвучия с самого начала должно сочетаться с работой над первыми вокальными навыками. Особенно важно обращать внимание на интонирование тона и полутона, на переходы звуков в устойчивые. Пение мелодических, а позже (по мере усвоения двухголосного пения) гармонических секвенций положительно сказывается на развитии ладового чувства. Пение гаммы представляет немалую трудность, поэтому постоянно нужно давать упражнения на интонирование. Петь небольшие отрезки гаммы, добиваться устойчивого звучания главных ступеней, правильного ведения голоса при интонировании тона и полутона (вверх и вниз).
Хорошо способствует ощущению лада сопоставление мажора и минора: Огромное значение имеет работа над строем и ансамблем. Главное внимание должно быть уделено интонации. Умение точно брать звук и держать его соответственно длительности, обеспечивает хору чистую интонацию. Для ансамбля большое значение имеет ритмическое чувство. Работа над строем и ансамблем тесно переплетается: ансамбль без строя и строй без ансамбля немыслимы.

С самого начала нужно воспитывать способность слушать хор (петь не слишком громко). Важно достигнуть слитности и ровности в звучании унисона поющих голосов. Одноголосное пение должно занимать преобладающее место в работе с младшим хором. Но параллельно с этой работой можно вводить и элементы двухголосия. К пению хора в два голоса лучше приступать тогда, когда дети уже сознательно могут петь по нотам, и когда проведена подготовительная работа над развитием гармонического слуха. Достигнуть хорошего стройного пения, можно лишь при условии, что с первых уроков будет проводиться работа над пением а capella. В начале этот навык прививается путем пропевания знакомой одноголосной песенки, без фортепианного сопровождения. Таким образом, у детей развивается слуховое внимание, особая ответственность, самоконтроль. Разучивая новую песню, надо добиваться, чтобы каждый мог спеть устойчиво без сопровождения фортепиано. Работая над песней, в первую очередь все внимание нужно направить на опорные звуки, которые должны звучать определенно, всегда одинаково. Например, в русской народной песне «Во поле береза стояла» таким звуком является «ми».

Дети должны понимать, что мелодия всегда стремится к определенному звуку (на протяжении песни опорных звуков бывает несколько). Это понятие значительно облегчает работу над строем и положительно сказывается на пении а capella.
Хор очень хорошо влияет на развитие слуха, особенно в партии второго голоса, поэтому очень полезно детям с недостаточно хорошими слуховыми данными находиться в этой партии.

В младшем хоре вначале дети имеют дело с текстом словесным, твердое знание которого способствует свободе исполнения. Разучивание песен по нотам обычно вводится к концу первого полугодия. Нотный текст помогает прочнее запомнить мелодию. Постоянная связь хоровой работы с музыкальной грамотой и сольфеджио помогает сознательному усвоению изучаемого материала. Пению по нотам должна предшествовать дополнительная подготовка путем пения упражнений с названием нот, сольфеджирование несложных мелодий, определение на слух и пение отдельных интервалов. Полезно также выученную на слух песню спеть по нотам. Вся эта работа помогает приобретению навыков чтения с листа. Пение по нотам облегчает и работу над двухголосием. В работе над партиями встречается много трудностей, и очень, важно, чтобы дети понимали свою ответственность, умели терпеливо и упорно работать для достижения все лучших и лучших результатов.

Чисто дикционные упражнения должны занимать немного места в работе. Хорошая дикция необходимо хору не только для того, чтобы исполняемая песня была наиболее понятной слушателю, - она положительно влияет как на вокальную, так и на интонационную стороны работы. Работа над дикцией тесно связана с артикуляцией, которая в свою очередь зависит от умения правильно формировать гласные.
Достигнув с хором умения правильно формировать, протягивая (пропевая) их, легко будет добиваться выполнения таких дикционных правил, как отношение согласной к следующему слогу или краткого звучания согласной в конце слова.
Примеры:
«солнышко» - исполнять - со-лны-шко.
«весна» - ве-сна.
«учебник» - у-че-бник.
(Подчеркнутые гласные должны быть удлиненными).

Все это касалось работы с младшим хором. Задачи старшего хора несколько усложненные. Здесь уже появляется цепное дыхание. Непременным условием при этом является сохранение ровности и силы звучания. Примером такого произведения может быть латышская народная песня «Вей ветерок».
Главное внимание в старшем хоре в работе над звуком следует направлять на достижение хорошей кантилены, но в равной степени хор должен владеть пением нон легато и стаккато.
При пении non legato надо касаться звука твердо, протягивая его, без плавных переходов в соседний звук.
При пении staccato – касаться звука легко и почти не протягивая, образуя между звуками паузу.

Вокальные упражнения в старшем хоре играют большую роль для укрепления детских голосов, для улучшения качества звука. В старшем хоре можно смелее требовать полнозвучности и мощности. Для выравнивания общего звучания, достижения стройного унисона полезно задерживаться на отдельных звуках.
Самым главным в работе над строем и ансамблем является интонация. Большое внимание в первую очередь должно быть проявлено к интонированию отдельного звука, интервала в мелодической последовательности, т.е. - к горизонтальному строю. Если подготовленность хора позволяет вести работу над двух и трехголосными произведениями, то параллельно должно иметь место одноголосное пение. Пение в унисон наилучшим образом воспитывает и развивает чувство ансамбля (ритмическую четкость, слитность, стройность), без которого не может быть хорошего строя.
Чистое интонирование - непременное требование к каждому поющему. Педагог не должен допускать небрежности интонирования, фальшивого пения. На все неточности нужно обращать внимание детей, стараться тут же их исправить. Необходимо учащихся замечать свои ошибки.
Накопленные у детей за время пения в хоре (и параллельно в классе сольфеджио) музыкально-теоретические знания должны помогать преодолению трудностей. Музыкальная грамотность хора, сознательное пение значительно облегчает работу педагога над двух и трехголосными произведениями. Упражнения, предшествующие работе над вертикальным строем, как правило, нужно петь без сопровождения и обязательно по нотам, видеть кварту, терцию, секстаккорд и т.д. Полезно чередовать пение в унисон с последующим звучанием аккорда.

Примерно такими упражнениями можно пользоваться для настройки хора. Работа над текстом, словесным и нотным, требует большого внимания. В старшем хоре дети, как правило, поют только по нотам. Полезно даже знакомые, выученные песни время от времени петь по нотам, сольфеджировать наизусть, развивая зрительную память. Постоянное общение хора с нотным текстом (партиями) способствует развитию навыка чтения с листа, что ускоряет и облегчает процесс разучивания. Как можно дольше нужно заниматься сольфеджированием, по возможности, одновременно всем хором. Важно чтобы дети все время слышали хор, участвуя в нем, чтобы пение на два и три голоса стало для них потребностью, вызывало интерес.

Развитие ладового чувства начинается уже в младшем хоре, когда внимание детей обращается на интонирование тона и полутона, на неустойчивые и устойчивые звуки, сопоставление мажора и минора. Работа над элементами двухголосия развивает гармонический слух. В старшем хоре дети овладевают более широкими понятиями о ладовом тяготении, функциональной зависимости и это помогает наилучшему закреплению полученных ранее навыков в интонировании звука, интервала и освоению более сложных гармонических созвучий.
Уделяя серьезное внимание пению а капелла, важно добиваться безупречной чистоты и устойчивости в исполнении упражнений. Пение гамм, трезвучий, главных ступеней, диссонирующих аккордов с разрешением, каденций, секвенций - все это требует большого слухового внимания и осознания.

Пропевание таких упражнений без сопровождения дает возможность сосредоточить внимание детей на чисто хоровом звучании и лучше ощутить лад. Достижение устойчивости интонации в упражнениях положительно отразится на исполнении хоровых произведений а capella.
В гармонических упражнениях нужно стремиться, чтобы дети поняли, насколько велика ответственность за правильность интонирования. Не механическое запоминание упражнения, а сознательное воспроизведение звука со строгим самоконтролем является залогом успеха в этой работе.

Таким образом. Общими усилиями можно достичь хороших результатов в вопросах художественного, музыкального и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Комментарии для сайта Cackle
   

Официальное сообщество вКонтакте    OK    RuTube    Собственный сайт

   

Пользовательское соглашение

   
© ЦДТиИ Овация г.Краснодар