Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

KungurcevКунгурцев Александр Терентьевич

(из материалов Коваленко Анастасии Николаевны - участника X зональной научно-практическая конференция преподавателей детских школ искусств, эстетических центров и Краснодарского государственного института культуры к 75-летию Дня Победы в Великой Отечественной войне)

Мой прадедушка Кунгурцев Александр Терентьевич был из потомственных казаков. Родился 25 декабря 1906 года в станице Имантавской Омской губернии Кокчетавского уезда. С 1876 года его предки, казаки с фамилией Кунгурцев уже с 19 лет «подлежали к зачислению в стороевой состав 1 отдела Сибирского казачьего войска». Воспитан был Александр в духе христианской идеологии, для которой семья, свой очаг − его крепость. Любовь к своей Родине, ответственность перед ней, вековая верность служения отечеству до последнего вдоха – высший долг казака и обязанность.

Женился Александр Терентьевич на моей 18-летней прабабушке Ленёвой Еликаниде Николаевне из этой же станицы Имантавской. (фото №1) Родители прабабушки были переселенцами из Саратовской губернии Кузнецкого округа, Хвалынского уезда, Бариновской волости. В семье было три дочери: старшая Еликанида, средняя Елена, младшая Августа. Прабабушка Еликанида в годы войны работала в эвакогоспитале в городе Фрунзе: была санитаркой, а затем медицинской сестрой. В городе Кокчетав в семье Кунгурцевых родились четверо детей: дочери Надежда, Любовь, сыновья Юрий, Святослав.

Кунгурцев Александр Терентьевич на войну ушел в первые её дни. Ушёл на фронт 35-летним солдатом. Казаку означена закалка на войне. Какой же ты казак коли не так! На его воинскую долю пала жестокая, самая кровопролитная битва с фашистской Германией. Служил казак в пехотной дивизии. В ходе ожесточённых боёв его дивизия была полностью разбита. Только небольшое количество выживших солдат с тяжелейшими ранениями, были спасены югославскими партизанами.

Так, во время одной из партизанских вылазок группа партизан, в том числе и мой прадедушка, попал в плен. Моему прадедушке и еще двум военнопленным из Польши и Словении удалось бежать. Зимой в 20 градусный мороз под обстрелом немцев был один шанс спастись – переплыть реку Драву (приток Дуная). Вероятность остаться в живых была просто ничтожной. Прадедушка только один  доплыл до берега: контуженный, лишившись большого пальца на левой руке. Он из последних сил боролся с ледяной водой. Ему удалось добраться до расположения наших войск и примкнуть к ним.

Это были события военных действий 1944 года, когда Советские войска освобождали Европу от фашистских захватчиков. Наши войска тогда подошли к реке Дунай. Полгода невозможно было переправиться через Дунай. Все операции заканчивались полным провалом. Командование фронта проводило операцию по форсированию Дуная. Это нужно было, чтобы освободить столицу Венгрии – Будапешт. 

Мой прадедушка воевал до самой победы. В 1945 году Кургурцев Александр Терентьевич был награждён Орденом Великой Отечественной Войны 2 степени. Прадедушка и прабабушка прожили долгую и счастливую жизнь. После войны у родились еще дети: дочь Татьяна и сыновья Борис и Владимир. Старшая дочь, моя бабушка Кунгурцева Любовь Александровна вспоминает детское военное лихолетье: -   "С фронта привозили тяжело раненых бойцов, а мы дети 10-ти лет и младше устраивали в госпитале, где работала мама, концерты: пели песни, читали стихи, напоминая бойцам родные семьи".

А вот о судьбе двух братьев прабабушки известно немного. Ушли в 1941 году на фронт Ленёвы Глеб и Александр и оба не вернулись: считались пропавшими без вести.  И только сегодня, на сайте «Память народа», в 2015 году мы разыскали информацию об одном из них.

В 1942 году Ленёв Глеб Николаевич попал в лагерь для советских военнопленных Шталаг VI C Батхорн ФР, который находился в заболоченной местности левобережья Эмса и работал на сельскохозяйственных работах. (ныне Германия, Нижняя Саксония, Графство Бентхайм). В книге Памяти − О концлагерях − пишут: «… от военнопленного не допускали притязаний на человеческое существование». Инструкции предписывали содержать советских пленных «примитивнейшим образом» и под строгим надзором, «противодействовать любой недисциплинированности» и «стрелять незамедлительно, с твердым намерением попасть в цель», если пленный пытался бежать. «Рабочий ресурс советского военнопленного» был цинично рассчитан на пять месяцев. Так и случилось. В записи лагерной персональной карты обозначена дата смерти 7. 10.1942 года. Фото №2

О судьбе моего дяди, Ленёва Александра Николаевича до сих пор ничего неизвестно.
В 1968 году моя бабушка, Любовь Александровна перевезла родителей из города Кокчетав в Краснодар, где они прожили остаток своих лет. Появились внуки и правнуки…

Мне было 10 лет, когда ушла из жизни прабабушка Кунгурцева Еликанида Николаевна, ей было 85 лет. (Фото №4)

В 2000 году Кунгурцева Александра Терентьевича не стало: не дожил до своего столетия всего шесть лет.

Мои предки удивительно сильные, стойкие и мужественные люди. Я горжусь ими, ценю и уважаю их подвиг, который всегда подразумевает преодоление огромных трудностей. Горжусь тем, что я их правнучка Победы.

Screenshot 1Screenshot 1 Screenshot 1Screenshot 1

Фото №1 Семья Кунгурцевых

Фото № 2 Лагерная персональная карта Ленёва Глеба Николаевича 
Фото № 3 г. Москва, Красная площадь, 1950 год, Кунгурцев Александр Терентьевич с братом
Фото №4 Прабабушка Кунгурцева Еликанида Николаевна, г. Краснодар, 1965 год

Коваленко Анастасия Николаевна - педагог дополнительного образования ГБУ ДО Дом культуры учащейся молодёжи Краснодарского края

Комментарии для сайта Cackle