рассказ-очерк по страницам дневника солдата
(материалы из семейного архива подготовила к публикации внучка героя - Богоявленская Марина Геннадьевна - участник X зональной научно-практическая конференция преподавателей детских школ искусств, эстетических центров и Краснодарского государственного института культуры к 75-летию Дня Победы в Великой Отечественной войне)
Чем отдаленней от нас годы войны,
тем сильнее ощущаешь потребность мира на земле.
Словно солдат, стоит на страже мира людская Память…
На долю солдата и офицера Вишнякова Виталия Сергеевича (моего дедушки) выпало много испытаний. Родился он на Полтавщине в 1923 году. На судьбу его родных не могли не влиять политические события в стране 1938-1939 года: арест отца «врага народа», отверженность, одиночество, изгнание в поисках пристанища: Горький, Харьков, Полтава, а еще секретные предписания, запрещающие проживать в этих городах.
Тем временем, в Европе происходили тревожные события: началась война, фашистская Германия захватывала одно государство за другим. Эти события будущего солдата и его друзей не пугали. Они знали, что есть могучая Красная Армия, которая своим ударом всегда разгромит врага.
В октябре 1940 года Вишнякова Виталия Сергеевича призвали в ряды Красной Армии.
- Ночью с Южного вокзала Полтавы поезд тронулся с призывниками. Куда мы едем – не имели представления, - вспоминал он.
- Прибыли в город Смоленск. Узнали о том, что быть нам с Колей Никоновым курсантами, - вспоминает Виталий Сергеевич. Строгая дисциплина, солдатская караульная служба, наряды.
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война и солдат Вишняков подал рапорт о направлении на фронт, но его направляют учиться в артиллеристское училище. В Ирбите, что на Урале, разместился взвод артиллеристского училища. Курсант училища Виталий Вишняков принял присягу. И дальше проходит боевую подготовку, учения.
В январе 1942 года лейтенант Вишняков получает свое первое назначение. Теперь он командир отдельного зенитного дивизиона. В том же году - командир взвода 359 артиллеристского полка 166 стрелковой дивизии, которая входила в состав 53-й армии.
Июнь 1942 года. Взвод в составе стрелковой дивизии вышел на позиции возле села Молвотицы Новгородской области в трех километрах от переднего края. Идет наступление против 16-й немецкой армии. Здесь лейтенант получает своё боевое крещение. На батарею сыпались снаряды, едкий дым от разрывов стлался по земле, кричали раненые. После обстрелов батарея перешла на другую огневую позицию и вела огонь
Сколько их было дорог войны! Одна боевая позиция сменяла другую. Полк часто снимался с позиций в походном порядке и шел в тыл. Пребывание в тылу было всегда недолгим. Получив пополнение, батарея снова направлялась на фронт. Казалось, что войне не будет конца. Но уже был Сталинград и сводки Сов информбюро были победными.
- Наша 53-я армия, куда входила стрелковая дивизия, наступала в северном направлении на деревню «Рамушево». С севера наступала 11-я гвардейская армия. Армии должны были соединиться и рассечь «Рамушевский коридор», посредством которого соединялась с главными силами окруженная в районе города Демянска 16 - я немецкая армия. «Демянский плацдарм» оказался особенно «горячим». Командира взвода Вишнякова срочно вызвали в штаб командира дивизии. Разговор был недолгим.
- Взвод должен сопровождать пехоту «огнём и колесами», т.е. катить пушки за цепями пехоты, отбивать атаки немцев. Устанавливали пушки на ровном месте без всяких укрытий. Свистели пули и осколки от мин и снарядов. К орудию было невозможно подойти. Стонали раненые. А с неба бомбили немецкие самолеты. Земля тряслась от мощных взрывов, но солдаты и офицеры знали, что боевые, огневые позиции оставлять нельзя.
- Прятались в воронки, за трупы лошадей, за подбитые танки. Лежать на одном месте, когда вокруг рвутся снаряды и мины - нервы не выдерживали, поэтому мы перебегали с места на место,- вспоминал Виталий Сергеевич. После боя хоронили наших убитых. Их стаскивали в одно место, снимали с них обмундирование, оставляли в белье. По найденным у убитых документам составляли списки похороненных на каждую братскую могилу. Полк снова делал небольшой переход и опять выходил на передовую. Иногда наступление полка было демонстрацией для отвлечения сил противника от направления главного удара. А главные удары в это время наносились на юге - по окружению и уничтожению большой группировки немецких войск в районе города Большие Луки.
В июле 1943 года немцы начали наступление на Курской Дуге. Прорвать оборону им не удалось. На Белгородском направлении они продвинулись на небольшом участке на 35- километров. И в это время 166-я стрелковая дивизия начала движение к фронту. Взвод первого стрелкового батальона, которым командовал лейтенант Вишняков вступал в бой, атакуя немцев, освобождая села Котельва, Краснокутск. В районе села Бельск полк принимает боевой порядок для наступления. Снаряды разили врага. На позиции пехоты шли немецкие танки. Лейтенант Вишняков и сержант взвода Елисеев, не растерялись и стреляли по танкам. Один из них взорвался, другие повернули назад. Полк с боями приблизился к Днепру. После форсирования Днепра, дивизия пошла в обратном направлении.
В октябре-ноябре 1943 года полк шел походным порядком на запад, к фронту: занимал боевые позиции у деревень, занятых немцами, вел наступление.
Декабрь 1943 года. Военная операция, в которой участвовал стрелковый полк упоминается в истории Великой Отечественной войны под названием «Невельский мешок». Командир противотанковой батареи 423-го полка ставит перед лейтенантом Вишняковым задачу: войти в деревню Большой Прудок, «оседлать» шоссе и ни шагу назад. Возле деревни проходило шоссе Невель-Витебск. Отбивая вражеские атаки, велась перестрелка с немцами на улицах деревни, во дворах, на огородах. В этом бою погиб друг командира - сержант Николай Климонтович.
Маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян, командующий I-м Прибалтийским фронтом, в своих мемуарах упоминал деревню Большой Прудок, где было перекрыто шоссе Невель − Витебск. Здесь был отрезан последний путь отступления окруженной немецкой группировке в районе города Невель.
- Несколько дней немцы поднимались в атаку и шли «цепями» в наступление, а наш взвод, остатки пехоты, танкисты, а потом и лыжный батальон отбивали их. В ходе ожесточенных боев за деревню мы одержали победу, взяв много групп пленных немцев, - говорится в мемуарах.
Артиллерист Вишняков - командир взвода 45 миллиметровых противотанковых пушек I-го батальона 735 полка принял на себя самый сильный удар немецких частей, пытавшихся выйти из окружения. За мужество и отвагу, проявленную в ходе проведения Невельской операции Вишняков Виталий Сергеевич, был награжден орденом «Отечественной войны II степени».
- Наша 53-я армия, куда входила стрелковая дивизия, наступала в северном направлении. С севера наступала 11-я гвардейская армия. Армии должны были соединиться и рассечь «Рамушевский коридор», посредством которого соединялась с главными силами окруженная в районе города Демянска 16-я я немецкая армия. По воспоминаниям командира, особенно «горячим» был «Демянский плацдарм».
- Прятались в воронки, за трупы лошадей, за подбитые танки. Лежать на одном месте, когда вокруг рвутся снаряды и мины - нервы не выдерживают, поэтому мы перебегали с места на место,- писал Виталий Сергеевич. А с неба бомбили немецкие самолеты. Земля тряслась от мощных взрывов, но солдаты и офицеры знали, что боевые, огневые позиции оставлять нельзя. Взвод сопровождал пехоту «огнём и колесами», т.е. катили пушки за цепями пехоты, отбивали атаки немцев. После боя хоронили убитых. По найденным у убитых документам составляли списки похороненных на каждую братскую могилу. Иногда наступление полка было демонстрацией для отвлечения сил противника от направления главного удара. А главные удары в это время наносились на юге – по окружению и уничтожению большой группировки немецких войск в районе города Большие Луки.
Весной 1944 года наши войска освободили Ленинградскую область и вышли на границу с Прибалтийскими республиками. На юге освобожден Крым, Одесса, вся Прибрежная Украина до государственной границы. I-й Прибалтийский фронт встретил сильное сопротивление немецкой группы «Центр» и продвинулся севернее Витебска.
Март 1944 год. Взвод полковой батареи 76-милиметровых пушек 517 полка 166 стрелковой дивизии то снимался с передовой и отходил в тыл, то снова вместе с полком выдвигался на передовую.
Апрель 1944года. Немцы вели артиллеристский огонь «по площадям», т. е. бросали снаряды в разные места расположения полка. Лейтенант Вишняков возвращался из штаба на наблюдательный пункт, к месту расположения батареи. Услышал выстрел немецкой пушки и приближающий вой снаряда. Разорвавшийся снаряд ударил в ногу и разбил осколком ступню. Раненный офицер упал в болото и долго полз с разбитой ногой, пока его не нашел солдат- связист, который шел проверять линию. Повозка привезла его на батарею.
В санитарной роте полка лейтенанту Вишнякову ампутировали ногу. Затем были долгие месяцы лечения в армейских госпиталях. После выздоровления, санитарные поезда развозили раненных в разные города: Калинин (Тверь), Фрунзе, Чимкент. Медицинская комиссия, направила лейтенанта Вишнякова на пересыльный пункт города Ташкента, в распоряжение командующего артиллерией Среднеазиатского военного округа города Ташкента. Там нестроевики, «ограничено годные второй степени» месяцами ждали предписания. И вот оно получено: место жительства - город Харьков. 25 августа 1944 года получил протез из камеры хранения вокзала, одел. Всю оставшуюся жизнь уже не снимал его.
Прошло много лет. Окопы и траншеи заросли травой, но осталась память. Мы читаем мемуары «Незабываемое» - воспоминания о детстве и войне» - солдата, лейтенанта Вишнякова Виталия Сергеевича и как будто слышим его наказ:
Ничто на свете не пройдет бесследно,
нас память сердца будет волновать…
Пусть будут счастливы сегодня дети,
Мы о войне не будем забывать.
Фото №1 Дом в Полтаве на площади Дзержинского. д. № 20 (бывшая Сенная (1934-1938 г.)
Фото №2 Дом в Полтаве на ул. Дзержинского, №50, где семья жила по возвращении из Горького (г. Нижний Новгород) с 1938 по 1941 год
Фото № 3 г. Вишняков Виталий Полтава, 1939 год
Фото № 4 Я - солдат в г. Смоленске. Ноябрь 1940 г.
Фото № 5 Фронтовой друг Борис Косолапов, 1943г.
Фото № 6. Январь 1944 г., I Прибалтийский фронт. Деревня Горовцы, Витебская область
Фото № 7. Военный госпиталь, г. Фрунзе (Бешкек) июль, 1944г. Старший лейтенант Зуев и лейтенант Вишняков за игрой в шахматы
Богоявленская Марина Геннадьевна - педагог дополнительного образования ГБУ ДО Дом культуры учащейся молодёжи Краснодарского края
Литература
1. Мемуары «Незабываемое» - воспоминания о детстве и войне» - Вишнякова Виталия Сергеевича, 1985г.